Все о папье-маше. Техника выполнения папье-маше из бумаги и газеты
- Все о папье-маше. Техника выполнения папье-маше из бумаги и газеты
- Папье-маше для начинающих. Папье-маше: советы для начинающих
- Папье-маше, как делать. Как делать папье-маше в домашних условиях
- Что такое папье-маше. Папье-маше: все секреты работы в этой технике
- Папье-маше из бумаги и пва. Основные способы приготовления массы папье-маше
- История папье-маше. Введение
- Что можно сделать из папье-маше. Поделки папье-маше своими руками - подборка интересных пошаговых мастер-классов с фото примерами
- Техника папье-маше. Папье-маше
Все о папье-маше. Техника выполнения папье-маше из бумаги и газеты
Папье-маше (мастер-класс для начинающих рекомендует соблюдать ряд правил) требует выполнения следующих рекомендаций при изготовлении поделок:
- Работать удобнее на большом столе, застеленном клеенкой. Так как вся работа с клеящими составами выполняется руками, нужно приготовить сухую ткань, чтобы их вытирать.
- Наклеивать кусочки на поверхность формы, смазывая первый слой, положить следующий. Для разграничения первого и последующих слоев можно использовать бумагу другого цвета, так удастся не делать пропусков, слои будут равномерными.
- Есть 2 варианта нанесения клея: на слои или опуская куски бумаги в емкость с клеем. Второй способ считается эффективнее, так как клей пропитывает бумагу лучше, не остается необработанных участков.
- В качестве моделей выбирают предметы, по форме схожие с предполагаемыми поделками (воздушный шар, кружка, тарелка). Также форму можно слепить из пластилина. Если поверхность поделки получилась неровной, ее нужно обработать шпатлевкой на основе воды. Когда этот слой грунта высохнет, его нужно пройти наждачной бумагой.
- Последним этапом является декорирование. Для этого используют декупаж, оформление акриловыми или масляными красками. Если используются акварель или гуашь, их нужно покрывать лаком. Можно украсить поверхность бисером, тканью (органза, ситец, гипюр) или бумажной аппликацией с помощью клея ПВА. Декорируют поделки макаронами в форме бабочек, спиралек, которые красят и покрывают лаком. При отделке пользуются крупами, выкладывая рисунки.
Папье-маше для начинающих. Папье-маше: советы для начинающих
Поделки из папье-маше по праву считаются одними из самых популярных. С этой мягкой и пластичной массой очень легко работать, а это значит, что и аксессуары из нее получаются самые разные. Из папье-маше традиционно делают кукол и маски, различную театральную бутафорию и муляжи, разнообразные игрушки, украшения и даже некоторые предметы мебели.
Этот материал любят все художественные школы и традиционно проводят обучение по работе с ним. Данную технику с удовольствием изучают и дети, и взрослые. Даже профессиональные скульпторы не пренебрегают работой с папье-маше, ведь это своеобразная отработка будущих образов.
Немного истории
Папье-маше – звучит это по-французски, однако искусство создания различных аксессуаров из нескольких слоев тонкой бумаги зародилось вовсе не в Европе. «Изобретателями» техники работы с папье-маше считаются китайцы. Несколько тысячелетий назад они научились делать из бумаги одежду, а затем и прочные доспехи для своих воинов.
Позже это искусство освоили и жители других стран Востока. При этом большинство изделий начали покрывать специальным водоотталкивающим составом, который, к тому же, добавлял им прочности. Так люди научились делать доспехи, ритуальные маски, различную парадную атрибутику.
Искусством заинтересовались и в Европе. Интересно, что предприимчивые западные жители быстро догадались, что папье-маше можно использовать для создания различных подделок, которые издалека можно принять за настоящие. Так, например, появилась бутафорская лепнина.
Сегодня этим материалом активно пользуются в театре и кино. Большинство декораций делается именно из папье-маше.
Техники работы с папье-маше
Приклеивание небольших кусочков на готовую форму в несколько слоев
Эта техника очень удобна для изготовления различных масок и сложных фигур. Чаще всего ей пользуются в тех случаях, когда необходима точная копия того или иного предмета. Однако ее минус в том, что оклеенный предмет чаще всего оказывается намертво «запертым» под прочным слоем бумаги, и сама поделка становится тяжелее (это не всегда удобно).
