Святой Афанасий и Кирилл: история и значение молитвы
- Святой Афанасий и Кирилл: история и значение молитвы
- Связанные вопросы и ответы
- Кто такие святые Афанасий и Кирилл
- Что такое молитва
- Как молитва связана со святыми
- Какие бывают виды молитвы
- Как молиться вместе с святыми
- Что такое молитва святого Афанасия и Кирилла
- Как молитва святого Афанасия и Кирилла помогает нам
- Как молитва святого Афанасия и Кирилла влияет на нашу духовную жизнь
Святой Афанасий и Кирилл: история и значение молитвы
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: "назначал" их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.
Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария . После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником — первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.
Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.
Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.
Не смотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.
При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.
Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели "История ариан для монахов", "Четыре слова против ариан", "Книга о Троице и о Духе Святом". Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января).
Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Кто такие Святой Афанасий и Кирилл
Ответ: Святой Афанасий и Кирилл были двумя выдающимися христианскими богословами и святителями IV века. Афанасий, известный как Афанасий Великий, был архиепископом Александрии и одним из Отцов Церкви. Кирилл, также известный как Кирилл Александрийский, был учеником Афанасия и его преемником на посту архиепископа Александрии. Оба святителя сыграли важную роль в развитии христианской догматики и богословской мысли.
Вопрос 2: Что такое молитва
Ответ: Молитва является обращением человека к Богу, которое может быть как словесным, так и внутренним. Она выражает надежду, любовь, благодарность, покаяние и другие эмоции, которые человек испытывает перед Богом. Молитва может быть индивидуальной или коллективной, и ее можно совершать в различных ситуациях и местах. В христианстве молитва является одним из основных аспектов духовной жизни и связывает верующих с Богом.
Вопрос 3: Какова роль молитвы в жизни христианина
Ответ: Молитва играет важную роль в жизни христианина, так как она позволяет ему находиться в постоянном общении с Богом. Через молитву христианин выражает свою любовь и преданность Богу, а также получает духовную поддержку и наставление. Молитва помогает христианину преодолевать трудности и испытания, находить силы для борьбы со своими грехами и преодолевать духовные препятствия. Кроме того, молитва является способом христианина помочь другим людям, которые нуждаются в его молитве.
Вопрос 4: Какова связь между Святым Афанасием и Кириллом и молитвой
Ответ: Святой Афанасий и Кирилл были известными богословами и духовными лидерами своего времени, и их учение оказало значительное влияние на развитие христианской молитвы. Они писали многочисленные трактаты и письма, в которых подчеркивали важность молитвы в жизни христианина. Афанасий и Кирилл учили, что молитва является неотъемлемой частью духовной жизни верующего, и что через нее человек может находиться в постоянном общении с Богом. Они также подчеркивали важность молитвы за других людей и за Церковь в целом.
Вопрос 5: Каковы основные элементы молитвы
Ответ: Основными элементами молитвы являются настроение благодарности, покаяния, любви и преданности Богу. В молитве человек выражает свою признательность Богу за все его благодеяния, покается в своих грехах и просит прощения, выражает свою любовь и преданность Богу и просит его помощи и наставления. Кроме того, молитва может включать в себя пожелания и просьбы о помощи для других людей и Церкви.
Вопрос 6: Как можно совершать молитву
Ответ: Молитва может быть совершена индивидуально или коллективно, и ее можно совершать в различных ситуациях и местах. В христианстве существует множество молитвенных практик, таких как молитвенное чтение Библии, молитвенное пение, молитвенное молчание и др. Важно помнить, что молитва не должна быть формальным ритуалом, а должна быть искренним обращением человека к Богу.
Вопрос 7: Каковы преимущества регулярной молитвы
Ответ: Регулярная молитва имеет множество преимуществ для духовной жизни человека. Она укрепляет веру и надежду, помогает преодолевать трудности и испытания, способствует духовному росту и развитию. Кроме того, регулярная молитва помогает человеку находиться в постоянном общении с Богом, получать его наставление и поддержку. Она также способствует развитию братской любви и солидарности с другими верующими.
Вопрос 8: Как можно развить свой опыт молитвы
Ответ: Для развития опыта молитвы можно использовать различные практики, такие как регулярное чтение Библии, молитвенное пение, молитвенное молчание, участие в молитвенных группах и др. Важно помнить, что молитва не должна быть формальным ритуалом, а должна быть искренним обращением человека к Богу. Кроме того, можно изучать учения святых отцов и учителей Церкви, чтобы получить больше знаний о молитве и ее важности для духовной жизни.
