Как праздновали Новый год в допетровской Руси. Сколько дат празднования Нового года было на Руси в допетровские времена
- Как праздновали Новый год в допетровской Руси. Сколько дат празднования Нового года было на Руси в допетровские времена
- Новый год в Средневековье
- При каком царе Новый год стали отмечать 1 января? Поменял осень на зиму. Как Петр I перенес празднование Нового года
- Новый год в древней Руси. Ёлка, Новый год, январь: откуда взялась новогодняя «Большая тройка»
- Как праздновали Новый год в древней Руси. Петровские традиции
- Новый год в языческой Руси. История нового года. Мрачный праздник с жертвоприношениями
- Новый год: история и традиции праздника. Новый год – 2023: история и традиции праздника
- Новый год на Руси до Петра. От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
- Новый год на Руси до христианства. Нечистая сила: способы новогодней борьбы
Как праздновали Новый год в допетровской Руси. Сколько дат празднования Нового года было на Руси в допетровские времена
В разные периоды русской истории Новый год отмечался 1 марта, 1 сентября и 1 января./Фото: b.radikal.ru
Новый год в Средневековье
В Клубе народного творчества в минувшие выходные отметили два события — начало нового года и завершение работы над европейским проектом по созданию костюмов эпохи Средневековья.
Удивительной красоты костюмы можно было не только потрогать, пощупать и тщательно рассмотреть со всех сторон, но, при большом желании, даже примерить. Естественно, с позволения их владельцев, которые вряд ли бы отказали в исполнении такого желания.
Каждый костюм участники этого клуба сшили собственными руками и по собственным лекалам. Ни один из элементов такого костюма также не был куплен, а сделан собственными руками в специально оборудованной мастерской. Невозможно не сказать и о том, что каждый шов средневекого платья выполнен вручную.«Мы не могли использовать при создании костюмов швейные машинки, — говорит руководитель Клуба народного творчества Маре Шифре. — Дело в том, что в Средние века их просто не существовало, все делалось вручную. Так что и мы прошли путь, который когда-то проходили мастера того времени. Нам, скажу честно, пришлось нелегко, соблазн облегчить свою участь, конечно же, был, но мы сделали все как следовало и получили от процесса огромное удовольствие».
На вопрос, почему выбор пал на создание коллекции именно средневековых костюмов, Маре ответила, что это естественный выбор, ведь история Таллинна неразрывно связана именно со Средними веками.
Но ведь для того, чтобы воссоздать костюмы, надо было изучить множество не просто исторической литературы, но и по истории костюма, замечаем мы.
В ответ Маре показала довольно обширную библиотеку, в которой собрано огромное количество литературы и материалов как по истории, так и по истории моды разного времени: книги, журналы, публикации… Все это с большой любовью рассортировано по темам и годам.
«Мы сотрудничаем со многими организациями и обществами из разных стран. Многие прекрасные издания мы приобретаем и получаем в подарок от общества эстонцев, проживающих в Санкт-Петербурге. В России и выбор такой литературы несколько больше, чем у нас, и цены на хорошие и интересные издания ниже, чем у нас».
Перед началом торжественной части, включавшей в себя поздравления с наступившим годом, который ознаменовался началом новых проектов, небольшим концертом и средневековым мини-дефиле, Маре с гордостью показала самый настоящий ткацкий цех с девятью старинными ткацкими станками. Станки, сказала, собирались на протяжении почти двадцати лет (в этом году клуб отметит юбилей) по всей Эстонии. Некоторые из них были подарены клубу их владельцами, другие приобретены. Все станки в прекрасном рабочем состоянии.
Когда мы знакомились с цехом, некоторые из дам осваивали станок, на котором очень скоро начнут ткаться и ковры. Так что впереди еще одна интересная презентация.
Маре Шифре сказала, что в клубе работают специальные курсы, на которые могут прийти все, кому интересно созидать, те, кому интересна история и культура страны, в которой они живут. «Мы научим прясть, ткать, шить. Расскажем об истории и покажем историю. Создание народного костюма — это экскурсия в культуру и историю страны. Я хочу сказать, что мы с радостью встретим каждого творческого человека. У нас сегодня дружно уживаются и эстонцы, и русские. И мы этому рады. Когда мы вместе что-то делаем, создаем и созидаем, в процессе не просто ближе знакомимся, но мы узнаем интересы и мысли друг друга. Мы учимся понимать себя, понимать живущих рядом с нами. И, конечно же, у нас прекрасная языковая практика — эстонцы учатся говорить по-русски, а русские по-эстонски».
