Христианский новый го. Диакон Артемий Сильвестров. Как православным встречать новый год?

Христианский новый го. Диакон Артемий Сильвестров. Как православным встречать новый год?

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый волшебный, пожалуй, и единственный по-настоящему сказочный праздник нашего атеистического детства?

Христианский новый го.  Диакон Артемий Сильвестров. Как православным встречать новый год? Дело в том, что сие празднование приходится на Рождественский пост, который подразумевает исключение из рациона употребления мясной и молочной пищи. Однако, согласно нашей приходской традиции дозволяется вкушение рыбы (кроме среды и пятницы). Такая умеренная православная аскеза, мягко говоря, идет вразрез с теми традициями встречи Нового года, которые приняты в светском мире. Дело в том, что в нашем обществе победившего «культа потребления» Новый год становится главным символом этой сомнительной победы! Уставшие от работы и забот наши сограждане именно в эти дни имеют твердое намерение « оторваться по полной », « наесться до отвала из рога изобилия », «разрешить » торжество плоти! И как поступать православному человеку, который с одной стороны, желает твердо стоять на дисциплинарных предписаниях Матери-Церкви, но с другой – живет в окружении людей (в том числе и участников своей семьи), далеких от православных традиций?

Среди некоторых особо ревностных православных прихожан фигурирует крайне неодобрительное и презрительное отношение к Новому году – как к празднику «бесовскому» и «богомерзкому». Причины такого отношения вполне понятны (выше об этом говорилось), однако, полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех тоже будет неправильно! Дело в том, что изначально Новолетие (церковнославянское название Нового года) – это во многом религиозный праздник! Во всех религиозных культурах мира во все времена пусть и в разных вариациях, но присутствовало празднование « смены эпох и времен » (так же, как праздники « первых плодов » и « осеннего урожая »)! Это отражает определенное интуитивное ощущение человеческой душой онтологического соотношения времени и вечности. Человеку необходимо структурировать время для целостного восприятия истории, необходимо чувствовать, видеть себя в этом пространстве. Человеческой культуре необходимо обозначать вехи, грани, находясь на которых человеку надлежит подумать о прошлом и будущем.

Новолетие у славян 2021. Новолетие в 2021 году по славянскому календарю

Новолетие у славян (или Новый год по славянскому календарю) в разные периоды отмечалось в разное время.

На Руси вплоть до конца XVII века славянское Новолетие начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии).

В древности славяне встречали Новолетие в День весеннего равноденствия, а после принятия юлианского календаря праздновали в первый весенний день, 1 марта. Весеннее Новолетие по славянскому календарю по новому стилю приходится на 14 марта.

В древние времена этот праздник символизировал начало нового жизненного цикла. Славяне разводили костры, вокруг которых водили хороводы, обращались к богам-предкам.

Хозяйки накрывали богатый стол, к которому подавали множество блюд. Крестьяне готовились к посевной, совершали магические обряды на полях, чтобы обеспечить богатый урожай.

Затем Новолетие у славян стало отмечаться 1 сентября. Это связано с принятием на Руси христианства, а еще в 325 году на Первом Вселенском соборе было решено перенести Новый год с 1 марта на 1 сентября.

Известно, что до конца XV века отмечались оба Новолетия, но чаще славянское Новолетие праздновали в марте. Начиная с 1492 года Новолетие стали отмечать 1 сентября (14 сентября по новому стилю) как церковно-государственный праздник.

В этот день крестьяне проводили особые обряды в поле, чтобы в следующем году уродился хороший урожай. Осенью традиционно устраивались смотрины и свадьбы. Люди ходили друг к другу в гости, дарили друзьям и родственникам подарки, устраивали пиры, пели и плясали.

В 1699 году указом Петра I встреча Нового года была перенесена на 1 января. Царь повелел:

«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия».

Однако народный праздник не исчез бесследно, и традиции его сохранились в народе. Многие обряды соблюдаются еще с языческих времен.

Когда будет славянское Новолетие в 2021 году?

Осеннее Новолетие по славянскому календарю в 2021 году отмечается 14 сентября. В наше время его принято праздновать в семейном кругу, с родными и близкими за большим столом, подавая к нему множество вкусных блюд и напитков. Нередко люди также выезжают в этот день на природу.

