Притча о хлебе: Что научила нас бедная старушка
- Притча о хлебе: Что научила нас бедная старушка
- Связанные вопросы и ответы
- Кто является главным персонажем в этой истории
- Какова центральная тема притчи о бедной старушке и хлебе
- Каким образом хлеб связан с жизнью бедной старушки
- Какие трудности преодолевает бедная старушка в своей жизни
- Какую мораль или урок можно извлечь из этой истории
- Каким образом хлеб выступает в качестве символа в этой притче
Притча о хлебе: Что научила нас бедная старушка
Жила-была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка-злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка: как только она принимается хлеб печь, у старушки тоже из трубы дым идёт, будто хлеб печётся.
— Неужто эта нищенка тоже разбогатела? — удивилась соседка. — Надо бы заглянуть к ней, проверить.
Заходит соседка к старушке, а та действительно каравай из печи вынимает. Посадила старушка соседку за стол, хлебом свежим её угощает.
Удивилась соседка:
— Откуда же у тебя хлеб? Недавно ты была беднее бедного, а теперь каждый день хлеб печёшь?
И рассказала ей старушка, что устала она от попреканий в бедности. И чтобы стыдно не было, стала головню дымящуюся в печь подкладывать, когда соседка принималась хлеб печь. Неделя так проходит, другая, вот старушка и придумала: « А дай-ка я буду Бога о милости его просить каждый раз, как головню в печку кладу».
Так и стала поступать. Положила она головню в печку, помолилась, и вдруг кто-то стучится в окошко. Стоит старик нищий, весь в лохмотьях, хлебушка просит. А хлеба-то в доме ни куска. Отдала старушка старичку последнюю свою картофелину. Тот её съел и снова хлеба просит.
— Откуда же я тебе, старче, хлеба возьму? — спросила старушка.
— А ты из печи достань, — отвечает старичок.
Заглянула старушка в печь, а там и впрямь готовый каравай лежит. Охнула она, достала каравай из печи, стала старичка кормить. Он съел весь каравай и ещё просит.
— Нет у меня больше хлеба, — говорит старушка.
— А ты снова из печи достань, — говорит старичок.
Смотрит старушка — там опять каравай лежит. Достаёт она каравай из печи, а сама вслух удивляется:
— До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?
— А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик.
Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какова основная идея притчи "Жила была бедная старушка или притча о хлебе"
Основная идея притчи заключается в том, что истинная вера и щедрость перед лицом бедности и трудностей могут привести к великим наградам. Старушка, несмотря на свою бедность, отдала последний хлеб голодному попу, демонстрируя свою преданность Богу и готовность делиться тем малым, что у нее есть. Эта история учит, что вера и доброта могут преодолевать даже самые трудные обстоятельства. Притча также подчеркивает важность самоотверженности и милосердия, которые являются основными христианскими добродетелями. Таким образом, история вдохновляет верить в то, что Бог видит наши поступки и награждает их.
Вопрос 2: Как отреагировала бедная старушка на просьбу попа о хлебе
Бедная старушка, несмотря на свою бедность, отреагировала на просьбу попа с готовностью помочь. Она отдала последний хлеб, который был у нее, чтобы накормить голодного попа. Ее поступок был искренним и самоотверженным, она не подумала о себе, а только о том, чтобы помочь нуждающемуся. Это показывает, что она была глубоко верующим человеком, который жил по заповедям Божьим. Ее реакция была примеромей щедрости и милосердия.
Вопрос 3: Почему старушка решила помочь попу, несмотря на свою бедность
Старушка решила помочь попу, несмотря на свою бедность, потому что она была глубоко верующим человеком. Она верила, что помогать нуждающимся — это заповедь Божья, и что каждый человек достоин милосердия. Ее вера и убеждения были сильнее, чем ее бедность, и она не смогла отказать в помощи. Кроме того, она, возможно, видела в попе образ Бога, который пришел к ней в виде странника, чтобы проверить ее веру и щедрость. Ее решение помочь было актом веры и доверия к Богу.
