Святая иулиания птолемаидская. Иулиания Птолемаидская, мц. - житие

Святая иулиания птолемаидская. Иулиания Птолемаидская, мц. - житие

Святые мученики Павел и его сестра Иулиания были казнены при императоре Аврелиане (270 - 275) в Финикийском городе Птолемаиде. Однажды император приехал в Птолемаиду. Находившийся среди встречавших Павел осенил себя крестным знамением, и это было замечено. Его тут же схватили и бросили в темницу. Когда на следующий день его привели на суд, он открыто и смело исповедал свою веру во Христа, за что был подвергнут жестоким мукам. Иулиания, видя страдания брата, стала при всех обвинять императора в несправедливости и жестокости, за что также была подвергнута истязаниям. Мучеников били, тела их рвали железными крючьями, жгли на раскаленных решетках, но не могли сломить дивного терпения исповедников Господних. Трое воинов, которые истязали святых, пораженные величием духа мучеников, уверовали во Христа. Эти новые избранники Божий Квадрат, Акакий и Стратоник были немедленно казнены. Мучитель попытался прельстить святую Иулианию обещанием взять ее в жены, если она откажется от Христа, но святая отвергла предложение обольстителя и осталась непреклонной. По повелению императора мученицу отдали в блудилище для осквернения, но Господь сохранил ее и там: все, пытавшиеся прикоснуться к святой, лишались зрения. Тогда разгневанный император приказал снова жечь тела мучеников. Толпившийся вокруг народ, глядя на страдания невинных, начал громко роптать, Аврелиан приказал немедленно обезглавить мучеников. С радостными лицами брат и сестра шли на казнь и пели: "Спасл бо еси нас Господи от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси" (Пс. 43, 8)

Георгий смоленский. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ - Страница 4

Страница 4 из 4

После этих злодеяний Георгий Святославич не мог оставаться в Торжке, т.к., по словам летописца, «бысть ему в грех и в студ велик», и бежал в Орду, надеясь на покровительство хана Шадибека. Однако Шадибек в результате новой замятни в Орде был свергнут 20 июля 1407 г. Булат-Салтаном. Георгий Святославич отправился обратно на Русь. По пути остановился в Веневе во имя Николая Чудотворца женском монастыре на южной окраине Рязанского княжества, где после нескольких дней болезни скончался; монастырская братия «проводиша его честно». Георгий Святославич имел сыновей Романа, Федора и дочерей Анастасию и неизвестную по имени княжну, ставшую первой женой Литовского великого князя Свидригайло. Сообщение о смерти Георгия Святославича, как полагал Аполлон Григорьевич Кузьмин, записал рязанский летописец, в первой четверти XV в. оно было использовано при создании Софийской Первой летописи старшего извода, позднее – в общерусской Троицкой летописи 1408/1409 гг. (сохранилось в переработке, предпринятой после 1422 г.). Белорусско-литовские летописи не знают о возвращении Георгия Святославича на Русь и полагают, что князь умер в Орде. Поздняя «Хроника Литовская и Жмойтская» содержит неверную информацию о том, что Георгий Святославич уехал в Венгрию, где «в войску будучи, под некоторым замком постреленый, умер». В «Истории Польши» Ян Длугош упоминает о смерти Георгия Святославича в войсках императора Сигизмунда I Люксембурга в 1420 г., что является результатом отождествления Георгия Святославича с его сыном Фёдором, который в 1412 г. уехал из Новгорода в Западную Европу и в войсках императора погиб на войне с гуситами 14 июля 1420 г. Как полагают исследователи, после взятия Смоленска в 1514 г. войсками великого князя Василия III Ивановича имена Георгия Святославича и Фёдора были внесены в великокняжеский синодик. В конце 1550 – начале 1560 гг. рассказы Никоновской летописи (создана в 1520 гг.) о борьбе Георгия Святославича с Витовтом за Смоленск, о злодеянии, совершённом Георгием Святославичем, о покаянии и о последующей богоугодной жизни князя были после переработки включены в Степенную книгу. В XVII–XVIII вв. рассказ об убийстве Георгием Святославиче князя Симеона и княгини Иулиании вошёл в Житие княгини и в «Сказание о убиении святаго князя Симеона Мстиславича и целомудренные его княгини Иулиании и о князе Юрии Смоленском». Почитание Георгия Святославича в Веневом монастыре прослеживается со второй половины XVII в. В 1698 г. южный придел монастырского Никольского собора был освящён во имя великомученика Георгия; в XVIII – начале XIX вв. было украшено каменное надгробие князя. Как полагают исследователи, в первой половине XVIII в. на основе Степенной книги было составлено краткое Житие Георгия Святославича, которое встречается в рукописных сборниках (например: Российская государственная библиотека, начало XIX в.). После закрытия Венева монастыря и преобразования Никольского собора в приходскую церковь (1782 г.) был упразднён придел великомученика Георгия (1828 г.), годом раньше обветшавшее надгробие Георгия Святославича было заменено на деревянное. По наблюдениям Евгения Евстигнеевича Голубинского, в конце XIX в. в Никольской церкви продолжали чтить память Георгия Святославича, на его гробнице служили панихиды: «В надписи, читаемой на гробнице князя Юрия и не особенно давно сделанной, совсем умалчивается об его злодеянии и говорится об его удалении из Торжка, что “преблагий Бог вложил в душу сего праведнаго оставить тщету века сего и искать место для спасения души его”». В настоящее время могила Георгия Святославича утрачена.

