Афанасий Великий и Кирилл: жизнь и наследие двух великих святых

Афанасий Великий и Кирилл: жизнь и наследие двух великих святых

Афанасий Великий и Кирилл: жизнь и наследие двух великих святых

Дни памяти: 31 января; 22 июня.

31|18 января совершается память святителей Афанасия Великого (†373) и Кирилла (†444), архиепископов Александрийских.

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский

Родился в 297 году в Александрии. Еще в детстве он прилежно изучал Священное Писание. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Афанасий, которого дети избрали «епископом», совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна тогдашний патриарх Александрийский Александр. Он велел привести к себе детей и их родителей и долго беседовал с ними. Удостоверившись, что крещение, совершенное Афанасием, соответствовало церковному уставу, патриарх признал таинство действительным и дополнил его миропомазанием.

Афанасий вырос и стал священником. Он сопровождал патриарха Александра на Первый Вселенский Собор и выступил там с опровержением ереси Ария. Вскоре Афанасий был единодушно избран на Александрийскую кафедру. Сорок семь лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений от ариан.

Сохранились многочисленные сочинения святителя Афанасия: письма, комментарии к Священному Писанию, жизнеописания, в том числе и известного подвижника преподобного Антония Великого.

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Святитель Кирилл жил в IV — V веке. Он происходил из знатной христианской семьи и получил блестящее образование.

В юности Кирилл поступил в скит святого Макария, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил рукоположил его в священники и поручил произносить проповеди. По смерти Феофила Кирилл единодушно был избран на кафедру и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана. Тот учил, что христиане, отрекшиеся от веры во время гонений на Церковь, не могут быть вновь приняты ею.

Еще более трудной стала борьба с несторианской ересью. Несторий возглавлял Константинопольскую церковь и распространял свое учение, отрицающее Божественную природу Христа. Архиепископ Кирилл неоднократно писал Несторию, направил послания всему священству Константинопольской Церкви и императору Феодосию Младшему. Предупреждал он об опасности такого толкования и других патриархов. В Эфесе был созван очередной Вселенский собор, на котором учение Нестория было осуждено.

Архиепископ Александрийский Кирилл оставил нам немало догматических сочинений. К его заслугам можно также отнести прославление святителя Иоанна Златоуста.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским , глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т на́ш.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским , глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия,/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся соблюди́те пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя.

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О, всесвяти́и отцы́ Афана́сие и Кири́лле, те́плии на́ши засту́пницы, ересе́й потреби́тели, благоче́стия защи́тители, неду́жным вра́чеве, в беда́х помо́щницы и все́м притека́ющым к ва́м те́плии предста́тели, помози́те на́м, гре́шным, в се́м житии́, и умоли́те Го́спода Бо́га дарова́ти на́м грехо́в оставле́ние и Ца́рствия Небе́снаго насле́дие, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ва́ше ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Кто такие святители Афанасий Великий и Кирилл

Ответ: Святитель Афанасий Великий был архиепископом Александрийским в IV веке и известен как один из Отцов Церкви. Он был активным защитником Никейского Символа веры и боролся против арианства. Святитель Кирилл был архиепископом Александрийским в V веке и также известен как один из Отцов Церкви. Он был активным защитником православной веры и боролся против ересей своего времени, таких как несторианство и монофизитство.

Вопрос 2: В каких странах почитаются святители Афанасий Великий и Кирилл

Ответ: Святитель Афанасий Великий и святитель Кирилл почитаются в православной церкви во многих странах, включая Россию, Грецию, Болгарию, Сербию, Румынию, Украину и другие. Они также почитаются в католической церкви и англиканской церкви.

Вопрос 3: Какие труды написал святитель Афанасий Великий

Ответ: Святитель Афанасий Великий написал множество богословских трудов, включая "Житие Антония Великого", "О ста ересях вкратце", "О incarnatione verbi", "Contra Gentes", "De Decretis", "De Synodis", "De incarnatione verbi", "Contra Arianos", "Epistolae". Его труды являются важным источником для изучения богословских идей IV века.