Все праздники члены клуба встречают сообща. Если уж собрались все вместе, не расстаться — смех, разговоры, чаепитие, планы на будущее. Никак не разойтись. Так было и в этот день: собрались в полдень, а разошлись вечером.
Удивительно, но факт: если даже начинаешь посещать клуб в одиночку, через некоторое время здесь оказывается уже вся семья. Возможно, когда-нибудь этот клуб поменяет название на семейный клуб народного творчества.
Клуб осуществляет свои проекты благодаря поддержке эстонских организаций, одна из них — фонд Kultuurkapital, а также некоторых европейских культурных фондов.
Что касается совместной работы с иными общественными организациями, то клуб помог ребятам таллиннской Ласнамяэской гимназии при создании народных эстонских костюмов для участия в Празднике песни и танца 2007 года.
Сегодня он тесно сотрудничает с молодежью из таллиннской организации «Русский дом», в который также входят ребята из этой же гимназии.
При каком царе Новый год стали отмечать 1 января? Поменял осень на зиму. Как Петр I перенес празднование Нового года
1699 год в России длился всего 4 месяца. Так получилось потому, что главный русский реформатор, Петр I, решил перенести празднование Нового года с 1 сентября, как это было раньше, на 1 января. Таким образом, 1 сентября на Руси отметили новый, 1699-й год, а уже 1 января встречали 1700-й. Зачем царь перенес важную дату, и как прошла первая зимняя новогодняя ночь – в материале SPB.AIF.RU.
Как в Европе
До конца XV столетия Новый год на Руси праздновали с приходом весны. Эта традиция была пережитком, сохранившимся с древнеславянских времен: считалось, что в марте земля пробуждается от долгого сна и начинает набираться сил для приношения урожая. В 1495 году от языческого обычая решили отказаться. Новый год стали отмечать сентябре: люди верили, что именно в этом месяце Бог сотворил мир. Праздник назывался не Новым годом, как сейчас, а «Первым днем во году». Само торжество было довольно своеобразным. На площади перед Кремлем в Москве проходило шествие, сопровождаемое колокольным звоном. Во главе процессии шли царь с патриархом, за ним – бояре. После этого праздник заканчивался.
Так продолжалось на протяжении целых 200 лет. Двухвековую традицию прервал Петр I. После своего путешествия по Европе молодой царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад жизни. Не стало исключением и празднование Нового года. 1 сентября в России отпраздновали наступление нового, 1699 года, а 20 декабря Петр издал указ, согласно которому Новый год наступал 1 января – на восьмой день после католического Рождества, как в Европе.
Веселье всю неделю
Сначала народ воспротивился царскому приказу: менять устоявшуюся традицию никто не хотел. Однако выбора у людей не было. Кроме переноса самой даты торжества, Петр ввел и новые атрибуты праздника, и следовать новым правилам нужно было в обязательном порядке. Так, символом Нового года теперь были не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Каждая семья должна была украсить ими свой дом в преддверии праздника и не убирать украшения вплоть до 7 января. Еловые ветки разрешалось заменить сосновыми и можжевеловыми. В канун Нового года придворные ездили по столице и проверяли, все ли выполнили волю царя и украсили свои дома. Тот, кто ослушался, карался штрафом.
Новый год в древней Руси. Ёлка, Новый год, январь: откуда взялась новогодняя «Большая тройка»
Исторические приключения ёлки в России включают немало резких поворотов, сопровождавшихся равнодушием, неприятием и даже враждой. Да и Новый год с январем встретились не сразу.
Давайте перелистаем страницы этого празднично-исторического детектива, где ёлка сумела пройти путь от ненависти до всеобщей любви, чтобы стать в конце главным украшением новогоднего праздника и символом семейного уюта и счастья.