Кто такие святые Афанасий и Кирилл
Главная > Православный календарь > Святители Афанасий и Кирилл, архиепископы Александрийские
Празднование памяти двух православных святителей, живших в Александрии – Афанасия и Кирилла – совершается 31 января по новому стилю (18 января по старому). Каждый из них имеет свой отдельный день памяти, но в знак их общих заслуг перед Церковью было установлено еще и совместное празднование.
Святитель Афанасий Александрийский
Святитель Афанасий родился около 298 года в Александрии Египетской. Он с детства жил при храме и в 319 году был рукоположен в диаконы, затем во пресвитеры. А в 326 году, по смерти Александра, архиепископа Александрийского, стал его преемником. В то время получила широкое распространение ересь арианства, ее последователи считали Иисуса Христа сотворенным, а не рожденным от Бога-Отца. Влияние ариан росло, все больше епископов принимали их сторону. Но святитель Афанасий резко выступил против этой ереси, вызывая недовольство ариан. Имея большое влияние на императора Константина Великого, те провели “расследование”, в котором попытались уличить святого в стяжательства, блуде и колдовстве. Но все эти обвинения быстро обнаружили свою нелепость, и святитель Афанасий был оправдан.
Император Констанций, взошедший следом за Константином на римский престол, уже сам был арианином и начал преследование инакомыслящих. Святому Афанасию пришлось некоторое время скрываться в Риме от преследователей, он много раз изгонялся с Александрийской кафедры, в 355 году даже оставшись единственным неарианским епископом, но с Божьей помощью всегда возвращался обратно и продолжал борьбу за чистоту Церкви. Пробыв на кафедре 46 лет, святитель скончался в 373 году, оставив после себя несколько богословских трудов, таких как “Против язычества” и “О воплощении Слова”, а также текст жития преподобного Антония Великого, считающийся одним из лучших в житийной литературе.
Святитель Кирилл Александрийский
Святитель Кирилл тоже родился и вырос в Александрии, в благочестивой семье. Его дядей был архиепископ Феофил, резко выступавший против святителя Иоанна Златоуста и прививший те же взгляды племяннику. В 412 году Кирилл стал архиепископом Александрийским.
В то же время начались стычки между евреями и христианами, взаимная вражда приводила к кровавым столкновениям, и после массового убийства христиан иудеи были изгнаны из города, рассеявшись повсеместно. Были и противостояния христиан с язычниками, фанатики с двух сторон пытались вершить самосуд друг над другом, но с помощью Божией и трудами Александрийского архиепископа все удалось уладить, в городе воцарился мир.
Проблемы появились уже в имперском масштабе. Началось соперничество антиохийской (так называемые несториане) и александрийской богословских школ. Несториане утверждали, что Богородицу следует называть Христородицей, так как она как бы родила не Бога, а человека-Христа. Святитель Кирилл горячо выступал против этой ереси, но Константинопольским патриархом стал сам Несторий и задача существенно усложнилась. Противостояние накалилось до того, что оба противника были помещены в тюрьму, но в конце концов Кирилла освободили, а Нестория отправили в ссылку, где тот и скончался. В 431 году был проведен III Вселенский Собор, окончательно осудивший несториан и утвердивший почитание Девы Марии как Богородицы.
Наконец, святитель Кирилл признал святым Иоанна Златоуста, увидев его во сне вместе с Пресвятой Богородицей и святыми. Он также оставил после себя множество творений, например толкования на Евангелия и Послания Апостолов, пять книг против несторианства, “Сокровище” (о Пресвятой Троице), “Слово об исходе души” и другие. Святой скончался в 444 году.
Святые Афанасий и Кирилл: защитники православия
31 января по новому стилю (18 января по старому) православные христиане празднуют память двух выдающихся святителей, Афанасия и Кирилла, которые оставили глубокий след в истории Церкви. Хотя каждый из них имеет свой отдельный день памяти, совместное празднование их памяти стало традицией, чтобы отметить их общую заслугу перед Церковью.