Смешивание бумаги и клейстера с последующим изготовлением поделок
Это удобно в тех случаях, когда необходимо изготовить простую фигуру. Как правило, это куклы и различные игрушки. Работать с массой удобно, потому что «схватывается» она постепенно, а это значит, что есть время подправить неточности и убрать неровности.
Как сделать массу папье-маше своими руками?
Если с первым способом все понятно (нужно только сварить клейстер или взять ПВА и наклеивать бумагу в несколько слоев), то с замешиванием папье-маше вторым способом могут возникнуть определенные трудности.
Чтобы замешать «тесто» правильно, нужно подготовить емкость с теплой водой. В нее размачиваем мягкий картон (отлично подходят упаковки от яиц), газеты или туалетную бумагу. Дождитесь полного размягчения материала. При необходимости можно время от времени подогревать миску на плите, чтобы вода не остывала.
Когда бумага размокнет, ее нужно прокрутить миксером или измельчить в блендере. Затем в массу постепенно добавляется клей. Его нужно подмешивать до тех пор, пока субстанция не перестанет прилипать к рукам.
Есть и альтернативный вариант. Но он работает только с туалетной бумагой, так как она тонкая и хорошо поддается измельчению.
Более подробный вариант в этой
Советы для начинающих
- Если вы пользуетесь вторым способом замешивания папье-маше, не делайте слишком много материала до тех пор, пока не будете уверены, что нашли свою «идеальную формулу». Клей и качество бумаги решают многое.
- Какую бы технику вы ни выбрали, сушить лучше каждый слой. Очень удобно пользоваться феном.
- Количество слоев зависит от типа выбранной поделки из папье-маше. Однако стоит учесть, что делать меньше 4-5 слоев нецелесообразно.
- Когда изделие закончено, его нужно просушить в течение суток – это минимальный срок. Для больших поделок количество дней на просушку может увеличиться до 3-4.
- Готовое изделие обычно покрывают краской. Можно сделать его однотонным. Кроме того, красиво смотрится и необычная роспись папье-маше (работа Екатерины Осипович). Можно сделать причудливые завитушки или мозаику. В последнее время очень популярна покраска поделок различными красящими спреями – это удобно и практично.
- Украшать поделки из папье-маше можно камнями и бисером. Также на них можно приклеить блестки, пайетки, тканевую отделку и т.д.
- Ваши творения можно покрывать и лаком. Это добавит им долговечности и прочности. Кроме того, изделие будет легче протирать от пыли.
Примеры и идеи для вдохновения
Для работы с папье-маше не требуются особые навыки. Замешивать смесь бумаги и клея довольно просто, да и вылепить простые фигуры нетрудно. Если вы собираетесь заняться этим впервые, начните с обычного оклеивания предметов тонкими кусочками бумаги или вылепите любую простую фигурку (например, снеговика или яблоко) из готовой массы.
Папье-маше, как делать. Как делать папье-маше в домашних условиях
Начинать работу с папье-маше нужно с более простых по форме предметов. Прекрасно подойдёт ваза или блюдце. Если получилось воссоздать блюдце или вазочку из бумаги, то стоит приниматься за более вычурные фигуры: динозавра, человеческую голову, ёлочную игрушку и т.д.
Из туалетной бумаги и клея
Как приготовить массу для папье-маше из туалетной бумаги и клея, мы рассмотрели ранее. Главный секрет – хорошо отжать бумагу перед вводом клея в состав. Далее берём вазу, оборачиваем пищевой плёнкой и начинаем наносить состав. Вазочку нужно полностью облепить и следить за тем, чтобы это было равномерно. Теперь нужно оставить её до полного высыхания. Иногда на это уходит несколько суток. Высохшую заготовку берём и разрезаем канцелярским ножом на две половинки. Стараемся не навредить шаблонной вазе. Обе половинки с торцов разреза промазываются клеем, сверху дополнительно накладываются смазанные клеем полоски из салфеток или другой тонкой бумаги, чтобы закрыть места разъединения слоя папье-маше. Шву тоже нужно дать высохнуть, прежде чем приступать к росписи вазы.