Вопрос 4: Какое символическое значение имеет хлеб в этой притче
Хлеб в этой притче имеет глубокое символическое значение. Он представляет собой дар Божий, который должен делиться с другими. Хлеб также символизирует жизнь и питание, как духовное, так и физическое. Отдавая последний хлеб, старушка демонстрирует, что она готова делиться тем малым, что у нее есть, и доверять Богу, что Он обеспечит ее нужды. Хлеб также может символизировать жертву и самоотверженность, которые являются важными христианскими добродетелями. Таким образом, хлеб в этой истории становится символом веры, щедрости и доверия к Богу.
Вопрос 5: Как изменилась жизнь старушки после этого события
После этого события жизнь старушки изменилась к лучшему. Бог, видя ее веру и щедрость, наградил ее. Согласно притче, старушка получила духовное утешение и, возможно, материальное благополучие. Ее поступок показал, что Бог видит и награждает тех, кто живет по Его заповедям. Старушка стала примером для подражания, и ее история передавалась из уст в уста, вдохновляя других на добрые дела. Таким образом, ее жизнь наполнилась смыслом и радостью, и она стала свидетелем милосердия Божьего.
Вопрос 6: Какую роль играет вера в поступке старушки
Вера играет центральную роль в поступке старушки. Ее вера в Бога и Его заповеди вдохновила ее помочь нуждающемуся, несмотря на свою бедность. Она верила, что Бог обеспечит ее, и что ее щедрость будет награждена. Ее вера была так сильна, что она не поколебалась, когда у нее не было достаточно хлеба даже для себя. Этот поступок показывает, что вера без дел мертва, и чтоая вера проявляется в действиях. Таким образом, вера старушки была основой ее поступка и источником ее силы.
Вопрос 7: Как эта притча может вдохновлять людей в наше время
Эта притча может вдохновлять людей в наше время быть более щедрыми и милосердными. Она напоминает нам, что даже в трудные времена мы можем найти силу, чтобы помочь другим. Притча учит нас доверять Богу и верить, что наши добрые дела не останутся незамеченными. Она также подчеркивает важность жизни по принципам веры и доброты, что особенно актуально в современном мире, где многие люди сталкиваются с трудностями и неопределенностью. Таким образом, эта история вдохновляет нас быть лучше и жить в соответствии с христианскими ценностями.
Вопрос 8: Как современные читатели могут применить уроки этой притчи к своей жизни
Современные читатели могут применить уроки этой притчи к своей жизни, практикуя щедрость и милосердие в своем повседневной жизни. Это может проявляться в помощи нуждающимся, будь то финансовая поддержка, волонтерская работа или просто внимание и доброе слово. Мы также можем научиться доверять Богу и верить, что наши добрые дела принесут плоды. Кроме того, эта притча напоминает нам, что истинное богатство не в имуществе, а в наших отношениях с Богом и людьми. Таким образом, мы можем жить более осознанно и с большей верой, следуя примеру бедной старушки.
Кто является главным персонажем в этой истории
Многие склонны считать Мастера главным героем, ведь роман носит его имя. И, конечно, образ Мастера, талантливого писателя, невольно ассоциируется с самим Булгаковым. Но давайте вспомним, что Булгаков писал не автобиографию, а роман, где каждый персонаж — это не просто человек, а символ, воплощение определенной идеи.
Сначала о Мастере.
Он, безусловно, важен для повествования. Это человек, который посвятил себя искусству, и, как и сам Булгаков, столкнувшись с непониманием и преследованиями, отказался от своей мечты. В Мастере мы видим трагедию творца, который не смог найти свое место в мире, где искусство часто становится жертвой политики и непримиримой действительности.
Но давайте вспомним, что Мастер — это не просто автор романа о Пилате, он также и персонаж, который влюблен в Маргариту. И эта любовь становится для него спасительной силой. Маргарита — это женщина, которая не боится бросить вызов судьбе ради своей любви. Она отказывается от комфортной жизни и с головы до ног погружается в мир магии и чудес, чтобы спасти своего возлюбленного. Она — это символ преданности, верности и безусловной любви.
Но не стоит забывать, что и Маргарита — это лишь часть сюжета, а не его центр. Ведь в центре романа стоит вечный конфликт между добром и злом, между светом и тьмой. И этот конфликт воплощен в образе Воланда, который является не просто дьяволом, а символом вселенской иронии и справедливости.