Святитель Афанасий Александрийский
Святитель Афанасий родился в Александрии Египетской около 298 года. Он с детства жил при храме и в 319 году был рукоположен в диаконы, а затем в пресвитеры. В 326 году, после смерти архиепископа Александрийского Александра, Афанасий стал его преемником. В это время получила широкое распространение ересь арианства, ее последователи считали Иисуса Христа сотворенным, а не рожденным от Бога-Отца. Влияние ариан росло, все больше епископов принимали их сторону. Но святитель Афанасий резко выступил против этой ереси, вызывая недовольство ариан.
Имея большое влияние на императора Константина Великого, те провели "расследование", в котором попытались уличить святого в стяжательстве, блуде и колдовстве. Но все эти обвинения быстро обнаружили свою нелепость, и святитель Афанасий был оправдан.
Император Констанций, взошедший следом за Константином на римский престол, уже сам был арианином и начал преследование инакомыслящих. Святому Афанасию пришлось некоторое время скрываться в Риме от преследователей, он много раз изгонялся с Александрийской кафедры, в 355 году даже оставшись единственным неарианским епископом, но с Божьей помощью всегда возвращался обратно и продолжал борьбу за чистоту Церкви.
Пробыв на кафедре 46 лет, святитель скончался в 373 году, оставив после себя несколько богословских трудов, таких как "Против язычества" и "О воплощении Слова", а также текст жития преподобного Антония Великого, считающийся одним из лучших в житийной литературе.
Святитель Кирилл Александрийский
Святитель Кирилл родился в Александрии Египетской в 376 году. Он был учеником и сподвижником святителя Афанасия, а в 404 году стал его преемником. Кирилл продолжил борьбу святителя Афанасия против арианства и защищал чистоту Церкви. Он написал несколько богословских трудов, включая "Трактат о Святом Духе" и "О ереси арианской".
Святитель Кирилл скончался в 444 году, оставив после себя наследие богословской литературы и оставив память о себе как о защитнике православия.
Что такое молитва
— Что такое молитва, в чем ее роль для человека и в церковном обиходе?
— Молитва — это неотъемлемая часть любой религиозной культуры. Но к этому можно подойти с разных сторон. Мне больше всего нравится определение архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне. В одной из проповедей он говорит, что молитва— это вытягивание ума к Богу, а через это и вытягивание всего человека. Это такое делание, целью которого является переустройство внутреннего мира человека. Эмилиан сравнивает молитву с пращой. В молитве человеческий ум натягивается и выстреливает прямо к Богу. И в этом выстреле человек становится другим. Происходят глубокие изменения в отношении человеческого «я» к миру, к самому себе, к Богу. Это наиболее сильный инструмент переориентирования человека.
— Что значит переориентирование?
— В обычном состоянии мы заняты собою, своими проблемами и переживаниями. Когда человек начинает молиться, неизбежно появляется объект молитвы, которым он сам не является. И это уже очень много. Это выводит человека за пределы его огромного «я», которое заполнило собой все мироздание. В этот момент человек подсознательно понимает, что Бог — это не я, а некто, объективно сущий вне моего сознания. Это что-то такое, что я не могу положить в карман и сказать, что это моя собственность. С настоящей молитвы к Богу начинается разворачивание человеческой личности в ее нормальное состояние из состояния эгоистического магнетизма, когда все, что человек ни делает, неизбежно возвращается к нему самому. Именно поэтому молиться всегда трудно. Даже святые до конца своих дней принуждали себя к молитве. Для многих кажется странным призыв Церкви трудиться в молитве, но это неизбежно. Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, иначе какой он спортсмен, христианин прилагает труд к тому, чтобы себя вкручивать штопором в молитву, даже когда не хочется. И это совершенно нормально. Если этого нет, всего остального тоже не будет.
Как молитва связана со святыми
Решено 1.45K
Анастасия (анонимный)
Понятно, что нужно почитать святых, можно и нужно им молиться. Но как правильно это делать, чтобы не нарушить первые две заповеди: 1) почитай Бога и одному Ему служи 2) не сотвори себе кумира?
В каких-то источниках пишут, что нужно просить святых помолиться за себя или за кого-то. В каких-то- молитвы состоят из обобщенных просьб, например: "Пресвятая Богородица спаси нас".
Как правильно молиться Богородице, Ангелу Хранителю, Святому в честь которого назван, Святым?