Из газеты
Берём за основу тарелку. На неё нужно нанести слой вазелина или пищевой плёнки. Газета, нарванная кусочками, окунается в подготовленный клейстер или клей ПВА. Пропитанные клеем кусочки накладываются на тарелку со стороны дна, если нужно получить чуть большую поделку, или с внутренней стороны, если изделие требуется чуть меньше шаблона. На первый слой бумаги наносится второй, после чего работа высушивается. Затем нужно нанести ещё два слоя газет, и т.д.
Чтобы предмет из папье-маше получился прочным, слоёв понадобится 10–12, а то и больше. Это зависит от изначальной толщины газетного листа. Поделки из более толстой бумаги дольше сохнут, поэтому с ними больше возни по времени. Зато из тонкого материала понадобится больше слоёв, чтобы достичь подходящей прочности.
Из бумажной глины
Работа с бумажной глиной ведётся практически так же, как и с папье-маше из салфеток. Только этап по приготовлению массы попросту опускается. Так как паперклей продаётся в готовом виде, нужно изучить инструкцию по работе с ним на упаковке. В частности, если понадобится шаблон или каркас, как масса будет взаимодействовать с ним, выяснится именно из инструкции.
Если из бумажной глины лепится фигурка, как из пластилина, то есть не имеющая полостей, то нужно особое внимание уделить правильной сушке папье-маше. Ведь из глубины изделия влага будет испаряться очень долго. Возможно, придётся создавать фигурку поэтапно, как бы послойно. Вначале вылепить некий остов, просушить его, а потом облепить новым слоем, придавая необходимые формы и изгибы. Снова просушить, затем нанести финишный слой со всеми тонкостями рельефа.
Что такое папье-маше. Папье-маше: все секреты работы в этой технике
Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.
Существует два способа создания изделий из папье-маше.
Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.
Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.
Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.
Первый способ - лепка из массы
Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.
Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой.Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.
После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.
Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.
Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.
Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:
смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.
Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.
Затем снять с огня и дать остыть.
Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.
Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.
Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.
Второй способ - маширование (наклейка кусочков бумаги)
Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.
Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.
Папье-маше из бумаги и пва. Основные способы приготовления массы папье-маше
Основной материал в технике папье-маше – бумага. Для этого используют газеты, картон, салфетки и другие материалы, особой эластичностью обладает масса из туалетной бумаги. Существует несколько способов приготовления сырья для лепки.
Создание клейстера на основе крахмала и пшеничной муки
Для изготовления массы следует придерживаться таких рекомендаций:
- За основу берут бумагу. Понадобится 2 рулона такого материала. Их рвут на мелкие части и заливают горячей водой (500 мл). Масса должна настояться около 8 часов.
- Для приготовления клейстера потребуется вода и крахмал (или мука). Для его получения следует смешать 4 столовые ложки крахмала и стакан холодной воды. Далее смесь ставят на огонь до закипания.
Клейстер из крахмала
- Бумажную заготовку следует нагреть, а после тщательно взбить блендером до получения однородной массы.
- Взбитую бумажную массу смешивают с клейстером и дают настояться около 20-30 минут.
Такого количества материала хватит на 3 небольшие поделки. Бумажное тесто получается мягким и эластичным. Застывать фигурки будут около 4 суток.
Применение ПВА
Поделки, изготовленные на основе клея, высыхают значительно быстрее (до 2 суток). Чтобы приготовить материал, нужно:
- Проделать то же самое с бумагой, что и в предыдущем рецепте. То есть порвать, залить водой, дать настояться, а после прокипятить и взбить блендером.
- Добавить в заготовку клей и тщательно перемешать. Масса для поделок готова.
Густая масса на основе клея (обойного и ПВА)
После приготовления такая масса напоминает пластилин или глину. При этом техника ее получения мало чем отличается от предыдущих способов. Также нужно подготовить туалетную бумагу, добавить ПВА. На последнем этапе следует вылить смешанный в стакане воды обойный клей (1 столовая ложка) и тщательно замесить смесь как тесто. Поделки из такого материала получаются очень крепкими.
