Как пестовать ребенка. Пестовать – значит воспитывать

Как пестовать ребенка. Пестовать – значит воспитывать

Приемы ухода за младенцем, материнского массажа, забавы в культурах разных народов довольно схожи. Индивидуальную, национальную окраску народной традиции воспитания детей придает напевное слово. Действие, сопровождаемой словом, несет в себе громадную пробуждающую, преображающую силу. Эта сила поставит беспомощного пока «грудничка» на ноги, пробудит его ум душу, породит в теле желание двигаться гармонично и красиво.

Пестушками называются рифмованные присловья и припевки, сопровождающие гимнастику и массаж. Слово «пестушки» происходит от глагола «пестовать», т.е. смотреть за ребенком, кормить его и развлекать. Но прежде всего это значит – воспитывать, развивать ребенка духовно и физически.

Даже простейший массаж сопровождается яркой, образной приговоркой – пестушкой. Да и само слово – напевное . В напеве – эмоциональный и смысловой ключ к детской песенке. В момент укачивания ребенка именно напев колыбельной, особый тембр голоса и время от времени прерывающие пение мерные покачивания голосом: а-а-а! – являются сигналом ко сну.

Мотив пестушки, напеваемой во время массажа, пробуждает в душе и теле малыша импульс к действию, а плясовая мелодия потешки зовет его к самовыражению в пляске.

Пестовать ударение. В словаре Даля

пестать, пестунить кого (от питать? или не от пясть ли, от носки на руках), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькой, дядьковать. Его сам сатана пестовал. Пестоваться с кем, с чем, нянчиться, хлопотать, носиться, возиться. Всю темну ноченьку пестовалась с больным ребенком. Пестуется с ней, как чорт с куклой. Я его вспестовала, выпестовала, вынянчила, взростила. Допестуешься ты добра с этим баловнем! Опять запестовалась. Напестовалась в волюшку, отпестовалась. Попестуй паренька, чтоб уснул. Пропестовалась всю ночь. Вишь, распестовалась, разносилась, разняньчилась. Упестовала, угомонила, укачала. Не смешивать, в производных, с пест, толкач, как у Рейфа, в сл. запестоватый, закомлястый. Пестование ср. действ. по глаг. Пестунство ср. то же, нянчение, дядькование. Пестунствовати церк. быть пестуном, нянькой, дядькой. Пестун м. пестунья ж. вост. пестунья, сев. пестуница церк. пестуха пск. твер. дядька, нянька , кто ходит за малыми ребятами. Словно пестун привязался, так следом и ходит! Сердце пестун, душа дядька. | Пестунчик, кого пестуют, нежат, холят; баловень , матушкин сынок . | Пестун (пестунош), годовалый или дву годовалый медвеженок, остающийся при матери , для пестованья младшего брата ; уверяют, что это водится только у стервятников, а овсяники и муравейники пестунов не держат. Пастух на Урале видел, как медведица заставила пестуна перенести медвеженка через кладку, а когда его пестун уронил в воду, то она ему таких заушин надавала, что он лежал и ревел с полчаса. Пестюшка ж. арх. потешка или игрушка. Все пестюшками пробавляются. Пестунье ср. твер. пупыши, растен. земляная груша, особ. ботва ее.

Пестование на руси.


Как пестовать ребенка. Пестовать – значит воспитывать

В ДРЕВНОСТИ ДЕТЕЙ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ, А ПЕСТОВАЛИ!

Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.

Пестование

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:

Потягушки-потягунюшки,

Поперек толстунюшки.

Ноженьки — ходунюшки,

Рученьки — хватунюшки.

В роток — говорок,

А в головку — разумок…

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

✔Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

✔Ладушки

Психологи, и неврологи утверждают , что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

- Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

- Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.

- Пили простоквашку! — еще раз.

- Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

Пестование и вестибулярная гимнастика. Вестибулярная гимнастика. Как справиться с головокружением

Одним из самых действенных способов справиться с этой проблемой считается вестибулярная гимнастика, освоить которую может каждый.

Наш эксперт — профессор кафедры неврологии РМАНПО, старший научный сотрудник лаборатории Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук Максим Замерград .

Важно!

Во время выполнения упражнений может ощущаться более сильное, чем обычно, головокружение. Несмотря на это, постарайтесь выполнять упражнения. При возникновении новых симптомов проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Пестование и вестибулярная гимнастика. Вестибулярная гимнастика. Как справиться с головокружением

Повороты головы при фиксированном взоре

Сядьте в удобную для вас позу и зафиксируйте взор на неподвижном предмете, расположенном примерно в 30 см перед вашими глазами (например, на длину карандаша в вытянутой руке). Поворачивайте голову в горизонтальной плоскости из стороны в сторону.

Повторяйте упражнение 15–20 раз.

Пестование и вестибулярная гимнастика. Вестибулярная гимнастика. Как справиться с головокружением

Слежение глазами

Сядьте в удобную позу, возьмите в руку небольшой (размером с открытку или карту) плотный листок бумаги с напечатанными на нём обычным шрифтом несколькими словами. Дер­жите листок бумаги на расстоянии 30 см на уровне глаз. Передвигайте листок в горизонтальной плоскости вправо и влево. Повторите упражнения, передвигая листок по вертикали, затем по диагонали. Во время упражнения голова должна оставаться неподвижной, следить за листком нужно только глазами. Со временем передвигайте листок всё быстрее, пока вы не перестанете разбирать написанных на нём слов.

В каждой плоскости нужно повторять упражнение 15–20 раз.

Пестование и вестибулярная гимнастика. Вестибулярная гимнастика. Как справиться с головокружением

Ходьба с поворотами головы

Начинайте упражнение с ходьбы вдоль стены, чтобы в случае потери равновесия не упасть. Скорость ходьбы должна быть обычной для вас. При ходьбе медленно (на три шага) поворачивайте голову из стороны в сторону, не опуская её.

Повторяйте упражнение 15–20 раз.

Раскачивание в голеностопных суставах

Встаньте прямо, поставив ноги на ширине плеч. Голову держите прямо, смотрите перед собой. Перенесите центр тяжести немного вперёд, назад, влево, вправо. Не отклоняйтесь слишком далеко. Со временем усложните упражнение, выполняя его с закрытыми глазами.

Повторяйте упражение 15–20 раз.

Правила выполнения вестибулярной гимнастики

  • Вестибулярную гимнастику нужно делать ежедневно, 2 раза в день.
  • Продолжительность занятия должна составлять 20–30 минут, после необходим отдых.
  • Упражнения стоя нужно выполнять босиком или в удобной обуви без каблуков.
  • Во время вестибулярной гимнастики нельзя торопиться, чтобы не упасть.
  • Не стоит выполнять упражнения при плохом самочувствии, вызванном другим заболеванием (например, простудой или мигренью).
  • Для оценки результатов и коррекции программы упражнений необходимо контактировать с лечащим врачом каждые две недели (по телефону или очно).

Пестование жизни. Яншен шу — даосское искусство пестования жизни.

Яншен шу — даосское искусство пестования жизни. Эта древнейшая методика направлена на пополнение жизненных сил человека, оздоровление, излечение от болезней.

Основные концепции Даосского Яншен


Перевод с китайского — Глеб Порогер

Даосский взгляд на яншен (сохранение здоровья, профилактика здоровья):

  1. Неразрывная связь между внешним и внутренним.
    Основатель даосизма — Лао Цзы — говорил о необходимости «ценить жизнь», «улучшать жизнь», «сохранять жизнь», «любить жизнь», «защищать жизнь». Гармония между внешним и внутренним — гармония между телом и духом. Внешнее — это организм человека, внутренее — дух и сознательная деятельность. Даосы верят в единство тела и духа. Гэ Хун, специалист даоского яншен живший во времена династии Цзинь, говорил: «Форма (внешнее) не может существовать без духа (внутреннее); форма есть вместилище духа». А также «когда форма страдает, дух погибает; когда Ци истощена, жизнь подходит к концу». Отталкиваясь от этой концепции, даосы считают, что для профилактики здоровья необходимо сочетать духовное развитие и физические упражнения.
  2. Наслаждение жизнью и отрицание смерти.
    Даосская доктрина призывает любить жизнь и бороться со смертью. Абсолютной целью даосизма является достижение бессмертия или, по крайней мере, смерть от естественных причин. Даосизм призывает ценить жизнь: «самый добрый человек — тот, кто всегда хочет жить и наслаждается жизнью»; «самое важное на всей земле — жизнь». В связи с этим даосы уделяют огромное внимание яншен — сохранению и профилактике здоровья.
  3. Космологический и комплексный (холистический) подход к сохранению здоровья
    Космологические принципы были озвучены Лаоцзы в Дао Дэ Цзин: «Дао породило Одно. Одно дало рождение Двум. Из двух произошли Три. Три дали жизнь всем созданиям». Трактуется это следующим образом: Дао породило изначальную Ци, из которой затем произошли Инь и Ян и породили все сущее. Лао Цзы также говорил: «Все сущее вернется к своему истоку. Это возвращение — мирное. Оно — естественное движение природы». Даосы считают солнце, луну и звезды тремя сокровищами неба, а существование, Ци и дух — тремя сокровищами человека и призывают оберегать их. В природе все рождается весной, растет летом, созревает осенью и засыпает зимой. Т.к. человек долгое время жил среди дикой природы, то адаптировался к изменению четырех сезонов и сформировал свои психологические привычки. Ци Ян просыпается весной и летом, а засыпает осенью и зимой. Если мы будем подстраивать свои привычки под изменения сезонов, обращать пристальное внимание на правильное питание и спокойствие ума, будем поддерживать баланс между Инь и Ян, то сможем прожить долгую и здоровую жизнь.