Вопрос 4: Какие труды написал святитель Кирилл

Ответ: Святитель Кирилл написал множество богословских трудов, включая "Толкование на Евангелие от Иоанна", "Толкование на послание к Римлянам", "Толкование на послание к Евреям", "Толкование на послание к Колоссянам", "Толкование на послание к Ефесянам", "Толкование на послание к Филиппийцам", "Толкование на послание к Галатам", "Толкование на послание к Тимофею", "Толкование на послание к Титу", "Толкование на послание к Филимону", "Толкование на послание к Ефесянам", "Толкование на послание к Колоссянам", "Толкование на послание к Филиппийцам", "Толкование на послание к Галатам", "Толкование на послание к Тимофею", "Толкование на послание к Титу", "Толкование на послание к Филимону", "Толкование на послание к Ефесянам", "Толкование на послание к Колоссянам", "Толкование на послание к Филиппийцам", "Толкование на послание к Галатам", "Толкование на послание к Тимофею", "Толкование на послание к Титу", "Толкование на послание к Филимону". Его труды являются важным источником для изучения богословских идей V века.

Вопрос 5: В каком году скончались святители Афанасий Великий и Кирилл

Ответ: Святитель Афанасий Великий скончался в 373 году, а святитель Кирилл скончался в 444 году.

Вопрос 6: Какие события связаны с жизнью святителя Афанасия Великого

Ответ: Святитель Афанасий Великий был активным участником борьбы против арианства, которое было распространено в IV веке. Он был изгнан из Александрии трижды, но каждый раз возвращался и продолжал бороться за веру. Он также участвовал в Никейском соборе в 325 году, где был принят Никейский Символ веры.

Кто такие Афанасий Великий и Кирилл

31 января 2024 года Церковь вспоминает родителей Сергия Радонежского, преподобных Кирилла и Марию Радонежских . А также Афанасия Великого , которого считают одним из основателей греческой церкви. В народном календаре — Афанасьев день, Афанасий Ломонос.

Кто такие Кирилл и Мария Радонежские?

Кирилл и Мария Радонежские были родителями Преподобного Сергия Радонежского. Кирилл состоял на службе у ростовских князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Происхождение Марии доподлинно неизвестно, но существует версия, что она была родом из знатных ордынцев-чингизидов. Пара была строгими блюстителями церковных уставов, они помогали бедным и странникам. А под конец своей жизни они поселились в Покровской Хотьковой обители, в то время бывшей одновременно и мужской, и женской, и стали монахами. Они мирно почили в один год.

Кто такой Афанасий Великий?

Афанасий родился в IV веке в Александрии. О его жизни известно немного. Но сохранилась информация, что крестил его и его мать александрийский архиепископ Александр, после смерти которого этот пост доверили Афанасию. Он обладал многими способностями, что сделало его авторитетным человеком среди горожан. Был церковным писателем. И его называют одним из родоначальников греческой православной церкви.

Афанасий Великий прожил долгую жизнь, полную тревог и невзгод. Боролся с еретиками и язычниками. Непокорного архиепископа не раз прогоняли из Александрии. По навету еретиков сидел в тюрьме. Его пытались обвинить в разврате. Но гонения и лишения не сломили дух Афанасия Великого, который пережил четырех императоров и сохранил чистоту помыслов.

  • День лучше всего провести дома с близкими.
  • Хорошо покормить птиц, особенно уток.
  • Нельзя шуметь и суетиться.
  • Нельзя венчаться и праздновать свадьбы.
  • Нельзя ссориться с родственниками.
  • Нельзя ни за кем допивать воду.

В каком году родились Афанасий Великий и Кирилл

18/31 января, Православная Церковь чтит совместную память двух великих святителей и учителей церковных – Афанасия Великого и Кирилла, архиепископов Александрийских, послуживших Господу и Его Святой Церкви в разное время, но совершивших один и тот же архипастырский подвиг – подвиг твёрдого стояния в догматах истинной Веры вопреки всем возникавшим и довольно быстро распространявшимся в тогдашней церковной среде еретическим учениям, угрожавшим чистоте христианского исповедания и духовному единству Церкви, в особенности – учениям ариан (при свт. Афанасии) и несториан (при свт. Кирилле), апологетами которых становились в те времена многие представители высшего духовенства, иногда даже архиепископы крупных церковных кафедр.