История папье-маше. Введение
Папье-маше – это одна из старинных техник в декоративно-прикладном искусстве. Она довольно проста и очень популярна. Папье-маше изобрели во Франции в XVI в. Первоначально его применяли для изготовления кукол. Восточные мастера выполняли из него различные шкатулки, игрушки, табакерки, маски, мебель и архитектурную лепнину. Изделия из данного материала были дешевыми и легкими.
Папье-маше в переводе с французского означает "жеваная бумага". Это бумажная масса, которая легко поддается формовке. Ее изготавливают из смеси волокнистых материалов и добавляют клей, крахмал, гипс и другие материалы. Когда масса высыхает, она становится очень твердой и легкой. Из папье-маше делают маски, учебные пособия, муляжи, игрушки, шкатулки, театральную бутафорию, посуду, мебель. Изготовленные из папье-маше мебель и светильники иногда довольно трудно отличить от таких же предметов, выполненных из дерева. Вещи из папье-маше отлично имитируют чеканку по металлу, резьбу по дереву.
Надо отметить, что при высыхании объем изделия из бумажной массы сокращается на 6–8 %. Это следует учитывать при создании моделей и делать их чуть больше.
Изделия сохнут в течение одних или двух суток. Все зависит от размеров самого предмета и температурного режима. Поделки из папье-маше очень быстро портятся из-за сырости. Для того чтобы защитить их от нее, поверхность изделий покрывают защитными составами (лаком, грунтовкой и т. д.).
Существуют три технологии выполнения изделий из папье-маше. В первом случае модель послойно оклеивают маленькими кусочками бумаги. Таких слоев бывает от 7 до 100. Клеить можно крахмалом, клеем ПВА. Во втором случае бумагу разрезают на мелкие кусочки и заливают горячей водой. Оставляют на сутки. После чего ее кипятят, отжимают, разрыхляют и сушат. В полученную массу добавляют мел, хорошо перемешивают. Затем вводят клей так, чтобы масса стала похожа на сметанообразное тесто. В качестве схватывающей компоненты берут столярный клей, крахмальный клейстер. Готовым таким "тестом" можно обмазать модель или вылить его в подготовленную форму и оставить до полного высыхания. В третьем случае твердый плотный картон склеивают под давлением. Готовые изделия грунтуют и раскрашивают.
Что можно сделать из папье-маше. Поделки папье-маше своими руками - подборка интересных пошаговых мастер-классов с фото примерами
Французская техника папье-маше доступна и не сложна, но несколько длительна по времени изготовления. Поэтому нужно запастись терпением и ваше новогоднее настроение украсят рождественский ангел, оригинальная ёлочная игрушка и карнавальная маска!
Технология папье-маше позволяет выполнить своими руками всевозможные вещи: от реквизита для театрального кружка до стильных декоративных украшений домашнего интерьера и может быть использована в занятиях с детьми самого разного возраста.
Основные материалы и инструменты
1.Бумага:
- газетная
- офисная
- туалетная
Дело в том, что существует два способа получения бумажного слоя на форме: набор слоёв кусочками бумаги и нанесение однородной массы. Иногда в одной работе сочетаются обе техники.
а) Бумагу рвём на кусочки. Чем меньше изделие, тем меньше размер кусочков. Только не режем её на одинаковые квадратики!)
Внимание! Первый – второй слои всегда кладутся на воде, это прослойка, позволяющая отделить высохшую работу от формы. Все последующие кладём на клей. Можно проклеивать каждый кусочек или нанести кистью клеевой слой сразу на всё изделие.
Небольшой лайфхак: чередуйте слои бумаги разных цветов. Так вы будете точно знать, какой у вас идёт слой!
Кладём 2-3 слоя и даём хорошенько высохнуть.
б) Можно изготовить массу из туалетной бумаги.
Не используйте дешёвую, серую, она плохо растворяется в воде и содержит мелкий мусор! Берите качественную, одно- или многослойную, она легко распускается и не даёт комков.
Заодно масса приобретёт нужный цветовой оттенок, если бумага была подкрашенной.
- В миску наливаем 250 мл клея ПВА. Если он очень густой, то добавляем воды. Бумагу рвём по перфорации и по одному листочку добавляем в клей. Вымешиваем до получения однородной, густой, тестообразной массы. Понадобится около половины рулона, примерно 40 гр., если взвешивать.