Воланд — это не зло в чистом виде. Он — это те самые искушения, которые преследуют каждого человека на протяжении всей его жизни. Он — это зеркало, которое показывает нам наши собственные темные стороны. И только человек сам решает, какой путь ему избрать.
Теперь о Пилате. Он — это главный герой романа Мастера, а Мастер — это главный герой романа Булгакова. И в этом заключена одна из главных интриг романа. Булгаков использует прием «романов в романе», чтобы показать нам разные уровни реальности. И мы видим, как один герой влияет на другого. Пилат — это человек, который столкнулся с необычным человеком, Иешуа, и был вынужден сделать выбор, который изменил его жизнь. Он — это символ человеческой слабости и сомнений. Но в то же время он — это символ человеческой совести.
В конце концов, главный герой «Мастера и Маргариты» — это сам роман. Он — это история о любви, о творчестве, о справедливости и о вечных проблемах человечества. Это произведение, которое не оставляет равнодушным никого, и каждый читатель находит в нем что-то свое.
Какова центральная тема притчи о бедной старушке и хлебе
Пшеница всегда был основным продуктом питания в средиземноморской и ближневосточной культурах библейских времен. Поэтому неудивительно, что пшеница стала в Библии символом пропитания.
- Пшеница считалась одним из «семи видов» Израиля, наряду с ячменем, виноградом, гранатами, инжиром, оливки и финики. Это были плоды Земли Обетованной, которую Бог дал израильтянам (Второзаконие 8:8).
- Пшеница ассоциировалась с хлебом насущным, в котором люди нуждались, чтобы выжить. В Господней молитве Иисус просил Своих последователей молиться о хлебе насущном (Матфея 6:11). Это означало не только физический хлеб, но и духовную пищу, которую мог дать только Бог.
- Пшеница использовалась в ритуалах и жертвоприношениях как подношение Богу. В Ветхом Завете пресный пшеничный хлеб приносился в качестве возношения во время праздника Недели (Левит 23:17). В Новом Завете Иисус называл Себя «хлебом жизни», дающим вечную пищу (Иоанна 6:35).
Помимо своего физического и духовного значения, пшеница также имела социальное и экономическое значение в библейские времена. Это был ценный товар, которым люди торговали и хранили. Его изобилие или его недостаток могли определить судьбу народов. Например, в 4 Царств 7 пророк Елисей пророчествовал, что голодающий город Самария будет иметь изобилие пшеницы к следующему дню, что сбылось, когда Господь заставил арамейскую армию бежать, оставив свою провизию. /p>
В целом, пшеница как символ пропитания в Библии представляет Божье обеспечение и заботу о Своем народе. Он напоминает нам, что все, в чем мы нуждаемся для физической и духовной поддержки, исходит от Него.
Каким образом хлеб связан с жизнью бедной старушки
I. Актуальность повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» во все времена.II. Истинные и ложные ценности в повести.1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы.2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста.3. Истинные причины гибели бедной Лизы.III. Жить по законам сердца – главный нравственный закон. Знаешь ли ты свое сердце?Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?Н. М. КарамзинЧто заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, книга с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»?Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
Какие трудности преодолевает бедная старушка в своей жизни
Когда кавалерийский отряд проезжал неподалеку от деревни Бережки, произошел взрыв и обломок "ранил в ногу подпольного коня". Командиру отряда оставалось только оставить его в деревне и продолжить свой путь.
Раненого коня взял к себе старый мельник Панкрат, которого местные дети считали волшебником. Старику удалось вылечить коня, и он стал его верным помощником, часто помогая Панкрату с ремонтом плотины, перевозя глину, навоз и деревянные бревна.
Кормление коня стало проблемой для мельника, и вскоре он начал пройтись по деревне, прося пищу у местных жителей. Многие пожалели умное животное, пострадавшее во время войны, и кормили его, используя все возможные средства.
В поселении Бережки жил маленький мальчик Филька, чья бабушка называла его "Ну Тебя". Он был мрачным и замкнутым ребенком, который всегда вставлял свою любимую фразу "Да ну тебя!" в любой разговор, по любому поводу, из-за этого и возникло его прозвище.