Сначала разберёмся с Новым годом. У древних славян Новый год связывался со временем пробуждения природы от зимней спячки и отмечался одновременно с Масленицей, в день весеннего равноденствия – 21 марта. А после принятия христианства и установления регулярных месяцев его стали отсчитывать с начала месяца - с 1 марта.
В 1492 г. (он же 7000 г. от Сотворения Мира) – Иван III и церковь отметили круглую дату переносом Нового года на византийский манер на осень – на 1 сентября. В этом слышались отголоски тех ветхозаветных времен, когда после уборки урожая наступала спокойная жизнь, свободная на время от трудовых забот, которую можно было посвятить празднику.
В Европе, согласно юлианскому календарю, первым днем нового года считалось 1 января – в этот день еще со середины II в. до н. э. приступали к службе вновь избранные консулы.
В России инициатором «переезда» Нового года на привычное нам место – на 1 января - стал Петр Первый, познакомивший российское общество со многими европейскими привычками. Больше всего его здесь волновал не столько сам праздник, сколько вопрос перехода России на европейское летоисчисление: не от Сотворения Мира, как было на Руси, а от Рождества Христова. Но заодно и праздник Нового года стал январским.
Петр, как всегда, был нетерпелив и не стал ждать до следующего года. Поэтому в 1699 г. Новый год в России встречали дважды: в сентябре и потом уже по новому Указу – 31 декабря. Впрочем, нас этим не удивить, у нас ведь и теперь – «Новый год два раза в год, вот!» Стремившийся детально регламентировать любое начинание, Петр подробно пояснил, каковы должны быть обязательные атрибуты нового праздника. И сам принял в нем активное участие – под бой курантов в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 г. с факелом в руках вышел на Красную площадь и запустил первый фейерверк в честь нового праздника. А ещё позаботился о праздничной атмосфере, повелев украсить город к торжеству. В его Указе от 20 (30) декабря 1699 г. «О праздновании Нового года» в знак этого « доброго начинания и нового столетнего века » предписывалось в царствующем граде Москве перед воротами у домов или над хороминами «учинить…украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… и чтобы поспело к 1 генваря, а стоять тому украшению по 7 день того ж 1700 г.». Судя по всему, недавно вернувшемуся из европейского вояжа во главе «Великого посольства» Петру Алексеевичу удалось, скорее всего в Саксонии, познакомиться с рождественской ёлкой, украшенной свечками, фруктами и пряниками. Хотя в самой Европе её современная история только начиналась.
Как праздновали Новый год в древней Руси. Петровские традиции
— Когда в Черноземье пришла традиция наряжать ёлку и встречать Деда Мороза?
— Отмечу, что самый первый Новый год наши предки отмечали весной. Тогда ещё не было особой идеологии, крестьяне занимались работой в поле. Забота о новом урожае начинается в начале весны, поэтому и Новый год был связан с началом подготовительных посевных работ. Следы того праздника мы видим в Масленице. Не случайно на Масленицу полагалось обильно питаться, ведь как встретишь Новый год, таким и весь следующий год будет. Правда, с принятием христианства весенний Новый год стал сырным. А в 1492 году, когда пала Византия, дату празднования Нового года перенесли на 1 сентября. Год для крестьян стал начинаться наоборот — завершением полевых работ, вот и всенародного размаха «осенний Новый год» не получил.
Большинство традиций современного праздника заложил Пётр I: своим указом он повелел перенести празднование Нового года на 1 января. Наступивший 1700 год встречали уже по новому летоисчислению — правда, на несколько дней позже, чем в Европе. Тогда же появились длинные новогодние каникулы.
Так что новогодний вечер, каким мы его знаем — с украшенной ёлкой, снегом и боем курантов, — традиция не такая уж давняя! Кстати, Дед Мороз изначально был грозным языческим духом, и среди славянских богов можно найти много его прообразов: это и Зимник, отвечающий за трескучий мороз, и суровый Карачун. В дохристианские времена Дед Мороз не приносил подарков — наоборот, ему жертвовали дары. Колядующий, наряженный страшнее всех, звался Дедом и не произносил ни слова. Возможно, этот персонаж и стал прототипом современного Деда Мороза.