- Добавляем в массу 1 столовую ложку жидкого мыла и 2 столовых ложки рафинированного растительного масла в качестве пластификатора. Вымешиваем!
- В замес подсыпаем 50 гр. крахмала и 100 гр. пшеничной муки высшего сорта. Руки слегка смачиваем в масле и продолжаем месить массу как тесто, посыпая стол мукой, до однородного состояния. Она не должна липнуть к пальцам.
- Если планируется долгое хранение, то в замес вливаем 1 чайную ложку лимонного сока и храним в холодильнике, завернув в полиэтилен.
2.Клей берём любой обойный, ПВА, мучной клейстер.
Клей ПВА лучше покупать ведёрками в строительных магазинах. Если он слишком густой, то его всегда можно слегка разбавить.
Клейстер несложно сделать самому из муки:
- В кастрюле кипятим 1 л. воды. Пока вода закипает, разводим в 0,4 л. холодной воды муку, подсыпая и хорошенько размешивая ложкой. Должен получиться насыщенный мутный раствор, но не очень густой!
- В кипящую воду вливаем наш раствор при постоянном помешивании. Будьте осторожны, не ошпарьтесь!
- Полученный кисель после остывания процеживаем через сито. Хранить в холодильнике и закрытой банке.
3.Пластилин одноцветный. Можно купить готовый скульптурный, но дешевле будет взять цветной и смешать все цвета до однородного состояния. Из него будем делать модель.
4.Ёмкости для клея и воды.
5.Кисти плоские из щетины разного размера и тонкие круглые, колонковые или синтетика, стеки.
6.Тряпки (ветошь), губки поролоновые.
7.Ножницы, нож со съёмными лезвиями, наждачная бумага средняя и мелкая (нулёвка).
8.Гипс. Для техники папье-маше требуется основа, на которую будут наноситься слои бумаги. Чаще всего используется форма, в или на которую набирают слои бумаги, смазанные клеем. Если требуется большое количество одинаковых изделий, то лучше всего использовать гипсовые формы, так как они будут впитывать в себя лишнюю влагу, а изделие – быстрее высыхать!
9.Металлическая кулинарная фольга, краски гуашевые или акриловые, темпера, декоративные шнуры, стразы, блёстки, бисер, силиконовые молдинги, зубочистки.
По материалам, кажется, всё, можно приступать!
Рождественский ангел
Попробуем сделать, для начала, несложную работу – рождественского ангела!
- Туловище и голова. Выбираем способ изготовления – из массы или слоями. Если из массы, то формируем из металлической фольги конус и шарик, полностью покрываем их нашим составом равномерным слоем. Даём высохнуть, и соединяем вместе на зубочистку, смазанную клеем.
- На голове моделируем волосы, делаем нужную причёску. Глаза, рот, нос и уши не пролепливаем!
- На туловище рельефом формируем руки: рукава одежды и кисти.
- Вырезаем из картона два крылышка, соединённых перегородкой вместе. Покрываем их нашим чудо-составом вначале с одной стороны, затем с другой. Стекой имитируем пёрышки, приклеиваем крылья к ангелу со стороны спины. Сушим изделие.
Теперь наш ангел готов!
Иногда возникает необходимость использования различных масок: в театральном кружке, в костюмированном шоу или хочется просто украсить интерьер квартиры, а в продаже того, что нужно, нет или очень дорого. Не беда, сейчас вы узнаете, как пошагово всё сделать самому!
Техника папье-маше. Папье-маше
Маски из папье-машеАкула из папье-машеКресло из папье-маше, инкрустированное перламутромНесмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).
В те времена доспехи из папье-маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью, бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.
Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру и наибольшей популярностью пользовалась в европейских странах. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I .
Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой технологии изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится до 100 слоёв бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей , а раньше применяли крахмальный клейстер . Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки . Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют ).
По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея . «Тесто» выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания. Разновидностью второй технологии является формирование изделия из быстро высыхающей жидкой бумажной массы с помощью специального 3D-принтера.
По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона.
Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.
- СПб., 1890—1907.
|