К началу зимы Панкрату удалось отремонтировать мельницу. В деревне осталось всего ничего муки, и мельник собирался приступить к помолу хлеба немедленно.В это время раненый скакун бродил по деревне в поисках пищи. Он «стукнул мордой в калитку к Филькиной бабушке». Мальчик нерадостно вышел во двор. В руках он держал недоеденный кусок хлеба, посыпанный солью. Конь попытался достать хлеб, но Филька «с силой ударил коня по губам» и бросил кусок в снежную сугроб.
Скакун протяжно вскрикнул, из его глаз стекла слеза. Внезапно поднялся сильный ветер, заметая пурга. Филька с трудом добрался до избы. Среди рева безумного ветра мальчику показался «тонкий и короткий свист — именно так свистит лошадиный хвост, когда рассерженный конь бьет себя им по бокам».
Под вечер метель успокоилась. Придя домой, бабушка Филькина поведала, что вся вода в поселке замерзла. Мощный мороз, который обрушился на Бережки в ночи, вызвал тревогу среди местных жителей: если погода не изменится, грядет голод. У всех на исходе мука, вода в реке замерзла, а мельница не в состоянии работать.
С в домике стало настолько холодно, что мыши начали выбираться из-под пола, чтобы спрятаться «под печкой, где еще хранилось немного тепла в соломе». Филька испугался и заплакал, а бабушка, чтобы успокоить внука, решила рассказать ему забытую историю.
В одно прекрасное время произошло страшное происшествие - великое холодное ненастье, уничтожившее всю жизнь. И причиной этому стала злоба обычных людей. Когда бедный старик, раненый солдат, попросил кусок хлеба у богатого человека, тот бросил его на землю. С трудом подняв его, пожилой солдат увидел, что он покрыт зеленой плесенью и несъедобен. Именно в то же мгновение налетела снежная буря, которая вихрем разрушила деревню и сбила крыши, и жадный человек немедленно умер.
Бабушка Филькина верит, что и на этот раз причиной страшного мороза стал злой человек, появившийся в деревне. Единственная надежда заключается в том, что "дурной человек исправит свои злодеяния", и в этом может помочь только мудрый и всеучительный мельник.
В темное время суток Филька, взяв с собой свою толстовку, поспешил к Панкрату. Он честно признался, что обидел коня. Мельник объяснил мальчику, что он сможет искупить свою вину перед раненым конем и людьми, если придумает «способ защиты от холода».
Филька принял решение собрать всех своих знакомых друзей и вместе разбить лед на реке, чтобы мельница заработала. В ранние утренние часы собрались ребята и пожилые люди, и можно было слышать звук разбиваемого льда. Все были так заняты работой, что никто не заметил, как погода начала улучшаться: дунул теплый ветер, ветки на деревьях начали таять, а воздух наполнился ароматом весны. Возвращенная из дальних стран сорока причинила свой щебет, сказывая, что именно она разбудила южный ветер, который принес тепло в эти места.
К вечеру лед растаял, и мельница заработала на полную мощность. Жители Бережков были в восторге: в каждом доме распространялся «аромат свежеиспеченного хлеба с хрустящей коркой».
На следующий день Филька явится к Панкрату с целью покормить коня свежим хлебом. Сначала Панкрат не хочет принимать подарок от своего обидчика, но мельник уговаривает его помириться с мальчиком. После того, как конь съел всю буханку хлеба, он положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Какую мораль или урок можно извлечь из этой истории
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
Глава IV. Экономика
§18. Экономика и её роль в жизни общества
В чём состоят потребности человека?
Потребности - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего это материальные потребности (в еде, одежде, жилище) и духовные потребности (в чтении книг, журналов, в посещении театров, выставок, в путешествиях). Существуют потребности в труде, образовании, охране здоровья. И наконец, у людей развиваются социальные потребности (в общении, дружбе, любви, лидерстве, самоуважении).
Каковы основные участники экономики?
Основными участниками экономики являются производитель и потребитель.
Из чего складываются ресурсы семьи?
Ресурсы семьи складываются из доходов разных членов семьи. Это могут быть зарплаты, стипендии, выплаты и т.д.
Что такое семейный бюджет?
Семейный бюджет - это сумма доходов разных членов семьи; сумма, которой располагает семья для трат.
Почему не все наши желания исполняются?
Не все наши желания исполняются, потому что ресурсы ограничены и приходится делать выбор. В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.
Мы не всегда можем купить то, что хотим. Это связано с ограниченностью наших ресурсов - у нас нет такого количества денег, чтобы купить все, что мы хотим.
В чём смысл утверждения «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»?
Смысл данного утверждения в том, что в жизни ничего не бывает просто так. Чтобы чего-то добиться, получить ресурсы, нужно стараться и приложить немало усилий.
Подумайте, какие новые потребности создаёт, например, телевизионная реклама или информация о новых товарах и услугах в Интернете.
Телевизионная реклама или информация о новых товарах и услугах в Интернете создает потребность в приобретении этих товаров и услуг, даже если они и не нужны на самом деле человеку.
Приведите примеры, подтверждающие, что ресурсы любого государства также ограничены.
Любое государство имеет ограниченную территорию, на которой находится ограниченное количество ресурсов. Кроме того, в государстве живет ограниченное количество людей, которые также являются трудовым ресурсом.
Как документ помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике? Приведите собственные примеры принятия решения вами или другими на основе экономического выбора.
Документ иллюстрирует, что в жизни часто приходится делать выбор из-за ограниченности ресурсов. Ресурсов не хватит на все. В качестве собственного примера экономического выбора можно привести ситуацию, в которой человеку необходимо выбрать сэкономить деньги на обедах и купить младшему брату подарок или кушать обеды.
1. Каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?
Человеческие потребности постоянно растут и практически безграничны, а ресурсов для их удовлетворения всегда недостаточно, и они ограниченны.
Ограниченность ресурсов - недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.
2. Откуда люди получают жизненные блага?
Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы: свободные и экономические блага.
3. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?
Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас: леса, источники воды, запасы полезных ископаемых и т. д. Изучая вопросы взаимодействия природы и человека, вы уже ознакомились с проблемой ограниченности природных ресурсов. Одни природные ресурсы поддаются воспроизводству (например, вместо вырубленного леса можно посадить новые деревья), другие же запасы трудно или невозможно восстановить (например, нефть, газ, уголь). Это определяет необходимость их бережного, умелого использования, разумной организации хозяйственной деятельности человека.
4. В чём сложность экономического выбора?
В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.
5. Что такое альтернативная стоимость?
Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.
Каким образом хлеб выступает в качестве символа в этой притче
Еще каких-то 30 тысяч лет назад человек знал лишь один вид десерта — спелые фрукты, но с момента, когда мы стали есть обработанную огнем пищу, сократились и наши кишечники. Как правило, переваривание такой пищи занимает куда меньше энергии, чем переваривание сырой. В результате мы «отрастили» мозги, потому что высвободилось «окно» для развития других органов. Для примера, шимпанзе тратят на еду по пять часов в день (сбор, трапеза, переваривание), а человек может совершить те же действия и получить столько же калорий всего за час. Как итог, человекообразные обезьяны сидят в джунглях, а мы — в душных офисах.
Следующий скачок произошел во время аграрной революции в 9500–8500 годах до нашей эры. Тогда человек понял, что оседлый образ жизни обеспечит его гораздо большим количеством еды и мяса, чем собирательство и охота. В итоге он начал тратить много сил на освоение растительных культур и животных. Одомашнили первых коз и окультурили пшеницу в девятом тысячелетии до нашей эры, горох и чечевицу — в восьмом, оливу в пятом, а лошадь была приручена в четвертом тысячелетии до нашей эры.
Согласно книге Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества», более 90 % всех калорий мы получаем из тех видов и растений, которые мы одомашнили между X и IV тысячелетиями до нашей эры. Для примера, возьмем пшеницу. Десять тысяч лет назад это был всего лишь один из многих полевых злаков, а сегодня она захватила мир. Это самое культивируемое растение в мире и ежегодно ею засеивается до 22,5 миллионов квадратных километров земной поверхности.
С точки зрения индивида, пшеница выгнала человека из дикой природы и заставила его горбатиться на полях и выстраивать сложные социальные структуры, ведь поле в одиночку не обработаешь.
Но с точки зрения Homo Sapiens как вида, мы выиграли, потому что увеличилось количество калорий на единицу площади: как следствие, случился демографический взрыв, появилось классовое неравенство, а само общество было кардинально перестроено.