Переход на новый стиль: как Указ Петра I изменил празднование Нового Года
- Переход на новый стиль: как Указ Петра I изменил празднование Нового Года
- Связанные вопросы и ответы
- Когда был издан Указ Петра I о праздновании Нового Года
- Как изменились традиции празднования Нового Года после издания Указа
- Как Указ Петра I повлиял на культуру России
- Что было изменено в календаре после издания Указа
- Как праздновали Нового Год до издания Указа Петра I
- Какие другие изменения были сделаны в календаре в XVIII веке
- Как Указ Петра I повлиял на общественную жизнь России
- Как был воспринят Указ Петра I обществом
- Какие праздники были добавлены в календарь после издания Указа
Переход на новый стиль: как Указ Петра I изменил празднование Нового Года
Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января. В этом царь последовал примеру христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. В именном указе самодержец объявил:
«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
Самодержец не мог целиком перевести Русь на новый календарь, поскольку церковь жила по юлианскому. Чтобы синхронизировать российское летосчисление с европейским, царь повелел считать годы не от сотворения мира, как раньше, а от Рождества Христова. Таким образом, первое января 7208 года от сотворения мира стало первым января 1700 года от Рождества Христова. Поскольку многие страны жили по григорианскому календарю, а Россия по юлианскому, то Новый год стал на 11 дней опережать европейский. Крестьянство пока что предпочитало отмечать Новый год в сентябре, а новая дата больше ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством. Новый год в январе стал по настоящему народным праздником гораздо позднее.
«Именным указом от 1699 года Пётр I велел отныне вести летоисчисление с 1 января, по примеру не только европейских государств, но и славянских городов, «от которых вера наша православная принята», – рассказывается в книге Ивана Божерянова « Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу ». Эта книга размещена в коллекции « Новый год и Рождество в России » на портале Президентской библиотеки», — прокомментировала в пресс-службе Президентской библиотеки.
Переход на новый стиль: как Указ Петра I изменил празднование Нового Года
В России традиция отмечать Новый год по осени просуществовала более 200 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано в соответствии с григорианским календарём, который использовался в христианских странах. В указе самодержец объявил: «Известно мне, великому государю, что в многих европейских христианских странах, а также в народах, живущих по восточному православному календарю, как волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, а также мои подданные черкасы и все греки, которые приняли нашу православную веру, все те народы считают год от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, с 1 января, а не от создания мира.» Самодержец не мог полностью перейти на новый календарь, поскольку церковь жила по юлианскому календарю. Чтобы синхронизировать русское летосчисление с европейским, царь повелел считать годы не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Таким образом, первое января 7208 года от сотворения мира стало первым января 1700 года от Рождества Христова. В результате Новый год стал на 11 дней опережать европейский. Крестьянство продолжало отмечать Новый год в сентябре, а новая дата больше ассоциировалась у них со Святками и Рождеством. Новый год в январе стал по-настоящему народным праздником гораздо позднее.Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Кто был Петром I и почему он издал указ о праздновании нового года
Ответ: Пётр I, также известный как Пётр Великий, был российским императором с 1682 по 1725 год. Он издал указ о праздновании нового года в 1699 году, чтобы упорядочить календарь и привести его в соответствие с европейскими стандартами. Это было частью его реформ, направленных на модернизацию России и её интеграцию в европейскую политическую и культурную жизнь.
Вопрос 2: В каком году был издан указ Петра I о праздновании нового года
Ответ: Указ Петра I о праздновании нового года был издан в 1699 году. Император решил изменить дату празднования Нового года с 1 сентября на 1 января, чтобы привести российский календарь в соответствие с европейскими стандартами.
Вопрос 3: Как изменился календарь после издания указа Петра I о праздновании нового года
Ответ: После издания указа Петра I о праздновании нового года, дата Нового года была изменена с 1 сентября на 1 января. Это означало, что календарь России стал более похож на европейские календарные системы. Кроме того, Пётр I реформировал календарь, добавив дополнительные дни, чтобы привести его в соответствие с юлианским календарем.