Вопрос закрыт для новых ответов.
Какие бывают виды молитвы
В современном христианстве молитвы делятся на два типа: мысленные и словесные. Мысленная молитва – представляет собой восхождение человеческого разума к Богу, восхождение, выражающееся в виде активной работы мысли и чувств. В католичестве и православии словесная молитва представляет собой устное обращение к Богу в виде разработанных церковными деятелями и освященных церковью словесных формулировок. Но после прочтения текста молитвы человек может добавить свои просьбы, чаяния и восхваления. В протестантстве форма молитвы и порядок произнесения слов в тексте отходят на второй план. Протестантская молитва имеет форму импровизации, которая по мнению протестантского учения должна способствовать самовыражению личности и подчеркивать интимность обращения к Богу.
Но наряду с этим, по требованию протестантства, молиться нужно определенно, четко и ясно, не перегружать молитву просьбами и не допускать во время молитвы эгоистических помыслов.
В католичестве и православии указывается на то, что молитва, имеющая определенный установленный церковью текст, более близка к Богу потому, что:
такой словесный текст составляется Божьими Угодниками по наитию Божьему (по вразумлению Свыше), которое было дано этим людям Богом за их праведность, в отличии от человека, обремененного грехом и импровизирующего на ходу текст молитвы;
церковное освящение, лежащее на едином для всех тексте молитвы, усиливает перед лицом Бога молитвенное обращение человека.
Поэтому в католичестве и православии основными источниками текстов для составления молитв является Псалтырь, Святое Евангелие и молитвы, написанные Божьими Угодниками.
Словесная молитва, в зависимости от условий, в которых она совершается, бывает трех видов:
молитва коллективная, общественная;
коллективная семейная;
индивидуальная.
Красноречивым примером коллективной общественной молитвы является католическая месса, или в православии литургия. Коллективная общественная молитва характеризуется осуществлением моления в присутствии незнакомых людей. Такое моление обычно совершается в Храме Божьем. Коллективная семейная молитва осуществляется совместно с членами семьи и родственниками обычно в частном доме. При коллективных молитвах желательно одновременное произнесение слов, а также одновременное осуществление коленопреклонений и осенение себя крестным знамением и т.д. Примером коллективной домашней молитвы является молитва, читаемая всей семьей перед принятием пищи. Особым видом молитвы является индивидуальная молитва, которая произносится человеком в тишине и уединении без свидетелей. Индивидуальная молитва представляет собой сокровенное обращение молящегося человека к Богу. Такую молитву можно осуществлять в церкви, в часы её малого посещения, или у себя дома. Именно о такой молитве сказано: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему» ( Матф.6,6 ) .
По своему содержанию молитвы бывают: покаянные, просительные, хвалебные и благодарственные. Так как человек грешен перед Богом, то поэтому перед тем как обратиться к Богу с какой-либо просьбой, нужно сначала покаяться, а затем уже просить у Бога об удовлетворении наших нужд. Поэтому покаянная молитва должна всегда идти перед просительными молитвами. Покаянная молитва читается также после того, когда мы вынужденно или нечаянно сделали нехороший поступок. За свои прегрешения мы должны просить у Бога прощение и раскаяться в совершенном грехе.
Молитва, в которой мы каемся в своих грехах, называется покаянной . Примером такой молитвы является «Молитва Иисусова». Вот её текст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного и защити от всякого зла» . Во время чтения этой молитвы верующий человек осеняет себя крестным знамением. Если с человеком происходят какие-либо неприятности или несчастья, он обращается к Богу с просьбой о помощи.
Молитва, в которой верующий человек просит Бога, Богородицу или Святых Угодников помочь ему, называется просительной . Вот пример такой молитвы: «Боже, будь милостив ко мне грешному». Или вот самая краткая молитва к Божьей Матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
Если же Бог, Богородица или Святые Угодники услышали нашу молитву, помогли нам, исполнили нашу просьбу, то мы должны обратиться к ним с благодарственной молитвой . Поэтому такая молитва, в которой мы выражаем свою благодарность за помощь, оказанную нам, называется благодарственной. Вот пример такой молитвы: «Благодарим Тебя Христе Боже наш, что напитал нас Твоими земными благами, (пищею). Не лиши нас и вечного блаженства».