Русский Новый год совпал с европейским только в 1918 году, когда ввели «новый стиль». И сейчас Новый год выпадает на православный пост, который стараются выдерживать верующие, хотя, надо признать, в этот день церковь дозволяет послабления. А вот прежние традиционные обряды фактически утратили ритуальный смысл и часто воспринимаются просто как развлечение. Но вот на 10-й этаж новостройки, где я живу, иногда заходят колядующие ребятишки, и я всегда к этим дням готовлю небольшие подарки.
Новый год в языческой Руси. История нового года. Мрачный праздник с жертвоприношениями
Современный новой год — это мандарины, подарки, новогодняя ёлка, украшенная разноцветными гирляндами и игрушками. Праздник добра, в который люди становятся ближе и сплочённее.
Но какие на самом деле истоки этого праздника? И почему дед мороз не добрый, а новогодняя елка — алтарь для жертвоприношений. Давайте окунемся в историю этого мрачного праздника.
Елка
Празднование нового года 1 января началось только при Петре 1.
В языческой же культуре этой датой было 1 сентября — смена лет. А ель почиталось за дерево, наделенное магическим смыслом.
Вечнозеленое, не поддающееся никаким разрушительным силам. Оно считалась обиталищем лесного божества, поэтому люди, которые напрямую зависели от благосклонности леса, стремились поддерживать хорошие отношения с этим божеством. Разумеется дух обитал не в каждом вечнозеленом дереве, а только в самом древнем и могучем. Как раз перед ним и собирались древние люди чтобы задобрить духа и получить его «благословение» на следующий год.
Задабривать в старину умели только одним способом — принесением жертв. Сначала это были человеческие жертвоприношения, но потом перешли на животных. Внутренностями убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних елочных игрушек.
Впоследствии магические ритуалы претерпевали изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами — яблоками, кусочками хлеба, колосьями. Таким образом украшение дерева приобрело другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году. На ветвях ели появлялись определенные символы.
Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы. Ближе к земле располагались символы попроще: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай.
Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней — дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено.
Дедушка мороз
Персонаж без которого невозможно представить себе новый год. Дед мороз приносит подарки — это все, что нужно о нем знать. Но мы ведь на этом не остановимся? В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Он представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также было необходимо задобрить. В рассказах описывался жрец, который одевался в бога Сатурна. Это и есть наш дед мороз. В жертву божеству приносилась девственница, которую привязывали в мороз к дереву, где она и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята.
Так появилась знакомая нам Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник Дед Мороз.
Вся эта жуть конечно в прошлом, но основная идея сохранилась. Люди встречают новый год с надеждой, что он будет удачным.
Думаю, эта история могла бы стать хорошим источником для массовой культуры. Призраки всем надоели, а тут есть кое-что поинтереснее. А ты хорошо себя вел? Принес жертву? Если не принес, то дед мороз придет и жертвой станешь ты.
Новый год: история и традиции праздника. Новый год – 2023: история и традиции праздника
В ночь на 1 января наступает самый долгожданный для многих россиян праздник — Новый год. В преддверии торжества вся страна замирает в предвкушении чуда, улицы пестрят разноцветными огнями, а в душу закрадывается новогоднее настроение. И не важно, взрослый или ребенок, мужчина или женщина, Новый год объединяет всех и каждого. «Известия» рассказывают об истории и традициях волшебного праздника, который в 2023 году приходится на ночь воскресенья.
Традиция отмечать смену времен существовала у многих культур и народов. У язычников наступление нового года приходилось на переход от зимы к весне, и уже тогда с этим событием было сопряжено множество обрядов и ритуалов.
Создать настроение: 10 лучших детских фильмов про Новый год
Что посмотреть в зимние праздники всей семьей
На Руси после Крещения праздник отмечали 1 марта, а затем начало нового года передвинулось на осень, 1 сентября. Привычную нам дату 1 января установил своим указом Петр I в 1699 году, переняв пример европейских стран.
Первый русский император также принес в нашу страну традицию устанавливать новогоднюю ель, как это было принято в Германии. Правитель также постановил украшать улицы городов и дома знатных господ еловыми ветвями. Однако после окончания царствования Петра I о традиции временно забыли, а возродили лишь в в канун Рождества в 1852 году в здании Екатерининского вокзала. Вскоре елки появились и в других местах Северной столицы. Наконец праздничные деревья перекочевали и в дома россиян.
Но в 1929 году елки вновь попали под запрет. Советское руководство посчитало традицию религиозным пережитком прошлого. Однако вытеснить укоренившуюся традицию не удалось, и в 1936 году елки вернулись в дома россиян. Теперь новогодние праздники сложно представить без главного символа.
Помимо новогодней елки у праздника еще немало атрибутов. Дома, офисы, улицы украшают разноцветными гирляндами, мишурой и яркими шарами. В декоре часто используют зимнюю тематику, снежинки, снеговики, сани, витиеватые узоры. Также у каждого года по восточному календарю есть свое животное-символ, которое тоже неизменно сопровождает праздник в виде изображений и сувениров.
Но еще более важным персонажем для россиян является Дед Мороз — сказочный добрый волшебник, который дарит подарки на Новый год и, по поверью, творит чудеса. Кроме того, у него есть помощница — внучка Снегурочка.
Эти образы для детей в преддверии Нового года воплощают аниматоры и взрослые члены семьи, желая порадовать малышей. Детские сады и школы устраивают для детей утренники, а культурные центры проводят елки. Там дети выступают, читают стихи, участвуют в играх и получают подарки.
Памятными подарками обмениваются и взрослые — члены семьи, друзья, коллеги. Коллективы компаний организуют игру «Тайный Санта», чтобы никто не остался без подарка, а руководство собирает сотрудников на новогодние корпоративы.
Ранее «Известия» писали, какое животное станет символом 2023 года и как лучше подготовиться к встрече праздника.
Новый год на Руси до Петра. От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
Украшение рождественской ёлки в Красноярской учительской семинарии, 1894 год. Красноярский краеведческий музей
Парики, кафтаны, кринолины, фейерверки, ассамблеи – так назывались праздничные балы и народные гуляния до утра. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января берёт своё начало в конце 1699 года. Именно тогда Пётр I издал свой знаменитый указ, который предписывал жителям Руси праздновать наступление следующего года, как это делали в европейских странах. «АиФ на Енисее» совершил экскурс в историю.
Кубок крепкого вина
До этого на Руси Новый год отмечали весной, 1 марта, а с 1492 года – осенью, 1 сентября. Но царь-реформатор, побывав на Великом посольстве, решил, что праздник нужно отмечать, как в Европе. И 20 декабря 1699 года подписал указ, в котором распорядился вести летоисчисление не от сотворения мира, как было раньше, а от Рождества Христова. Тем самым первым днём Нового года стало 1 января.
Язык довольно длинного указа № 1736 «О праздновании Нового года», опубликованного в газете «Ведомости», витиеват и замысловат. В указе предписывалось украшать жилища сосновыми, еловыми ветками или можжевельником. Убирать их в течение семи дней, с 1 по 7 января, запрещалось. Праздник надлежало отмечать с размахом всем сословиям. Получившие приглашение на ассамблею (так назывались балы в петровские времена) не могли отказаться. Тот, кто пропускал праздник, обязан был выпить литровый кубок крепкого вина. С тех времён ходит байка о том, как одна дама, будучи на девятом месяце беременности, не смогла посетить новогодний бал. На следующий день царь вызвал её к себе и заставил выпить вино. У женщины начались схватки.
«Не могу подтвердить, что такой факт действительно был, но то, что в то время чрезмерно злоупотребляли спиртным, в том числе и на ассамблеях, это точно», – говорит кандидат исторических наук Василий Буланков. – Пётр I даже учредил этакую шутовскую орденскую организацию – Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор, где проходили разного рода развлечения, сопровождающиеся ненормативной лексикой. А ближайшее окружение царя напивалось до бессознательного состояния».
Новый год на Руси до христианства. Нечистая сила: способы новогодней борьбы
В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Все 12 дней в центре поселения согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества. Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с .
Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: Pinterest
Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней. Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти.
Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки. Пока животные трапезничали, хозяева обходили их по кругу три раза, после чего перебрасывали через них топор крест-накрест. Сохранение домашнего скота в сохранности — основа жизни общины, поэтому их безопасности уделялось повышенное внимание.