Практические рекомендации для эффективного обучения: тематический сборник

Практические рекомендации для эффективного обучения: тематический сборник

Методические рекомендации для воспитателей детских садов: Советы по созданию идеальной образовательной среды и эффективному взаимодействию с детьми Данный текст представляет собой сборник рекомендаций для воспитателей детских садов. Он включает советы по созданию дружелюбной атмосферы, развитию индивидуального подхода к каждому ребенку, организации разнообразной деятельности, поддержанию связи с родителями, развитию социальных навыков, безопасности, использованию позитивного подкрепления и планированию дня. Особое внимание уделяется проведению занятий в младшей группе детского сада, включая создание игровой обстановки, использование коротких и разнообразных занятий, повторение материала, индивидуальный подход, творческую деятельность, поддержание интереса, активное участие родителей и включение физической активности. #воспитатель #детскийсад #педагогика #образование #развивающееобучение #дошкольноеобразование Вас может заинтересовать: СБОРНИКИ РАССКАЗОВ, СКАЗОК Короткие рассказы для детей про зиму Сборник (3 рассказа) Сборник 3 - Сборник рассказов для детей со смыслом (для размышления, пересказа) Сборник 2 - Восемь коротких сказок-рассказов для детей со смыслом (для размышления) Сборник 1 - Рассказы для детей УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Утренняя гимнастика для детей в детском саду – Вторая младшая группа период Зима ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Картотека Подвижных Игр Младшая Вторая Младшая группа ТРУД НА ПРОГУЛКЕ Картотека трудовой деятельности на прогулке для второй младшей группы

Краткое описание методической разработки

Методические рекомендации для воспитателей детских садов: Советы по созданию идеальной образовательной среды и эффективному взаимодействию с детьми

Данный текст представляет собой сборник рекомендаций для воспитателей детских садов. Он включает советы по созданию дружелюбной атмосферы, развитию индивидуального подхода к каждому ребенку, организации разнообразной деятельности, поддержанию связи с родителями, развитию социальных навыков, безопасности, использованию позитивного подкрепления и планированию дня. Особое внимание уделяется проведению занятий в младшей группе детского сада, включая создание игровой обстановки, использование коротких и разнообразных занятий, повторение материала, индивидуальный подход, творческую деятельность, поддержание интереса, активное участие родителей и включение физической активности.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Каковы основные цели и задачи тематического сборника с методическими рекомендациями

Основные цели тематического сборника с методическими рекомендациями заключаются в предоставлении пользователям структурированной и систематизированной информации по конкретной теме. Эти цели включают помощь в изучении и освоении новых методов, способствование профессиональному развитию и повышение квалификации. Задачи сборника также охватывают создание удобного инструмента для практического применения полученных знаний, а также стимулирование творческого подхода и критического мышления у читателей. Кроме того, сборник направлен на формирование у пользователей навыков анализа и решения задач, что способствует их профессиональному росту. Таким образом, тематический сборник служит не только источником информации, но и практическим пособием, помогающим в реализации знаний в различных сферах деятельности.

Вопрос 2: Какие основные разделы обычно включаются в тематический сборник с методическими рекомендациями

Тематический сборник с методическими рекомендациями, как правило, состоит из нескольких ключевых разделов, которые обеспечивают логичное и последовательное изложение материала. Первым разделом часто является введение, где описывается цель и задачи сборника, а также его целевая аудитория. Далее следует теоретическая часть, в которой рассматриваются основные понятия и концепции, связанные с темой. Затем идут методические рекомендации, которые представляют собой практические советы и алгоритмы действий. Следующий раздел может быть посвящен примерам и кейсам, иллюстрирующим применение методов в реальных ситуациях. Наконец, в конце сборника часто помещается заключение с выводами и рекомендациями по дальнейшему изучению темы. Такая структура обеспечивает удобство восприятия и применения материала.