Новолетие 2021. Церковное новолетие в 2021 году

Церковное новолетие или начало индикта Русская православная церковь отмечает в середине сентября. Узнаем дальше, какого числа проходит новолетие, что это такое, история и традиции празднования.

Какого числа Церковное новолетие в 2021 году

Простыми словами, новолетие — это Новый год по церковному календарю. По старому стилю (юлианскому календарю) новолетие проходило 1 сентября, но после перехода на современный григорианский календарь (новый стиль) стал праздноваться 14 сентября .

Церковное новолетие — не самый известный праздник. Многие о нём просто не знают, потому нужно объяснить подробнее, почему Новый год отмечается по церковному календарю 14 сентября.

Система летоисчисления, которая начинается с 1 сентября, была введена ещё в Римской империи, до нашей эры. Изначально термин «индикт» — это сбор налогов, который был установлен на сентябрь и совершался раз в несколько лет. В 537 году император Юстиниан I ввёл летоисчисление, которое начиналось с 1 сентября.

Новолетие 2021. Церковное новолетие в 2021 году

Сам же термин «индикт» в последующем претерпел смысловое изменение. Если раньше он означал сбор налогов, то затем просто «новое лето», «новый год» или «новолетие». В церковном календаре было принято отмечать Новый год именно 1 сентября. Данная традиция стала распространяться по миру с распространением самого христианства.

До прихода христианства на Русь, Новый год праздновался весной. Согласно исследованиям историков, Новый год праздновался в весеннее равноденствие (20 марта), когда день и ночь равны по времени и после которого день начинает прибавляться, а ночь убывать. По другим данным, календарь на Руси начинался 1 марта. На этот же день, весеннее равноденствие, в старину проходил и древнеславянский праздник Масленица, который затем был перенесён и стал зависеть от времени празднования Пасхи и начала Великого поста.

После прихода христианства на Русь и Крещения Руси, с конца X века, изменилась дата празднования Нового года, которая перешла на 1 сентября. Интересно, что в старину славяне называли данный праздник словом — Летапреложение.

Так продолжалось вплоть до 1700 года, когда царь Пётр I ввёл новое преобразование. Тогда Новый год или начло нового летоисчисления было перенесено на 1 января.

В Церкви же праздник Новолетия сохранился. До 1918 года праздновался 1 сентября. После перехода с юлианского на григорианский календарь, как известно, церковные праздники остались на своих прежних местах, то есть не были смещены. Новолетие теперь отмечают не 1 сентября, а 14 числа.

В Церковное новолетие верующие христиане обращаются к Богу для дарования благословения в новом году. В Русской православной церкви является полиелейным праздником. Накануне служится великая вечерня, во время которой читается Книга пророка Исайи.

Новый год у староверов. 14 сентября: Новолетие и Новый год у староверов

14 сентября по Новому стилю (1 сентября по Старому стилю) начало Церковного года по Православному календарю. Староверы сохранили древнюю традицию летоисчисления, и в этом году встречают 7525 год от Сотворения мира.

При князе Семионе Гордом и митрополите Феогност (в 1347 году) начало нового года было перенесено с 1 марта на 1 сентября (Семёнов день). А при Петре I — перенесено на 1 января. Старообрядцы не приняли нововведение Петра I. По старообрядческим старописьменным и старопечатным книгам новый год начинается 1 сентября.

Известный ученый, исследователь истории, материальной и духовной культуры забайкальских старообрядцев уроженец Большого Куналея Фирс Болонёв в своей книге «Народный календарь семейских Забайкалья» рассказывает, какие обычаи были связаны с этим днем.

В этот день семейские Бурятии начинали убирать все овощи на огороде, оставляя только капусту. Женщины мяли пеньку. Продолжалась страда. Семенов день – важная сельскохозяйственная дата в Забайкалье. Считалось, что к этому сроку созревали все сельскохозяйственные культуры. Даже буряты говорили: «Семен день пришел, все подряд вали», т. е. коси и собирай.

В деревне Бичура по рассказам старожилов с 1 сентября начиналось бабье лето. И длилось до Покрова (1 октября по старому стилю). Существовали приметы: если бабье лето ненастное — осень холодная. Если первый день бабьего лета ясен, то осень будет теплая. Если долго цветут бобы — к продолжительному теплу. В разгар бабьего лета в Забайкалье вновь зацветает багульник, шиповник, иногда черемуха. Это верный признак теплой осени.

14 сентября церковное новолетие. История Индикта

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.

Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.

В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.