Вопрос 4: Как приняли указ Петра I о праздновании нового года в обществе
Ответ: Указ Петра I о праздновании нового года встретил сопротивление со стороны части общества, особенно среди крестьян и духовенства. Многие люди были привязаны к традиционной дате Нового года, и изменение календаря было воспринято как нарушение традиций. Тем не менее, Пётр I настаивал на своем решении, и в конечном итоге указ был принят.
Вопрос 5: Как повлиял указ Петра I о праздновании нового года на культуру России
Ответ: Указ Петра I о праздновании нового года имел значительное влияние на культуру России. Он способствовал интеграции России в европейскую культурную и политическую жизнь, а также способствовал модернизации страны. Кроме того, изменение даты Нового года стало частью более широких реформ Петра I, направленных на модернизацию России и её интеграцию в европейскую культуру.
Вопрос 6: Как изменился календарь России после издания указа Петра I о праздновании нового года
Ответ: После издания указа Петра I о праздновании нового года, календарь России был изменен с даты Нового года 1 сентября на 1 января. Это означало, что календарь России стал более похож на европейские календарные системы. Кроме того, Пётр I реформировал календарь, добавив дополнительные дни, чтобы привести его в соответствие с юлианским календарем. Эти изменения способствовали модернизации России и её интеграции в европейскую культурную и политическую жизнь.
Когда был издан Указ Петра I о праздновании Нового Года
Весенний или зимний?
На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.
В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.
Новый год в Государстве Российском
Послек нашим предкам пришел византийский календарь, согласно которому празднование Нового года приходилось на 1 сентября. В этом тоже была своя логика: когда сельскохозяйственные работы завершены и урожай собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, считалось, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали дважды: официально – осенью и по старым обычаям – весной. В XV веке, когда Русьот ордынской зависимости, Московский государьприказал установить единую дату, и празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.
С 1495 года 1 сентября впроводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке эту традицию дополнили: теперь монарх, его свита и бояре выходили к народу в нарядных одеждах и поздравляли с праздником. После торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, но называли его тогда иначе – «Первый день в году».
Приказ веселиться и ставить ели
Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину послев 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя оскоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.
Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат, наблюдая за процессией.
С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годыНовый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. Посленовогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.
Обложка: А.Ф. Чернышев «Рождественская ёлка в Аничковом дворце», 1848 год.
Как изменились традиции празднования Нового Года после издания Указа
1699 год в России длился всего 4 месяца. Так получилось потому, что главный русский реформатор, Петр I, решил перенести празднование Нового года с 1 сентября, как это было раньше, на 1 января. Таким образом, 1 сентября на Руси отметили новый, 1699-й год, а уже 1 января встречали 1700-й. Зачем царь перенес важную дату, и как прошла первая зимняя новогодняя ночь – в материале SPB.AIF.RU.
Как в Европе
До конца XV столетия Новый год на Руси праздновали с приходом весны. Эта традиция была пережитком, сохранившимся с древнеславянских времен: считалось, что в марте земля пробуждается от долгого сна и начинает набираться сил для приношения урожая. В 1495 году от языческого обычая решили отказаться. Новый год стали отмечать сентябре: люди верили, что именно в этом месяце Бог сотворил мир. Праздник назывался не Новым годом, как сейчас, а «Первым днем во году». Само торжество было довольно своеобразным. На площади перед Кремлем в Москве проходило шествие, сопровождаемое колокольным звоном. Во главе процессии шли царь с патриархом, за ним – бояре. После этого праздник заканчивался.
Так продолжалось на протяжении целых 200 лет. Двухвековую традицию прервал Петр I. После своего путешествия по Европе молодой царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад жизни. Не стало исключением и празднование Нового года. 1 сентября в России отпраздновали наступление нового, 1699 года, а 20 декабря Петр издал указ, согласно которому Новый год наступал 1 января – на восьмой день после католического Рождества, как в Европе.
Веселье всю неделю
Сначала народ воспротивился царскому приказу: менять устоявшуюся традицию никто не хотел. Однако выбора у людей не было. Кроме переноса самой даты торжества, Петр ввел и новые атрибуты праздника, и следовать новым правилам нужно было в обязательном порядке. Так, символом Нового года теперь были не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Каждая семья должна была украсить ими свой дом в преддверии праздника и не убирать украшения вплоть до 7 января. Еловые ветки разрешалось заменить сосновыми и можжевеловыми. В канун Нового года придворные ездили по столице и проверяли, все ли выполнили волю царя и украсили свои дома. Тот, кто ослушался, карался штрафом.
Как Указ Петра I повлиял на культуру России
"В истории человечества все существовавшие календари так или иначе были связаны с религиозной традицией. Со времени принятия христианства на Руси установилось летоисчисление от сотворения мира, случившегося, как считается, за 5508 лет до Рождества Христова. При этом названия месяцев были заимствованы из юлианского календаря, появившегося в I веке до н. э. при Юлии Цезаре, который в 46 г. до н. э. провел календарную реформу. По юлианскому календарю жила и Византийская империя, откуда христианство пришло на Русь. Кроме того, Русская Православная церковь вычисляла дату празднования Святой Пасхи по особому лунно-солнечному календарю, который находился в тесной связке с юлианским", – объясняет доцент, заместитель заведующего кафедрой общественных наук РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Сергей Оськин.
Однако, по словам эксперта, юлианский календарь не был точен с астрономической точки зрения: солнечный год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд, а средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (три года по 365 дней и в каждый четвертый год – високосный – добавляется дополнительный день). Будучи длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд, юлианский год отставал от реальной смены лет. К XVI веку стало очевидным смещение дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю, что создавало трудности при вычислении даты Пасхи. Это привело к реформе календаря, инициированной римским папой Григорием XIII, по имени которого обновленный календарь и стал называться григорианским. После 4 октября 1582 года наступило 15 октября, т. к. юлианский календарь к тому времени отставал от солнечного уже на 10 дней.
"В григорианском календаре, как и в юлианском, каждый четвертый год является високосным, за исключением лет, номера которых делятся на 100, но при этом не делятся на 400 (так, 1900 год не был високосным, а 2000 – был), – уточняет историк. – Таким образом, за каждые 400 лет григорианский календарь имеет на 3 високосных года меньше, чем юлианский, за счет чего он значительно ближе к астрономическому: разница в сутки между ними набежит только в течение 3323 лет.
Что было изменено в календаре после издания Указа
На Руси славянские народы отмечали Новый год не зимой, а весной – в день равноденствия. Праздник приходился на период 10-20 марта. Считалось, что в это время на смену холодам и морозам приходят теплые весенние деньки, олицетворяя молодость и процветание.
Чтобы встретить долгожданную весну, принято было проводить колядки, народные гуляния, петь песни. Праздник не обходился без блинов – это особое лакомство считалось символом солнца. С появлением христианства на Руси Новый год сдвинулся на 1 сентября, но весенние традиции сохранились – сейчас в это время мы отмечаем масленицу.
Принято считать, что Новый год 1 сентября проводится в честь собранного урожая. Именно эта дата празднования была выбрана московским митрополитом в 1342 году в соответствии с юлианским календарем. Но жители на Руси не восприняли этот указ. Только в 1492 году Русская православная церковь официально утвердила празднование Нового года на 1 сентября и установила уже знакомый нам календарь на 12 месяцев.
Интересно, что на Руси названия месяцев звучали иначе. Например: сентябрь – рюень, ноябрь – грудень, декабрь – студень, а май – травень.
Больше 100 лет Новый год праздновали весной Фото: Диля Ахмадишина
Считалось, что к Новому году необходимо завершить все сельские работы и значимые дела, а различные документы и указы, наоборот, начинали подписывать только с 1 сентября.
Всем известную дату с 31 декабря на 1 января ввел Петр I в конце декабря 1699 года.
Жители деревень и сел постепенно привыкали к нововведению. Император первым ввел моду на украшение домов к Новому году. Правда, наряжать елку народ не спешил. Дело в том, что хвойные деревья у славян использовались в погребальных обычаях. Никто не хотел разозлить духов зимы, поэтому традиция с украшением елки долго не приживалась.
Как праздновали Нового Год до издания Указа Петра I
По Указу царя Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира в России вводился юлианский календарь, ведущий летосчисление от Рождества Христова.
Для того, чтобы перейти на новый календарь с летосчислением «от Рождества Христова» следовало в старом календаре от «сотворения мира» от года 7208 отнять 5508 лет.
В Указе Петра I предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира, наступит 1 января 1700 года от Рождества Христова, «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».
Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. Принятие Россией летосчисления по юлианскому календарю во многом облегчало торговые, культурные и научные связи с Европой, хотя во многих странах Европы в 16 -17 веках уже было принято летосчисление по григорианскому календарю.
Своим указом царь Петр I велел празднования Начала года перенести с 1 сентября на 1 января
/из истории/
Зачем Петр 1 заменил календарь?
У каждого народа было своё летоисчисление (от какой-то событийной даты, правителя, мудреца или явления), но когда народ захватывали, вводился чужой календарь, чужое летоисчисление.
Для чего? Чтобы отсечь всё Наследие.
Ведь Петр 1 не просто заменил руский календарь на европейский, он украл у народа 5508 лет Наследия Предков, и появилась возможность в академических книжках по истории написать, что до христианизации, Руси как бы и не было.
После Петровской реформы Наследия как бы не стало, и плюс вырезались все родовитые мужи (Бо-Ярые), древние Рода.
Таким образом, появилась хлюпкая новая элита, как в новейшей истории: коммунистов убрали от власти, и пришла новая хлюпкая, дохлая элита – голубые мальчики, розовые девочки.
Тоже самое делал Петр 1: запрещал носить бороды (богатство Рода, связь с Предками), заставлял мужчин ходить в колготочках, панталончиках, одевать всякие висюлечки, ленточки, бантики, как маленькие девочки.
Народ называл новую элиту женоликими, ****оликими, до сих пор осталось выражение «****ское лицо» (по-славянски, ***** – это болтун, пустомеля; не путайте со словом «блуд»).
При закладке любого Храма, в данной местности вводилось летоисчисление от Сотворения Храма.
При храме могло быть несколько летоисчислений, чтобы не пользоваться длинными записями вводили новое летоисчисление, но при этом сохранялось и старое.
Так было не только на Руси, допустим: в Индии существует более 300 форм летоисчисления (300 календарей).
В 1948 году Опалённый стан (Палестина) разделили на две части: Палестину и Израиль, и Израиль вернул себе свой календарь.
Т.е. во всём мире сейчас 2014 год от Рождества Христова, а в Израиле Лето 5774 от Адама, этим они как бы показывают всему миру, мол у вас культура, наследие всего 2000 лет, а у нас почти 6000 лет, поэтому мы самые главные и вы все произошли от нас (т.е. библейская теория).
Для международных договоров они пользуются обычным календарём, а у себя в стране живут только по своему календарю.
У славян своё летоисчисление, Лето 7522 от С.М.З.Х. (Сотворение Мира в Звёздном Храме), но это не как у христиан от «Сотворения Мира», якобы Бог сотворил Землю.
Нет, у славян Звёздный Храм – это название Лета, т.е. определённой годины, когда наши Предки победили Предков китайцев, а Сотворение Мира – это заключение мирного договора между народами (Мир Сотворили в день осеннего равноденствия).
Но есть и другие формы летоисчисления.
Ведь не бывает же, чтобы в нулевой год заключали мир.
Допустим, Сотворение Мира в Звёздном Храме произошло в Лето 5500 от Великого Похолодания, поэтому следующее Лето 5501 от Великого Похолодания стало ещё и 1-ым Летом от С.М.З.Х.
То есть наследие уже увеличивается, помимо наших 7522 лет, ещё на 5500 лет. Поэтому старые формы записи летоисчислений не отвергаются, а зачитываются на Новолетие: Лето 7522 от С.М.З.Х. это также и Лето 13022 от Великого Похолодания.
Это говорит о том, что наше Наследие (Iсторiя) не тысячу лет, как утверждают христиане или покойный академик Лихачёв: «Зачем разбирать то, что было до христианства, нам хватит и этой тысячи лет» — ему может и хватит, а славяне должны хранить всё наше Наследие.
Царский указ назывался так:
"О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета отРождества Христова, а не от 7208 Сотворения Мира " (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III (1689-1699 гг.). -СПб., 1830. - С. 680-681. - № 1735).
Какие другие изменения были сделаны в календаре в XVIII веке
В социальной сфере России при Петре I были проведены большие реформы, в результате которых было ограничено передвижение населения по стране. Были установлены ограничения в выборе занятий, в переходе от одного чина в другой. Безусловно, эти изменения тормозили развитие промышленности, торговли, рост и развитие городов.
В России прочно утвердилось дворянство, ставшее господствующим и единым сословием.
Помещики получили право передавать свои поместья по наследству, но земля передавалась только одному наследнику, дробить землю между сыновьями запрещалось.
Дворяне получали привилегированное положение только тогда, когда служили. При продвижении по «служебной лестнице» на первом месте были заслуги на благо государства.
«Табель о рангах» давал возможность солдату дослужиться до чина офицера, а через 15 лет безупречной службы незнатный человек мог получить дворянство.
При Петре Великом было невозможно избежать службы законным путем, а незаконные пути жестоко преследовались. В петровский период дворяне должны были уметь писать, читать, знать четыре арифметических действия, понимать иностранные языки. Дворяне, бывшие неграмотными, не могли жениться. Военная и гражданская служба дворян определялась самим императором. Петр сам иногда принимал у них экзамены, по результатам которых они получали соответствующий разряд.
При Петре I впервые была проведена перепись населения – ревизские сказки, для учета численности населения, которое должно платить подушную подать.
Государство в 1724 г ввело паспорта для системы контроля над подданными и ограничения передвижения по стране.
Состав государственных крестьян при Петре Великом изменился. К ним относились прежние черносошные крестьяне русского Севера, местные и переселенцы в Сибири, народы Поволжья.
Бывшие служилые люди по прибору тоже частично перешли на положение государственных крестьян, плативших подушную подать.
В результате этих изменений в единое сословие были соединены все сельские жители, не принадлежавшие светским и церковным владельцам.
Государственные крестьяне считались свободными подданными государства и несли тягло.
За определенные заслуги своих приближенных император мог подарить им государственные земли. Крестьяне, жившие на этих землях, становились крепостными. Единой группой крепостных стали вотчинные, монастырские, патриаршие крестьяне. Холопов слили с крепостными крестьянами, и страна почти полностью стала крепостнической.
Увеличивающееся число государственных мануфактур требовало большего числа рабочей силы, с этой целью по указу царя к мануфактурам были «приписаны» черносошные крестьяне, работавшие на них несколько месяцев в году. Зарплату таких крестьян засчитывали в качестве подати государству.
Развивались не только государственные, но и частные мануфактуры, их владельцы покупали целые деревни и использовали живших в них крестьян для работы на мануфактурах. Этих крестьян называли посессионные.
В жизни сословий изменилось многое – дворяне стали иначе служить, горожане получили новое устройство и льготы, крестьянство слилось с холопами.
Как Указ Петра I повлиял на общественную жизнь России
- Указом о пуговицах Петр будто бы повелел пришивать на обшлаги мундиров пуговицы - чтобы солдаты не вытирали краем рукава рот после еды.
- Это фейковая история. Пуговицы уже были во французском мундире, на камзоле, когда Петр стал царем, и подобные мундиры были приняты и у нас.
- Указом о подошве царь запретил чинить подметки на обуви гвоздями или железными скобами?
- Подобный указ был, вероятно, на самом деле. В Петербурге в то время довольно часто происходили происшествия, взрывы на пороховых мельницах. И там Петром категорически было запрещено ходить в подкованной железом обуви. Причина проста: при ходьбе в такой обуви из-под ног часто вылетали искры, когда задевали о брусчатку. Потому на пороховых предприятиях было предписано ходить в мягких тапочках. Их специально шили. Потом такой запрет распространился шире.
- Указ о появлении в ассамблее: дескать, «в освещенном зале, возникнув вдруг, духом не падай, телом не дубей, округлив руки и не мешкая, в кипение гостевое со рвением включайся».
- У Петра I есть указ об ассамблее, но там нет таких слов. Указ касался чиновников. В нем есть регламент поведения, но про «задубевшее тело» там не сказано.
- Указ царя «о придурковатом и лихом виде подчиненных» - это…
- Вот это точно фальшивка. Так называемый окрест. Распространялся среди чиновников. Это напоминает «письмо турецкому султану». Скорее всего, этот текст «указа» придумали приказные.
- Неужто для дискредитации царя?
- Нет, это такая довольно удачно стилизованная подделка. Под стиль настоящих указов Петра. Тогда были люди, которые внимательно вчитывались в документы и начинали воспроизводить с высоким уровнем стилизации.
Как был воспринят Указ Петра I обществом
В таблице приведены наиболее существенные праздники.
Дата | Название | Примечание |
---|---|---|
1 января (нерабочий день) | Новый год | С 1898 года является выходным днём. С 1930 по 1947 гг. являлся рабочим днём. |
7 января (нерабочий день) | Рождество | Православное Рождество по старому (юлианскому) стилю. День был нерабочим до 1927 года. |
22 января (нерабочий день) | Кровавое воскресенье | Являлся нерабочим днём в ознаменование жертв 9 января . В некоторых календарях также отмечался как день памяти Ленина , умершего на день раньше. 21 и 22 января отмечались чёрной рамкой. Отменён в 1951 году. |
23 февраля | День Советской Армии и Военно-морского флота СССР | Дата для этого праздника выбрана в честь побед Красной армии над войсками кайзеровской Германии в 1918 году под Псковом и Нарвой. Отмечается с 1922 года; до 1949 года носил название «День Красной армии и Флота ». С 1993 года называется « День защитника Отечества ». |
8 марта (нерабочий день) | Международный женский день | С 1965 года является нерабочим днём. |
12 марта | Низвержение самодержавия | Праздник был приурочен к годовщине Февральской революции (буржуазной) и установлен в 1918 году, но просуществовал недолго. В 1929 его отменили в городах, а в 1940 году и в сельской местности. |
18 марта | День Парижской коммуны | Праздник был установлен Лениным, так как он считал Парижскую Коммуну первым в истории примером диктатуры пролетариата. Просуществовал с 1918—1929 гг., в сельской местности до 1940 г. |
1 и 2 мая (нерабочие дни) | День Интернационала → День международной солидарности трудящихся или Золотая неделя | В 1917 году (ещё до установления Советской власти) в День международной солидарности рабочего класса было первое открытое (не подпольное) отмечание рабочими. С 1918 года 1 мая стало официальным государственным праздником с названием «День Интернационала » и нерабочим днём; с 1928 года добавился нерабочий день 2 мая. В 1970 году праздник переименован в «День международной солидарности трудящихся». С 1992 года называется «Праздник весны и труда». |
9 мая (нерабочий день) | Праздник Победы | Празднуется в день безоговорочной капитуляции нацистской Германии в Великой Отечественной войне в 1945 году. С 1945 по 1947 годы являлся нерабочим днём. Указом от 23 декабря 1947 годавместо 9 мая нерабочим был объявлен день 1 января. Возобновлён как нерабочий день в 1965 году. |
3 сентября (нерабочий день) | День победы СССР над милитаристской Японией | Праздновался в день после безоговорочной капитуляции милитаристской Японии 3 сентября 1945 года. С 1945 по 1947 годы являлся нерабочим днём. |
7 октября (нерабочий день) | День Конституции СССР | День принятия Конституции СССР в 1977 году. С 1978 по 1991 год являлся нерабочим днём. |
29 октября | День рождения Комсомола | Комсомольское объединение молодежи было осуществлено 29 октября 1918 года и просуществовало (под разными названиями) до 27 сентября 1991 года. В День рождения комсомола награждали лучших представителей ВЛКСМ. В частности, именно в этот день вручалась премия Ленинского комсомола за выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, в педагогической деятельности и труде. Лауреаты получали диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение. |
7 и 8 ноября (нерабочие дни) | Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции | Праздник в честь Октябрьской революции 1917 года . Праздновался в течение 2-х дней, 7 и 8 ноября. С 1918 года по 2004 год являлся нерабочим днём. С 1992 года праздничным выходным днём считался только один день — 7 ноября. В 1995 году носил название «День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)». С 1996 года носит название «День согласия и примирения». |
5 декабря (нерабочий день) | День Конституции СССР | День принятия сталинской конституции 1936 года, отмечался с 1936 по 1976 год. |
Какие праздники были добавлены в календарь после издания Указа
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор
Пародийный собор, организованный в начале 1690-х годов, просуществовал 30 лет, и послужил основанием для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.
Важнейшей чертой «Собора» стало отчётливое пародирование разных обрядов православной и католической и церквей, которое сопровождалось водочными возлияниями, употреблением ненормативной лексики и всяческими передразниваниями реальной жизни.
Разрешение на курение и торговлю табаком
В период Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I изменил отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной обычно называется факт, что сам царь пристрастился к вредной привычке во время путешествия по Европе. В результате Пётр I указом в 1697 году разрешил русским купцам торговать табаком, а в 1716 году на землях Малороссии уже была создана первая в России табачная плантация.
Введение новых правил в одежде и внешности
Издревле у русских мужчин борода была предметом гордости. Отрубить ее или насильно остричь значило оскорбить достоинство человека. Однако Пётр I не имел бороды, а все связанное со старинными русскими традициями вызывало у него насмешку или ярость, особенно после участия в Великом посольстве в Европу 1697-1698 годов.
5 сентября 1698 года царь велел всем боярам, купцам и служилым людям состричь бороды, а ослушавшимся рубить их насильно. Некоторые бояре пришли к нему за разъяснениями по поводу вопиющих нарушений традиции. Им Пётр I отрубил бороды лично. Духовенство и жители деревень получили разрешение носить бороду, но крестьяне были обязаны платить налог на бороду при входе в любой крупный город. Откупиться от бритья бород могли и купцы с городскими жителями, но если налог на крестьян составлял 1 копейку, то более обеспеченным людям он достигал уже 600 рублей в год, что на тот момент было значительной суммой.
Не успели дворяне и бояре привыкнуть к запрету на бороду, как в январе 1700 года Петр I повелел всем носить платье по венгерскому типу, позже в качестве примера приводился немецкий костюм, а в конце концов дворянам и боярам м предписывалось по будням носить немецкое платье и по праздникам – французское. В качестве наглядных образцов костюма на городских улицах выставлялись одетые на новый манер чучела.
Реформа затронула и женскую одежду. Были запрещены тяжёлые сарафаны, которые скрадывали формы тела и закрытые рубашки.
По новой моде женщинам предписывалось носить глубоко и широко декольтированные французские платья, с рукавами до локтя, затянутым в талии корсажем и широкой юбкой. Женщины были должны завивать в локоны волосы и пользоваться яркими декоративными румянами и белилами.
Новое летоисчисление и календарь
15 декабря 7207 года от сотворения мира по старому стилю был издан указ Петра I «перестать дурить головы людям». Согласно этому указу, после 31 декабря 7207 года наступало 1 января 1700 года, и 1 января, а не 1 сентября, как было прежде, следовало считать началом Нового года.
Создание общественного театра
Петр оценил театр, как средство для пропаганды западных идей и ценностей, а также осмеяния старинных русских традиций и культуры. В 1702 году на Красной площади в Москве была построена «Комедиальная храмина» —театр на 400 зрителей. Театр существовал только 4 года, несмотря на то, что для его украшения не жалелось золота и серебра, а из Европы специально были приглашены актеры. Пьесы, исполняемые на немецком языке, у публики не имели успеха.
После строительства Санкт-Петербурга Пётр I в 1719-1722 годах попытался продолжать развитие театральной культуры, но не преуспел. Здание Комедиальной храмины снесли еще в 1713 году, а реквизит был перевезён в село Преображенское.
Создание кунсткамеры
Вернувшись из Великого посольства, в котором Пётр I познакомился с различными коллекциями, царь решил основать собственный «кабинет редкостей». Когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, коллекция разместилась в Людских палатах при Летнем дворце Петра I. Датой основания этого музея принято считать 1714 год.
По мере разрастания коллекции (царь выкупал в разных странах интересные экспонаты, а в своем государстве приказал все диковинные вещи свозить ему) было решено отстроить на стрелке Васильевского острова отдельное здание — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».