Святитель Афанасий Великий был предстоятелем Александрийской Церкви в IV веке по Р.Х. и в течение 46-и лет совершал своё архипастырское служение в непрестанной борьбе с еретиками арианами, которыми он неоднократно бывал изгнан с александрийской кафедры за твёрдое исповедание истин Веры Христовой. Этот великий учитель Церкви оставил после себя обширное церковно-литературное наследие. Его перу принадлежит множество творений – экзегетических (например, «Беседа на Евангелие от Матфея», «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов», и др.), богословских, а также исторических и апологетико-полемических (например, «Слово против язычников», «Слово о воплощении Слова», и др.), а также многочисленные письма и послания.

Святитель Кирилл Александрийский был епископом той же александрийской кафедры в V веке по Р.Х. – в течение 32-х лет, и, благодаря его многолетним архипастырским усилиям в борьбе против ересей, его проповедническому служению и церковно-литературным трудам (он, как и его великий предшественник, свт. Афанасий, оставил Церкви обширное литературное наследие – в частности, толкования на Евангелия от Иоанна и от Луки и на отдельные Послания апостола Павла, творения под названием «5 книг против Нестория», а также «Апология» – в защиту истинной Христовой Веры, труды под названием «Сокровище» – о Пресвятой Троице, и под названием «Беседы», и др.), Церковь Христова была, наконец, избавлена от лжеучений.

Дни памяти святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, архиепископов

18/31 января – совместная память;

2/15 мая – свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского;

9/22 июня – свт. Кирилла, архиепископа Александрийского

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским глас 3

Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все погаси́вше злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго нам ве́лию ми́лость.

В каком году умерли Афанасий Великий и Кирилл

Сегодня христиане чтят память святителей Афанасия Великого и Кирилла, архиепископов Александрийских.

Афанасия в Божий храм привела мать. Она отдала его святому Александру (патриарху Александрийскому) для служения Господу Богу. В 319 году он стал диаконом церкви в Александрии. Неся службу, Афанасий видел, что новопришедшие не чтут Слово Божие, ругают Иисуса и Матерь Божию. Одним из таких был Ария. Выступая в 325 году на Никейском соборе, он высказался против него. В 326 году, после смерти святого Александра, Афанасий был назначен епископом Александрийской кафедры. Он стал выступать по церквям с обличительными речами против ариан.
В те времена правил Константин Великий. Он был добрым простым императором, и еретики смогли занять все должности. Они начали клеветать на Афанасия, и Константин, видя сложившуюся ситуацию, предложил епископу скрыться. Афанасий отправился в изгнание, но еретики не успокоились. Они хотели его смерти и стали заново плести интриги. Тогда Афанасий предстал перед судом. Он был обвинен в развратной жизни и убийстве, но все домысли еретиков были разбиты речами и действиями епископа. Тогда Константин оправдал его и вернул на кафедру.
После смерти императора на трон взошел его второй сын Констанций. Он начал гонения на христиан, и Афанасий отправился в Рим. Там он прожил 3 года. Когда троном завладел Валент, Афанасий вернулся на кафедру и в возрасте 76 лет умер.
Кирилл родился в семье знатных христиан. Он овладел науками, но всегда стремился познать истину и Священное Писание. Достигнув юношеского возраста, поступил в скит святого Макария, где и прожил 6 лет. Вскоре он был посвящен в диаконы и причислен к клиру (служители церкви).
Когда умер патриарх Александрийской церкви Феофил, Кирилл был назначен на его место. Он боролся с высказываниями неверных и опровергал их мнения, направляя послания императору Феодосию, папе Целестину I и в монастыри. В 431 году Кирилл председательствовал на III Вселенском соборе. Умер он в 444 году.