Святая мастридия.


Очень впечатлил меня такой эпизод из жития преподобной Мастридии , день памяти которой 7 декабря:
«Один юноша, воспылав к ней нечистым желанием, стал преследовать ее, так что святая Мастридия вынуждена была не выходить из дома даже в церковь. Скорбя о том, что невольно ввела юношу в искушение, и ревнуя о его спасении, святая призвала его в свой дом. Узнав, что его особенно прельщают ее прекрасные глаза, преподобная с полным самоотречением выколола их челноком, которым ткала полотно. Избавив себя и юношу от соблазна, святая Мастридия привела его к расканию, и он, приняв иночество, жил строгим аскетом».
Более подробно описывает этот случай святитель Димитрий Ростовский:
«Юноша приходил в дом ее сам или присылал кого либо к ней, склоняя ее к этой страсти, однако не получал никакого ответа. Когда Мастридия выходила из дому и направлялась в церковь помолиться Богу, и в это время юноша не отставал от нее, чем причинял святой деве великую скорбь. Он говорил ей такие слова, которые любят слушать только грехолюбивые, что побудило святую Мастридию ни выходить никуда из своего дома, ни даже в церковь.
В один день Мастридия послала к юноше свою рабыню с такими словами:
- Приходи, тебя зовет моя госпожа.
Юноша с радостно пришел к ней, думая, что она согласится на его нечестивое желание. Мастридия, когда вошел к ней юноша, занималась тканием полотна, и спросила его:
- Зачем ты, брат, доставляешь мне столько огорчения и печали, что не даешь мне даже сходить в церковь?
- По истине, - ответил юноша, - я очень люблю тебя, и, когда тебя вижу, я весь бываю, как бы огненный.
- Что же ты видишь во мне? - спросила юношу Мастридия.
- Я вижу очи твои на столько прекрасными, - сказал юноша,- что они прельщают меня.
Святая дева, услышав, что ее глаза прельщают людей, челноком, которым ткала полотно, тотчас же проколола себе глаза.
Юноша, увидав сие, ужаснулся. Когда же он уразумел, что святая дева совершила сие по ревности ко Христу и ради спасения ближнего своего от соблазна, на него нашел страх Божий и он раскаялся. Отправившись в скит, юноша облекся в черные одежды и сделался строгим иноком, подражая в молитвенных подвигах и воздержании святым отцам».
Святитель Димитрий Ростовский так комментирует этот эпизод:
«Христос Спаситель, научая Своих последователей побеждать дурные страсти, сказал "И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Мрк.9:47). Святая же Мастридия лишила себя глаз, по ревности ко Христу, чтобы, удалив причину соблазна для юноши, тем самым и его подвигнуть ко спасению».