Вопрос 3: Как определить целевую аудиторию тематического сборника с методическими рекомендациями

Определение целевой аудитории тематического сборника с методическими рекомендациями является важным этапом его создания. Для этого необходимо учитывать тему и уровень сложности изложения. Например, если сборник посвящен основам управления проектами, то целевой аудиторией могут быть начинающие менеджеры или студенты, изучающие управление. Если же тема более специализирована, например, методы анализа данных, то аудитория может состоять из профессионалов в области аналитики или исследователей. Также важно учитывать уровень подготовки и профессиональные интересы потенциальных читателей. Это позволяет сделать содержание более релевантным и полезным для них. Учет этих факторов помогает авторам адаптировать материал под нужды конкретной группы пользователей.

Вопрос 4: Какие преимущества использования тематического сборника с методическими рекомендациями

Использование тематического сборника с методическими рекомендациями предоставляет множество преимуществ. Во-первых, он служитенным источником информации по конкретной теме, что экономит время пользователя на поиск разрозненных материалов. Во-вторых, структурированное изложение материала способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. В-третьих, практические рекомендации и примеры позволяют применять полученные знания в реальных условиях. Кроме того, сборник может быть использован в качестве учебного пособия для самообучения или в рамках образовательных программ. Также, наличие методических рекомендаций помогает пользователям развивать навыки анализа и решения задач, что способствует их профессиональному развитию. Таким образом, тематический сборник является эффективным инструментом для обучения и повышения квалификации.

Вопрос 5: Какие методы разработки тематического сборника с методическими рекомендациями наиболее эффективны

Разработка тематического сборника с методическими рекомендациями требует применения различных методов для обеспечения его качества и полезности. Одним из наиболее эффективных методов является анализ потребностей целевой аудитории, что позволяет адаптировать содержание под их интересы и уровень подготовки. Также важно применять структурированный подход к изложению материала, что включает разделение на логические части и использование ясного и понятного языка. Кроме того, включение практических заданий и примеров помогает пользователям лучше усвоить материал. Использование визуальных элементов, таких как диаграммы и таблицы, также способствует лучшему восприятию информации. Наконец, проведение экспертной проверки и тестирования среди представителей целевой аудитории позволяет выявить и устранить недостатки, повышая общее качество сборника.

Вопрос 6: Как можно применять тематический сборник с методическими рекомендациями на практике

Тематический сборник с методическими рекомендациями может быть применен на практике в различных сферах деятельности. Например, в образовании он может служить учебным пособием для студентов и учащихся, помогая им изучать новую тему. На рабочем месте такой сборник может быть использован в качестве руководства для сотрудников, предоставляя им практические рекомендации по выполнению задач. Также, сборник может быть полезен для самообучения, когда человек хочет самостоятельно изучить определенную тему. Кроме того, его можно использовать в рамках тренингов и семинаров, где методические рекомендации помогают участникам применять полученные знания на практике. Таким образом, тематический сборник является универсальным инструментом, который можно адаптировать под различные цели и задачи.

Вопрос 7: Какова важность тематического сборника с методическими рекомендациями в профессиональном развитии

Тематический сборник с методическими рекомендациями играет важную роль в профессиональном развитии специалистов. Он предоставляет структурированную информацию, которая помогает глубже понять конкретную тему и применять полученные знания на практике. Благодаря таким сборникам, профессионалы могут систематизировать свои знания, что способствует их профессиональному росту. Также, сборник может быть использован для подготовки к повышению квалификации или сдаче профессиональных экзаменов. Кроме того, наличие практических рекомендаций и примеров позволяет специалистам развивать навыки анализа и решения задач, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда. Таким образом, тематический сборник является ценным ресурсом для профессионального развития, способствующим повышению эффективности работы и достижению карьерных целей.

Какова основная цель тематического сборника с методическими рекомендациями

    Файл будет скачан в форматах:

    • pdf
    • docx

    788

    0

    19

    Алгебра

    Информатика

    История России

    Обществознание

    Биология

    География

    Геометрия

    Иностранные языки

    СПО

    10 класс

    11 класс

    Материал разработан автором:

    Николова Елена Евгеньевна

    Методист, преподаватель Истории

    Разработок в маркетплейсе: 8

    Покупателей: 63

    Об авторе

    2005 г - окончила Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского, специальность "История. Преподаватель Истории". 2007 г. - окончила институт последипломного образования ТНУ им. В.И. Вернадского, факультет управления, специальность "Менеджер организации". Преподавательскую деятельность осуществляю с 2004 г.