Если мы и наши близкие имеют здоровье и благополучие, если у нас есть одежда, жилье и пища, то мы должны прославить и поблагодарить Господа Бога нашего в наших молитвах за удовлетворение нужд нашей жизни. Молитва , в которой мы благодарим и восхваляем Бога за Его любовь и щедрость к нам, называется хвалебной . Вот пример такой молитвы: «Слава тебе, Боже наш Слава тебе». Это хвалебная молитва Господу Богу Нашему.
Как молиться вместе с святыми
Молитва является проявлением жизни Церкви и духовной связи ее членов с Богом во Святой Троице и всех между собой. Она настолько неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитва – нити живой ткани церковного тела, идущие во всех направлениях. Молитвенная связь пронизывает все тело Церкви, вводя каждую его частицу в общую жизнь тела, оживляя ее и помогая ей питанием, очищением и другими видами взаимодействия ( Ефес. 4:16 ). Она соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и с ее небесными членами. Она не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии.
Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5:17). «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом» ( Ефес. 6:18 ). «Сказал им также притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ).
Совершенный пример личной молитвы дал Сам Господь Иисус Христос. Он оставил, как образец, молитву Отче наш – молитву Господню. Молитва есть а) форма жизни Церкви, б) орудие, или способ ее действия, в) ее побеждающая сила.
Молитва различается: общая и частная; бывает молитва словесная, в частности – песенная, и молитва внутренняя, «умная» или умносердечная. Содержанием молитв служат: а) хвала или слава, б) благодарение, в) покаяние, г) просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Покаяние перед Богом иногда имеет форму беседы с собственной душой (напр. в молитвенных последованиях – «канонах»).
Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Так как, по апостолу, «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ), то члены Церкви, не только земные молятся друг за друга, но, по закону христианской любви земные молятся об отошедших, т.е. усопших братьях, нуждающихся в молитвенной помощи. Наконец, мы сами обращаемся к небесным с просьбой молиться о нас и о наших братьях. На этой же связи небесных с земными основано и попечение ангелов о нас и молитвы им.
Сила молитвы за других постоянно свидетельствуется словом Божиим. Спаситель говорил ап. Петру: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк. 22:32 ). Апостол Павел часто просит христиан молиться о нем: «надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам (Филим. Ст. 22); «Молитесь о нас, братья, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас» (2 Фесс. 3:1). Будучи в отдалении, апостол соединяется со своими духовными братьями в общей молитве: «умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною и молиться за меня к Богу» ( Рим. 15:30 ). Апостол Иаков наставляет: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 ). Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как на небесах двадцать четыре старца, стоящие у престола Божия, пали перед Агнцем, имея каждый гусли и чаши, полные фимиама, «которые суть молитвы святых» ( Откр. 5:8 ), т.е. возносили молитвы святых на земле к престолу небесному.
Что такое молитва святого Афанасия и Кирилла
Кондак 1
Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия:
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.
Икос 1
Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице:
Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.
Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители.
Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии.
Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии.
Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии.
Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии.
Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии.
Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии.
Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова.
Радуйтеся, Церкве Православныя украшение.
Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве.
Радуйтеся, вечныя радости наследницы.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.
Кондак 2
Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:
Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.
Радуйтеся, в истинней простоте и безмолвии пожившии.
Радуйтеся, от юности себе Богу посвятившии.
Радуйтеся, еще во отрочестве любовию к слову Божию напоеннии.
Радуйтеся, житие иноческое возлюбившии.
Радуйтеся, Господеви верно послужившии.
Радуйтеся, благодать священства достойно восприявшии.
Радуйтеся, безкровную жертву о людех приносившии.
Радуйтеся, пастыри и учители Церкве премудрии.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.
Радуйтеся, града Александрии щите и ограждение.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.
Кондак 3
Силою разума своего, просвещеннаго благодатию, Троицу Единосущную: Отца Безначальнаго, Сына же воплощеннаго и Духа Всесвятаго проповедал еси, блаженне Кирилле, явив же ся Богородицы поборник и защитник от еретических учений. Мы же тя, яко божественнаго тайнописца Пребожественныя Троицы прославляем и твоим учением осиявшеся, воспеваем прославльшему тя Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще ревность велию по Бозе, оружием Креста Христова вооружившеся и меч слова Божия восприимше, яко добропобеднии воини Отца Небеснаго противустали есте врагу спасения диаволу, отцы всеблаженнии Афанасие и Кирилле, плевелы еретических учений скоро посекающе, душы заблуждших чад Божиих спасающе, верныя же во благочестии и вере православием укрепляюще. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих тако:
Радуйтеся, в постничестве и воздержании великим пустынножителем поревновавшии.