В какой церкви служили Афанасий Великий и Кирилл

Сыну и вожделеннейшему сослужителю, господину Руфиниану, Афанасий о Господе радоватися. Ты пишешь к отцу, как прилично сыну возлюбленному. Приближившагося убо чрез писание, объял я тебя, вожделеннейший мне паче всех, Руфиниане. Мог бы и я тебе, яко сыну, писати к тебе и в начале и в середине и под конец, но удержался, да не по письмам познается общение и свидетельство. Ибо ты мое послание, по реченному в Писании ( 2Кор. 3:2 ), знаемое и читаемое в сердце. Тако будучи расположен (верь мне, ей, верь), приглашаю, и убеждаю тебя писати. Ибо делая сие, не мало, но много меня утешаешь. же благолюбиво и церковно (как и прилично твоему благочестию) вопрошал ты о увлеченных нуждою, но не развращенных зловерием, и желал, чтобы я написал к тебе, что положено о них на соборах и повсюду: то ведай, господине мой вожделеннейший, яко в начале, по прекращении бывшаго насилия , был собор епископов, сошедшихся от внешних стран; был такожде и у сослужителей, обитающих в Элладе, равным образом и у находящихся в Испании и в Галлии: и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстателями нечестия , являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самовластными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире, наипаче, когда они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено, повидимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не разстроили церквей, почли за лучшее уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия: ибо в извинении себя представляли и Аарона, Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может престати от нечестия, но вошедши во Египет усилит и возрастит в себе нечестие. По сей причине разрешено допускати таковых в клир, так как прельщенным и насилие претерпевшим дается прощение. Сие объявляю и твоему благоговению, и уповаю, яко и твое благочестие примет постановленное, и не осудит снисхождения согласившихся тако. Удостой же прочитати сие и пред священством, и пред народом тебе подчиненным, дабы и они, зная сие, не сетовали, когда ты тако расположен к таковым. Ибо не было бы прилично мне писати тогда, как твое благоговение может и наше к ним благорасположение возвестити им, и все недостающее восполнити. Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением. Кающиеся же, явно да предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево зловерие. Ибо сии богохульно именуя Слово Божие тварью, обнаружили себя защитниками Ариевой ереси: да исповедают же веру, в Никеи от отцев исповеданную, и, яко никакого инаго собора не предпочитают сему собору. Приветствуй сущее с тобою братство, а сущее с нами о Господе приветствует тебя.

Какие труды написал Афанасий Великий

В то время к царю Михаилу пришли послы от хазар. Так назывался народ, который жил далеко к северу от Византии, в Хазарском каганате, по соседству с будущими древнерусскими землями (сейчас это Дагестан, часть Крыма, Дон и Нижнее Поволжье). Хазары просили прислать к ним мудрых людей, которые бы рассказали об учении Христа. Хазарский каган — верховный правитель, «хан ханов» — выбирал в ту пору, какую веру принять: ислам, иудаизм или христианство.

Какие труды написал Кирилл. О том, как Мефодий и Константин к хазарам ездили

Царь Михаил назначил посланником к хазарам Константина, а тот уговорил брата, бывшего воина, помочь ему в опасном и долгом путешествии.

Нелёгок был путь через степи! Дикие племена угров, которые, как свидетельствует хронист, ходили в шкурах и выли как волки, нападали на караваны путников. По преданию, напали разбойники и на братьев, когда те остановились в степи для молитвы. Константин не испугался, лишь продолжал повторять: «Господи, помилуй!..» Когда святой закончил молитву, свирепые угры вдруг присмирели, стали кланяться ему и просить поучений. Получив благословение, разбойники отпустили монахов, и те благополучно продолжили путь.

Была у Константина и Мефодия важная и продолжительная остановка по дороге в Хазарию в крымском городе Херсонесе, или, по-славянски, Корсуни, что недалеко от нынешнего Севастополя. Готовясь к предстоящей миссии, святые братья продолжили изучать хазарский и еврейский языки, совершенствовались в славянском.

В Херсонесе, благодаря Мефодию и Константину, случилось настоящее чудо! В тех местах недалеко от берега в море были сокрыты мощи почитаемого христианского святого Климента, ближайшего ученика апостола Петра. Климента казнили в Херсонесе, в изгнании, в самом начале II века нашей эры. Кирилл и Мефодий убедили местного епископа найти мощи святого.

После заката солнца братья вместе с епископом и многими священнослужителями сели на корабль и отплыли в море. Там долго усердно молились. В полночь от моря вдруг воссиял свет! Перед изумлёнными священниками явились святые мощи. Их положили в корабль, отвезли в город и поместили в Апостольской церкви. Братья взяли часть мощей с собой в путешествие, чтобы со временем отвезти их в Рим.

Из Херсонеса Константин и Мефодий проделали долгий путь по морю и суше, пока не добрались до Кавказских гор, где располагался тогда каган — правитель Хазарии.

В ханском дворце братьев встретили с честью и приняли у них грамоту от царя Михаила. В долгих беседах с мусульманами, евреями и хазарами Константин разъяснял тонкости христианской веры, ссылаясь на Ветхий Завет, на древних пророков и праотцев, которых признавали, чтили и иудеи, и мусульмане, — Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Давида, Саула…

Знатным хазарам, которые слышали долгие споры иудеев, мусульман и христиан, так понравились речи молодого византийского проповедника Константина, что двести из них приняли христианскую веру. В знак признательности хазары отпустили из каганата вместе с Мефодием и Константином более двухсот греческих пленников.

Братья двинулись в обратный путь в Константинополь. Принимали возвратившихся посланников в царском дворце с триумфом, как настоящих апостолов.

Мефодий стал игуменом Полихрониева монастыря на Малом Олимпе, а Константин поселился при церкви. И вновь недолгим был их отдых.

Какие труды написал Кирилл

Афанасий Великий и Кирилл: жизнь и наследие двух великих святых 02

« Крещение Руси ». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе . 1895—1896

Креще́ние Руси́ — термин, под которым в современной исторической науке понимается комплекс взаимосвязанных событий в основном конца X века, включавших личноекиевского князя, его окружения икрупнейших городов, а также осуществлённые княжеской властью меры по созданию на Руси церковной организации и среды; рассматривается как принятие христианства в качествеКиевской Руси. Исторические источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед захронологией, событие принято относить ки считать началом официальной(некоторые исследователи полагают, что «» состоялось позже: вили).

Рядом авторов термин понимается так же, как и процесс распространения христианства на Руси в XI—XII векахили более широко, как длительный процессРуси, включая начальные этапы этого процесса в предшествующие годыи распространение христианства в последующий период.

События, связанные с Крещением Руси, отражены в древнерусских, византийских, арабских и западноевропейских письменных источниках.

Политическими последствиями Крещения Руси были идейно-культурная консолидация народов и племён Киевской Руси и усиление международного авторитета страны. После Крещения Руси народ руси сравнительно быстро трансформировался в, а политиястала обычным для Европы христианским государством, в то же время прочно включившись вкультурную ойкумену и. Несмотря на сохранение рудиментов, элита государства и, вероятно, значительная частьпосле крещения стали идентифицировать себя в качестве христиан. Принятие христианства имело следствием также распространение христианской культуры, грамотности и книжности, формированию ряда новых производств и ремёсел, включая каменное, мозаику,и др.

» есть в «»:

В лето 6582 (1074 год). Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской.

Оригинальный текст (церк.-сл.)

Въ лѣто ҂ѕ҃ ф҃ п҃ в҃ · … Тако же и другыи братъ именемъ Єремѣи иже помнѧше крс҄щниє земли Руськои …

Кроме того, Повесть временных лет под 6496 годом от сотворения мира (примерно 988 год) имеет следующий текст (молитва князя Владимира):

Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей — Русскую землю и просветил её крещением святым.

Оригинальный текст (церк.-сл.)

Въ лѣто ҂ѕ҃ ѵ҃ ч҃ ѕ҃ · Блгс҄нъ Гс҄ь Іс҄съ Хс҄ъ иже възлюби новꙑꙗ люди Рускую землю . и просвѣтити ю кр҃щениємь ст҃мь

Наряду с термином «Крещение Руси» в литературе также использовались или используются иные термины (обозначения): «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и др.

Иногда термину «Крещение Руси» даётся широкий смысл — длительный процесс поэтапного проникновения христианства на Русь в IX—X веках и христианизация народной среды (внутренняя миссия), которая продлилась десятилетия, а в некоторых частях Руси — не один век после крещения Владимира. При таком широком понимании главными этапами Крещения Руси, кроме крещения Владимира и следовавших непосредственно за этим событий, представлены: первое крещение Руси в 860-е годы; неудачная попытка крещения Руси, княгинейпосле её личного обращения в христианство в Константинополе в 946 или 957 годах; масштабное церковное строительство и мероприятия по созданию церковной жизни, расширению епархиальной системы и приходов, которое происходило при князеи при преемниках.

Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева; благословение Андреем этого места и воздвижение креста на высоком берегу Днепра. Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века

В полностью легендарном сказании, приведённом в «» и в пространной редакциипод 30 ноября, принятие христианства на территории будущей Руси связано с апостолом, который, согласно этим источникам совершил путешествие на территорию Руси и благословил место будущего, воздвиг крест, а затем отправился в землю, на место будущего.

Обращение в христианство было стандартной практикойв отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX веке попыткипредпринимались в отношении(862)и(864—920). Путём крещения правящей верхушки Византия, в частности, стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах.

Какие события в истории христианства связаны с Афанасием Великим и Кириллом

Святитель Афанасий Великий родился в Александрии. При богатых природных дарованиях он получил прекрасное и всестороннее образование. Особенно он отличался глубокими богословскими познаниями. По свидетельству Григория Богослова , он изучил все книги Священного Писания , как никто другой. Кроме того, он отличался необыкновенным даром слова, силой мысли и увлекательным красноречием.

Эти высокие качества Афанасия замечены были Александрийским епископом Александром, он посвятил его во диакона и сделал своим домашним секретарем. В качестве секретаря Афанасий сопровождал своего епископа на Никейский Собор. Став в 328 году преемником епископа Александра по кафедре, святитель Афанасий всю свою жизнь провел в борьбе с арианами. Из 47 лет епископства 20 лет он находился в изгнании.

Церковно-практическая деятельность Афанасия тесно связана с богословскими спорами и волнениями, возникшими в Александрийской богословской школе.

В своих богословских сочинениях Афанасий является непобедимым противником современных ему еретиков – ариан и духоборцев. Сочинения Афанасия разделяются на отделы: догматический, историко-полемический, нравоучительный и экзегетический. Из догматических сочинений Афанасия следует отметить:

•  «Четыре слова против ариан» представляют собой цельный догматический трактат с опровержением всех доводов арианского учения и изложением православного учения о единосущии Сына Божия с Отцом;

•  «Четыре послания к Серапиону, епископу Тмуисскому»;

•  «Книга о Святой Троице» (в латинском переводе), где частью излагается учение о втором лице Святой Троицы, но, главным образом, раскрывается православное учение о Святом Духе;

•  «О воплощении» – две книги;

•  «Послание к Эпиктету, епископу Коринфскому»;

•  «Послание к Адельфию Исповеднику»;

•  «Послание к Максиму Философу».

В основу содержания последних трех посланий положено изложение православного учения о соединении в Иисусе Христе двух естеств – божеского и человеческого.

С этими сочинениями сходно по содержанию и «Пространнейшее изложение веры».

•  Перу святителя принадлежит также произведение «Жизнь преподобного Антония Египетского».

•  Пасхальные письма – важный источник по истории арианства.

Творения святителя Афанасия высоко ценились в древности. Один из древних подвижников высказался о них так: «Если найдешь что-нибудь из творений Афанасия и не будешь иметь бумаги, спиши их на одежду». В историю Церкви Афанасий вошел как отец Православия.

К Александрийской школе также примыкали выдающиеся Каппадокийские богословы: святители       Василий Великий , Григорий Богослов и Григорий Нисский .