    Подробнее об авторе

    Настоящая методическая разработка опубликована пользователем Николова Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником

    Методические рекомендации предназначены для педагогов и методистов. Определяют структурное содержание и оформление методической разработки открытого учебного занятия. Кроме шаблона оформления пояснительной записки и хода учебного занятия, содержат в себе примеры формулировки целей (когнитивных, личностных), перечень категорий учебных целей (согласно таксономии Блума) для согласования результатов обучения с оценочными материалами, которые могут быть использованы на любом учебном занятии.
     

     

Кто является целевой аудиторией этого сборника

Кто будет читать вашу книгу?

Прежде, чем вы займетесь поиском издателя, вам надо разобраться со своей целевой аудиторией (ЦА).

Авторам нелегко справиться с этой задачей. Многие уверены, что их книга «предназначена для самой широкой аудитории».

Между тем 37 % россиян вообще не читают книг, а 52 % никогда их не покупают. То есть о «самой широкой аудитории» говорить не приходится.

1. Покупатели художественной литературы

Покупателей художественной литературы можно условно поделить на следующие категории:

• книгоголики, которые не могут не читать. У них есть любимые серии, и они постоянно приобретают новинки. Качество их не очень волнует: главное, чтобы роман соответствовал жанровому стандарту;

• эстеты, которые тщательно выбирают очередную книгу и никогда не опускаются до низких жанров;

• люди, которые обычно не покупают книги, но в принципе готовы раскошелиться на что-то интересное и/или модное. Их девиз: «Все читают и мне придется». Если автору удается зацепить эту категорию, то его произведение становится бестселлером;

• путешественники, которые покупают книгу в дорогу;

• родители, покупающие книги для детей;

• люди, приобретающие книги в подарок;

• коллекционеры.

2. Покупатели нехудожественной литературы

Покупателей нон-фикшн можно поделить следующим образом:

• специалисты, нуждающиеся в профессиональной литературе;

• люди, желающие изменить к лучшему свою жизнь и ищущие советы в книгах;

• родители, покупающие детям обучающую литературу;

• люди, имеющие то или иное хобби и интересующиеся книгами по данному направлению;

• люди, занимающиеся самообразованием;

• люди, испытывающие спонтанный интерес к той или иной теме;

• люди, покупающие книгу в подарок;

• люди, покупающие книги для оформления интерьера (речь идет о дорогих фотоальбомах, редких и подарочных изданиях);

• коллекционеры.

Большую роль играет место жительства. Например, книги, описывающие высокие технологии, будут хуже продаваться в сельской местности. В некоторых случаях на продажи влияют идеологические воззрения или религия — параметров может быть довольно много.

2. Статики, динамики, логики и мистики

Интересную концепцию предлагает писатель Нелли Мартова:

Очень условно читателей и писателей можно разделить на статиков и динамиков, логиков и мистиков.

Динамики предпочитают одно сплошное действие, статики любят красивые описания. Логикам нужно, чтобы все события в романе происходили строго последовательно и имели четкие, понятные объяснения. Мистикам подавай непознаваемое, неожиданное, таинственное, интуитивное, то, что в рамки логики не укладывается.

Логики не понимают мистиков и наоборот. Динамики не понимают статиков. Когда мы пишем роман или рассказ, надо учитывать, на какой тип читателя он рассчитан. Аннотация, название книги, пиар-кампания должны быть ориентированы на этот же тип людей.

Если вам отказывает редактор, не спешите расстраиваться. Может, он любитель логики, а вы ему мистику послали. В жанровой литературе такое реже случается, а вот в мейнстриме — запросто.

3. Опросник для определения целевой аудитории книги

1. Какую пользу приносит ваша книга? Кому?

2. Какие интересы у ваших читателей?

3. Ваши читатели привязаны к какому-то географическому региону?

4. Какого пола ваши читатели?

5. Имеют они какой-либо особый признак? (например, читатели книги о похудении должны иметь лишний вес; читатели книги об устройстве на работу — должны искать новую работу и т.п.)

6. Читатели какой возрастной группы будут интересоваться вашей книгой?

7. Что насчет национальности, вероисповедания и политических убеждений?

Какие темы обычно охватываются в таком сборнике

Тренд на переосмысление исторических событий вернётся и в 2022 году. Например, Борис Акунин выпустил заключительный исторический том «История Российского государства» о времени Николая II. В этой книге Акунин пытается разобраться в сущности революции как самого короткого периода в российской истории. Автор считает, что если правильно проанализировать анамнез болезни, то, может быть, удастся с ней справиться и при следующем обострении.

Ещё одно проявление тренда на аналитику прошлого мы можем увидеть в произведениях Александра Цыпкина, автора «БеспринцЫпных чтений». В новый сборник вошли две пьесы: «Интуиция» — написанные вместе с Константином Хабенским монологи умерших людей, которые делятся своими переживаниями об ошибках последнего прожитого ими дня земной жизни; и «Burnt in the USSR» («Сожжённые в СССР») — собранное из известных рассказов Цыпкина трагикомическое переплетение судеб одноклассников 1970-го года рождения — поколения, взрослевшего под руинами СССР.

Его работу «Burnt in the USSR» играют на малой сцене «Гоголь-центра». «Интуиция» идёт в Театре драмы имени Шукшина, и вот теперь эту пьесу ставят в московском «Современнике».
Межличностные отношения

Тренд, который, пожалуй, никогда не уйдёт из мира литературы, потому что отношения между людьми, любовь, ненависть, сложность чувств — это та самая неиссякаемая почва для романов, повестей и стихотворений.

В этом смысле на арену снова выходит Салли Руни с новым романом «Прекрасный мир, где же ты». В нём она передаёт универсальную современность через проблемы и переживания тридцатилетних, в которых каждый из нас может узнать себя.

Как преподаватели могут использовать методические рекомендации на практике

Одним из главных достоинств обязательности методических рекомендаций является создание единого подхода к преподаванию и учению. Они помогают унифицировать процесс обучения и обеспечить стабильность в образовательной среде. Учителя могут использовать рекомендации в качестве основы для своего учебного плана и программы, что способствует согласованности в обучении и оценивании знаний учащихся.

Еще одним важным достоинством обязательности методических рекомендаций является их связь с актуальными образовательными стандартами и требованиями государственного образования. Это обеспечивает соответствие образовательной программы высоким качественным стандартам и повышает уровень образования в целом.

Тем не менее, существуют и некоторые недостатки обязательности методических рекомендаций. Один из них - это потеря свободы в преподавании. Учителя могут ощущать ограничение в своей творческой свободе и самостоятельности в выборе методик и материалов. Это может ограничить их способность адаптироваться к индивидуальным потребностям и особенностям учащихся.

Кроме того, методические рекомендации могут быть сформулированы слишком абстрактно или не учесть разнообразие условий и ресурсов в различных учебных заведениях. Это может привести к недостаточной релевантности и применимости рекомендаций в конкретном контексте.

В целом, необходимо находить баланс между обязательностью методических рекомендаций и свободой в преподавании. Они могут быть полезными инструментами для учителей, но также необходимо учитывать их ограничения и гибкость, чтобы обеспечить индивидуальный подход к обучению и учет специфики образовательной среды.

Какие преимущества использования методических рекомендаций для студентов

Способы повышения эффективности урока

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Вот что предлагают сделать школьники, чтобы повысить эффективность урока:

    тема урока должна объявляться в интересной форме;

    доносить значимость материала, вырабатывать веру в эту значимость;

    учащиеся должны понимать, о чём идёт речь;

    использовать интересные примеры для понимания;

    более живо и творчески давать материал, интересно объяснять;

    материал давать чётко организованным (в таблицах и схемах);

    давать интересный дополнительный материал;

    обращаться к опыту учеников, современной жизни.

    свободное обсуждение материала, свобода разговора;

    больше интересных и творческих заданий, дискуссий,

    использовать мультимедиа, интерактивную доску;

    меньше самостоятельных работ;

    учитель должен быть другом ученика, понимать его;

    язык должен быть понятным, более простым;

    учитель должен быть небезразличен к уроку;

    уделять больше внимания ученикам, понимать их;

    устранить страх перед оценкой;

    создавать радостную атмосферу на уроке;

    честно ставить оценки, а не за то, что ребёнок симпатичен;

    учитель должен иметь выразительную речь;

    на уроке должно быть место для шутки.

Перечислим средства, повышающие эффективность урока с точки зрения современной методики:

    Значимым в деятельности учителя становится умелое сочетание лучших методов традиционного обучения с инновационными подходами: «от трансляции знаний к интерактивному обучению, созданию новой учебной среды, которая предоставит ученику роль активного участника в созидании новых знаний».

    Цель обучения: целостность личности ученика, т.е. наиболее полное развитие заложенных возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы. Чтобы урок стал эффективным целеполагание должно быть не только у учителя, но и у учащихся, соблюдаться принцип практической значимости.

    Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности учащегося. Для будущей своей успешности учащиеся должны научиться ориентироваться в больших объёмах информации, анализировать её, принимать решения, осваивать новые области знаний. Учебный успех каждого ученика можно понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей.

    Принципы урока: сотрудничество обучающихся и педагога, эффективность стратегии преподавателя, которая целесообразна, творческий подход, наличие алгоритма соответственно своей педагогической концепции.

    Активные методы обучения, основанные на коммуникации, стимулируют познавательный процесс, вносят разнообразие в процесс обучения, раскрепощают личность, проявляют творческую активность, помогают установить психологический контакт между учителем и учеником).

    Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.

    Использование в уроке традиционных и нетрадиционных методов одновременно.

    Современные формы уроков: урок –форум, урок –мастерская, урок –семинар. Урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие, изобретение, проект и т.д.

    Необходимым условием эффективного урока является и рефлексия.

Мотивационная сфера - то, что движет человеком и делает его личностью. Человек стремиться максимально реализовать свой потенциал способностей, чтобы «быть тем, кем он может стать» А. Маслоу.

Как рекомендации помогают улучшить методы преподавания

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

Практические рекомендации для эффективного обучения: тематический сборник

Включены ли практические примеры или кейсы в сборник

Минобрнауки дало ряд рекомендаций об использовании учебников в образовательном процессе (письма от 08.12.2011 № МД-1634/03, от 28.02.2012 № МД-172/03). Учреждения образования должны использовать учебники, включенные в федеральный перечень. До включения в него учебники проходят ряд экспертиз. Заказчиками экспертиз являются авторы учебников или держатели авторских прав на них. Все учебники, получившие в установленном порядке положительные экспертные заключения по результатам научной и педагогической экспертиз, включены в федеральные перечни учебников.

Ежегодно к новому учебному году федеральные перечни дополняются учебниками, прошедшими экспертизу в текущем календарном году.

Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.

Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.

Определение списка учебников образовательным учреждением в соответствии с федеральными перечнями учебников, учебным планом образовательного учреждения на принципах системного, планового подходов с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования.

Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников осуществляется согласно списку учебников, определенному образовательным учреждением.

Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (систему учебников, линию учебников), который учитывает особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.

В настоящее время действует федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.

Следует обратить внимание, что наряду с бумажной формой учебников должны применяться электронные учебники. В связи с этим Минобрнауки в Письме от 02.02.2015 № НТ-136/08 указало, что необходимо:

    предусмотреть при реализации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) включение модулей, направленных на обучение руководящих и педагогических работников образовательных организаций методам использования электронной формы учебника, в том числе посредством применения интерактивных досок;

    организовать и провести социологический опрос среди обучающихся и их родителей (законных представителей) о наиболее предпочтительной форме учебника (печатная, электронная, печатная и электронная формы). При этом использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений.

Минобрнауки напоминает, что из федерального перечня учебников решением Научно-методического совета по учебникам могут быть исключены отдельные завершенные предметные линии учебников.

В связи с этим при заключении договоров на поставку учебников рекомендуем:

    предусматривать возможность замены завершенной предметной линии учебников в случае ее исключения из федерального перечня учебников на другую завершенную предметную линию или возможность возврата денежных средств;

    учитывать, что одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника.

Минобрнауки также рекомендует организовать в субъектах РФ работу по созданию информационной среды, в которой будут обеспечены равные условия для доступа к учебникам разных издательств, а также для их доступа к другим электронным ресурсам и электронным библиотекам.