Радуйтеся, примером вашея жизни обратившии многих ко Господу.
Радуйтеся, Евангельския истины благовестители.
Радуйтеся, наставницы наши во исповедании православныя веры.
Как молитва святого Афанасия и Кирилла помогает нам
Многим верующим помог святой Кирилл. Ангел-хранитель, икона одного из христианских мучеников помогут только тому человеку, который чтит христианские заповеди. Об этом следует помнить, обращаясь к потусторонним силам. Со всеми вопросами верующий может обратиться к тому святому, который наиболее близок его сердцу. Однако традиционно каждый христианский мученик предназначен для обращения к нему с какой-то определённой проблемой. К Кириллу обращаются:
- Учителя. Владеть знаниями о своём предмете недостаточно. Нужно суметь донести информацию до другого человека. Кирилл и сам когда-то был преподавателем. Обращение к нему поможет не только получить способность к обучению других, но и стать уважаемым среди своих учеников.
- Политики. От дара красноречия напрямую зависит карьера политического деятеля. К тому же, нужно научиться преодолевать свой страх перед толпой. Пример Кирилла показателен. Он не испытывал страха, выступая перед хазарами, отличавшимися жестокостью и бесчеловечностью. Но святой знал, что его вера защитит его от нечаянной гибели.
- Ученики и студенты. могут учащиеся школ, средних и высших учебных заведений.
Не имеет значения, кто поможет вам справиться с решением трудной задачи: святой Кирилл, Ангел-хранитель, икона святого, чьё имя вы носите. Ваша просьба должна быть искренней и направленной только на благо себе и окружающим.
Еретики все время, пока существует христианство, отравляли благочестивым подвижникам церкви жизнь. Многие святые пострадали от их злых языков и клокочущей в прогнивших душах ненависти, но все равно не отступили от собственных убеждений. Особенно доставалось от несущих ересь представителям духовенства. Подобная участь не обошла и архиепископов Александрийских, Афанасия и Кирилла, день памяти которых церковь отмечает ежегодно 31 января.
Как молитва святого Афанасия и Кирилла влияет на нашу духовную жизнь
При изучении второй главы сочинения старца Паисия Величковского «Об умной или внутренней молитве», где говорится о происхождении молитвы Иисусовой, и сопоставлении рассматриваемого вопроса с наставлениями Оптинских старцев, среди найденных источников было выявлено незначительное количество материалов. В основном это письма, причем характерно то, что назидания о молитве и ее происхождении в основном адресованы к монашествующим. Изучая эти письма, замечаем, что наставления в умном делании встречаются редко. Нужно сказать, что уже тогда это спасительное занятие, которое по словам преподобного Серафима Саровского, более всего дает благодать Духа Святого, на Руси было совсем незначительным.
Итак, в начале главы о происхождении молитвы Иисусовой прп. Паисий, основываясь на писаниях святых и Богоносных отцов говорит: «Есть две умные молитвы: одна новоначальных, принадлежащая деянию, а другая совершенных, принадлежащая видению; та ― начало, а эта ― конец, потому что деяние есть восхождение видения. Должно же знать, что по святому Григорию Синаиту, первых видений ― восемь, которые пересчитывая, он говорит так: “Говорим, что имеются восемь первых видений. Первое ― видение Бога безвидного, безначального и несозданного, причину всего, единой Троицы и пресущественного Божества. Второе ― чина и устроения умных сил. Третье ― устроения чувственных тварей. Четвертое ― смотрительного снисхождения Слова. Пятое ― всеобщего Воскресения. Шестое ― второго и страшного пришествия Христова. Седьмое ― вечного мучения. Осьмое ― Царствия Небесного, не имеющего конца”». Далее преподобный Паисий говорит, что пока еще ум управляется человеческим самовластием и произволением, с достоверностью называется деянием. «Когда же кто Божиею помощью и подвигом, а более всего глубочайшим смирением, очистит душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных, тогда благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням, в вышесказанные духовные видения, открывая ему, по мере его очищения, неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны».