1 сентября 2025 года: что ждёт наших детей
1 сентября 2025 года: что ждёт наших детей
Уже в этом учебном году 1 сентября в школах России введут выставление оценок за поведение . Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. Объясняем, как это будет реализовано.
Министр сразу уточнил, что в 2025 году эта система будет принята в пилотном режиме. Это значит, что она может быть введена не во всех школах России и работать будет в тестовом формате. Возможно, в дальнейшем, на основе некоторых неучтенных нюансов, будут внесены изменения. Сергей Кравцов также сообщил, что нет смысла тратить годы на проработку новых правил в теории, лучше сразу ввести их на практике, а затем отслеживать, как они работает.
Разумеется, новость об оценках за поведение напугала не только учеников, а их родителей. Как учитель будет оценивать соответствие поведения ребенка норме? На что это будет влиять?
Тот, кто учился в советское время, помнит оценки за поведение в школе. В какие-то годы они имели настолько большой вес, что ученика могли отчислить из учебного заведения или оставить на второй год. В наши дни до 9-го класса обязаны доучить всех, даже если у ребенка несколько двоек в четверти. И «двойки» за поведение вряд ли на это повлияют, ведь они идут вразрез со статьей 61 закона «Об образовании».
При этом в указе президента РФ Владимира Путина говорилось о том, что оценка за поведение должна быть комплексной и объективной, и если уж ее вводить, то она должна на что-то влиять. Но родители по-прежнему беспокоятся, что любое поведение будет расценено как нарушение порядка. Быстро написал контрольную и решил порисовать в черновике, высказал свою точку зрения по теме, спросил что-то у учителя, забыв поднять руку. Будут ли за подобные примеры поведения ставить заниженную оценку?
На данный момент известно только, что критерии оценок за поведение будут разработаны к 1 июля 2025 года. Тогда и станет ясно, во сколько педагог оценит разговоры учеников на уроке и сломанные стулья.
Если будет принято решение опираться на советский опыт (что стало входить в тренд), то могут ориентироваться на следующие параметры.
В документ «Правила для учащихся» 1943 года есть перечень критериев, которым должен был соответствовать ученик:
прилежно учиться;
аккуратно посещать уроки;
не опаздывать на занятия;
приходить на уроки чистым, причесанным и аккуратно одетым;
домашнее задание выполнять самостоятельно;
относиться с уважением к директору школы и учителями;
бережно относиться к школьному имуществу.
Пятибалльная система означала, что «пятерка» соответствует безупречному поведению, а «двойка» — угрозе отчисления из школы.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Как 1 сентября 2025 года будет отличаться от предыдущих лет
1 сентября 2025 года, вероятно, станет началом нового этапа в образовании, где технологии займут центральное место. Школы могут внедрить виртуальные классы, где ученики смогут взаимодействовать с учителями и одноклассниками удаленно. Это позволит сократить расстояния и объединить учащихся из разных уголков мира. Кроме того, использование искусственного интеллекта поможет персонализировать обучение, адаптируя учебные планы под индивидуальные потребности каждого ученика. Такие изменения могут повысить эффективность обучения и сделать его более доступным для всех.
Вопрос 2: Какие праздничные мероприятия могут проводиться в школах 1 сентября 2025 года
В 2025 году школы могут организовать смешанные праздничные мероприятия, сочетающие традиционные и виртуальные элементы. Например, можно провести виртуальные экскурсии, где ученики смогут посетить музеи или исторические места без выхода из класса. Также могут проводиться интерактивные представления, где учащиеся будут активно участвовать, используя современные технологии. Эти мероприятия помогут создать уникальную атмосферу и сделать праздник более насыщенным и интересным для всех участников.
Вопрос 3: Какие новые технологии могут появиться в школах к 1 сентября 2025 года
К 1 сентября 2025 года в школах могут появиться такие технологии, как дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR). Эти технологии позволят ученикам погружаться в виртуальные лаборатории,вать исторические события или изучать сложные научные концепции в интерактивной форме. Также могут быть внедрены системы умных досок, которые смогут адаптироваться под нужды каждого урока и предоставлять мгновенный доступ к образовательным ресурсам. Это сделает процесс обучения более интерактивным и эффективным.
Вопрос 4: Как будет обеспечиваться безопасность учащихся в школах 1 сентября 2025 года
Обеспечение безопасности учащихся в школах к 1 сентября 2025 года может включать использование передовых систем видеонаблюдения и распознавания лиц. Школы могут внедрить интеллектуальные системы, которые смогут предупреждать о потенциальных угрозах и нарушениях. Также могут быть введены системы слежения за здоровьем учащихся, такие как умные браслеты, которые будут отслеживать основные жизненные показатели. Эти меры помогут создать безопасную и защищенную среду для обучения и развития.
Вопрос 5: Какие изменения могут произойти в методах обучения к 1 сентября 2025 года
К 1 сентября 2025 года методы обучения могут претерпеть значительные изменения под влиянием технологий. Учебные планы могут быть адаптированы с использованием искусственного интеллекта, который будет анализировать прогресс учеников и предлагать персонализированные рекомендации. Также могут появиться гибридные модели обучения, сочетающие традиционные занятия с онлайн-курсами. Это позволит ученикам изучать материал в удобном для них темпе и формате, повышая эффективность обучения.
Вопрос 6: Как 1 сентября 2025 года может способствовать развитию международного сотрудничества в образовании
1 сентября 2025 года может стать началом нового этапа международного сотрудничества в образовании. Школы могут участвовать в глобальных образовательных программах, где ученики из разных стран будут изучать общий курс материал. Также могут проводиться виртуальные обмены, где учащиеся смогут общаться и работать над проектами с одноклассниками из других стран. Это поможет развивать культурное понимание и подготовить молодое поколение к работе в глобальном масштабе.
Вопрос 7: Какие экологические инициативы могут быть реализованы в школах к 1 сентября 2025 года
К 1 сентября 2025 года школы могут внедрить различные экологические инициативы, такие как использование возобновляемых источников энергии, например, солнечных панелей. Также могут быть организованы программы по переработке отходов и сокращению их количества. Ученики могут участвовать в проектах по озеленению территории школы и изучать экологические науки в рамках учебного плана. Эти меры помогут воспитать у учащихся сознательное отношение к окружающей среде.
Вопрос 8: Какие новые подходы к поддержанию здоровья учащихся могут быть внедрены к 1 сентября 2025 года
К 1 сентября 2025 года школы могут внедрить новые подходы к поддержанию здоровья учащихся, такие как использование технологий для мониторинга физической активности и психического состояния. Также могут быть введены программы по профилактике стресса и развитию эмоционального интеллекта. Ученики могут получать доступ к онлайн-ресурсам по здоровью и участвовать в занятиях, которые способствуют их физическому и психическому благополучию. Это поможет создать здоровую среду для роста и развития.
Какие изменения ждут образование к 1 сентября 2025 года
С 1 сентября 2025 года Минпросвещения РФ, сколько времени должны тратить на выполнение домашних заданий ученики 1–4-го классов. По новым нормам первоклассникам на подготовку к урокам отводится не больше часа в день. Во втором и третьем классе на «домашку» отводится полтора часа, а в четвёртом — два. Соответственно, учителя не могут давать младшим школьникам большой объём домашней работы.
Это не единственное нововведение. Домашнее задание на следующий урок учителя в новом учебном году должны будут задавать непосредственно во время урока. Такие правила будут действовать во всех классах, а не только в начальной школе.
Если есть электронный журнал, педагог должен дублировать туда информацию до конца учебного дня. Сейчас мамы школьников жалуются, что домашнее задание на завтра могут прислать и в 10 часов вечера. Или, к примеру, в 8 часов вечера выложить задание для внутришкольной олимпиады, которое надо пройти до 9 часов вечера в тот же день.
Также на школу возлагают контроль за объёмом домашних заданий по всем предметам для каждого класса, чтобы не оказалось, что каждый учитель старается задать как можно больше по своему предмету.
Для выполнения больших заданий, таких как реферат, доклад, презентация или даже заучивание стихотворения, школьникам рекомендовано давать больше времени на подготовку.
Что думают педагоги о нововведении
Судя по комментариям педагогов, опрошенных «Рамблером», снижение нагрузки на школьников пойдёт ребятам на пользу. Однако усреднённые нормативы не отражают реальной картины учебного процесса.
«Речь надо вести о разгрузке школьной программы в целом — сейчас она сильно перегружена и наукообразна. Кстати, в первом классе задания вовсе не задаются. В первом полугодии точно. Если у ученика есть помощники — родители, бабушки, дедушки, репетиторы, — ему не составит труда справиться с домашкой за указанные час-два и даже быстрее. А если помощников нет, сильной мотивации также? И при этом у ребёнка есть проблемы с чтением и пониманием текстов, с письмом, счётом, усидчивостью, тогда ученик практически наверняка не сможет «втиснуться» в предлагаемые временные рамки».
Александр Снегуров историк, профессор МГПУ, кандидат психологических наук, заслуженный учитель России
Александр Снегуров приводит пример задания для второклассника по предмету «Окружающий мир», в котором нужно соотнести костюмы народов России с названиями народов: чуваши, марийцы, башкиры, татары, эвенки, чукчи, осетины и так далее.
«Для ученика начальной школы это очень сложное задание. Его можно выполнять и час, и два. Столько же времени у кого-то уйдёт, чтобы выучить стихотворение или нарисовать рисунок», — подчёркивает педагог.
Психолог Центра диагностики развития детей и подростков «Ступеньки развития» Алла Верба обращает внимание, что указанные нормативы выполнения домашнего задания не новы. Аналогичные требования уже закреплены в.
Согласно действующим санитарным правилам, продолжительность выполнения домашних заданий:
- для первых классов — 1 час;
- для вторых и третьих — 1,5 часа;
- для четвёртых и пятых — 2 часа;
- для шестых — восьмых — 2,5 часа;
- для девятых — одиннадцатых — 3,5 часа.
«Такие временные ограничения устанавливаются не для учеников. Дети абсолютно разные. Есть медлительные, которые не уложатся ни в один норматив. Есть дети с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ), которым, только чтобы включиться в процесс, порой нужно пару часов. Нормативы нужны скорее для учителей, для того, чтобы они могли регулировать объём домашнего задания».
Алла Верба кандидат биологических наук, психолог Центра диагностики развития детей и подростков «Ступеньки развития», соавтор книг и пособий для дошкольников, родителей и педагогов
При этом в том, что сейчас школьники не укладываются в нормативы при выполнении домашнего задания, по мнению Аллы Вербы, нет вины учителей. Для закрепления некоторых тем требуется больше времени, чем заложено в программе.
«Соответственно, дополнительное объяснение ложится на родителей. Те должны сами разобраться в задании, потом объяснить ребёнку, потом закрепить с ним. Не всегда удаётся сделать всё за один день, поэтому проблема копится как снежный ком. И вот уже перед учеником гора заданий, которую он с трудом может разгрести. Поэтому один только контроль времени выполнения домашнего задания вряд ли решит общий вопрос нагрузки», — говорит Алла Верба.
Какие технологии будут использоваться в школах к 1 сентября 2025
Фото: freepik.com
С начала учебного года школьную программу синхронизируют с заданиями ЕГЭ, а количество контрольных работ сократят.
Как изменится система образования в России, обсудили на итоговом заседании коллегии Минпросвещения под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Главное:
- 1 марта вступили в силу поправки к закону «Об образовании». Теперь педагоги школ и колледжей будут заполнять не более пяти документов. Это снизит нагрузку на учителей;
- с 1 сентября в школах ограничат количество проверочных и контрольных работ до 10 процентов от общего объёма учебного времени;
- образовательную программу синхронизируют с государственными экзаменами;
- завершается работа над Стратегией развития образования. Это ключевой документ, в разработке которого участвуют не только педагоги, эксперты, сотрудники министерств, но и родители.
«Все эти инициативы направлены на формирование более эффективной системы образования. Мы должны чётко и оперативно реагировать на современные вызовы, учитывая потребности нашего общества», — заявил Дмитрий Чернышенко.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов рассказал, что в ближайшее время предстоит:
- ввести нормативы по времени выполнения контрольных и домашних заданий. С 1 сентября первоклассники будут тратить на выполнение домашнего задания 1 час, ученики вторых и третьих классов — 1,5 часа, а четвёртых классов — 2 часа;
- отремонтировать все школы к 2030 году и продолжить модернизацию детских садов и колледжей;
- оснастить кабинеты изобразительного искусства и музыки в школах к 2026 году;
- перевести школьников на единые учебники по обществознанию для 9–11-х классов.