У православных Новый год 14 сентября. «Лето Господне благоприятное»

У православных Новый год 14 сентября. «Лето Господне благоприятное»

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном ( юлианском ) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.

Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» ( Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).

Новый год по православному календарю. Новолетие

  • Раздел «Православный календарь»
  • Празднование Начала индикта – церковного новолетия Михаил Бернацкий
  • Церковное новолетие Настольная книга священнослужителя
  • Церковный индикт свящ. Вадим Коржевский

Новоле́тие – начало года. Начало богослужебного церковного года приходится на 1‑е ( 14‑е н. стиль ) сентября, гражданское новолетие (начало календарного года) начинается 1‑го января.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по новому стилю 14 сентября. Император Константин Великий , одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом «свободы христианской». На Руси в 1492 году Московский собор принял считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого события.

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Новолетие праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается за 1 сентября.

Первым праздником в богослужебном церковном году является Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября.

Во многих храмах существует традиция проведения кратких молебнов в честь начала гражданского новолетия 31 декабря около 18.00.

***

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Новый год православный праздник. С «новым гадом»?

Приблизилось празднование гражданского Нового года, и в Церкви вновь оживают споры: стоит ли отмечать этот праздник и если отмечать, то как это следует делать?

Конечно, православному христианину чуждо пьяное веселье под телевизионные завывания и прославления нового «гада»: мыши, крысы, свиньи и пр. скотских красот буддистского календаря.

С другой стороны в наших семьях много невоцерковленных да и просто неверующих людей. Для них всё это буйство – праздник. Причем, пожалуй, единственный действительно общенародный праздник, когда все россияне чувствуют единение по нейтральному поводу.

Для большинства неверующих россиян все календарные восточные «гады» – лишь милая экзотика, а праздник – повод к веселому общению. Причем далеко не всегда алкогольному: люди выезжают на природу, устраивают экскурсии, навещают родственников и т. п. Даже сложилась традиция, идущая еще от дореволюционного празднования Рождества Христова, отмечать этот праздник в семейном кругу.

Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так праздновать Новый год: семейным застольем, лыжными прогулками в зимнем лесу и пр.? Думаю, тоже нет.

Но ведь пост идёт?

Во-первых, строгий пост, исключающий по монастырскому уставу рыбу, елей и вино (отметим, что для мирян духовники всегда делали послабление пищевой строгости Устава, написанного для палестинских иноков) начинается со 2-го января.

Во-вторых, здесь сразу надо отметить, что для христианина в данном случае важно даже не то, что мы празднуем (повод ведь нейтральный – календарное начало года), а как мы это делаем. И не так важно, есть пост или нет. Можно ведь и на Пасху напиться по «совершенно церковному» поводу, на «законных основаниях» уничтожая килограммы колбасы и салатов и всю неделю вместо ликования в храме мучиться от похмелья и переедания. Следовательно, празднование православного христианина всегда будет сопровождаться неким воздержанием, независимо от меню и качества пищи.

Поэтому для христианина не вопрос, что есть и пить в Новый Год. Морепродукты, фрукты и овощи найти не трудно. Даже не проблема, смотреть телевизор или нет – во многих семьях смотрят только обращение Президента, и первые несколько минут развлекательных программ. Затем продолжается живое общение, а «ящик» лишь жужжит фоном для беседы или выключается вовсе.

Иными словами – можно отпраздновать вместе с невоцерковленными родственниками Новый Год и не нарушить Устава Церкви.

Только надо добавить очень важную часть празднования – молитву . Ведь для христианина праздник это повод для сугубой молитвы. Освятить молитвой наступающий год, к которому все мы, как граждане страны, живущей по новому стилю, имеем отношение, наш христианский долг и перед собой, и перед своими неверующими соотечественниками. Поэтому естественно сложилась традиция совершать Новогодний молебен либо после вечерней службы 31 декабря, либо после литургии 1 января.

Есть даже храмы, где за последние годы сложилась традиция служить литургию прямо в ночь с 31 на 1-е января, за которой желающие могут начать Новый Год причащением Святых Христовых Таин. По моим наблюдениям, в эту ночь бывает до 20 причастников. Многие приходят целыми семьями, с детьми разного возраста, а затем в трапезной храма вкушают постную трапезу с шампанским и доброй беседой начинают новогодние торжества, которые потом переходят из храма в дома прихожан.

Новый год – это праздник, который приближается, и в Церкви снова оживают споры: стоит ли отмечать этот праздник и если отмечать, то как это следует делать?

Конечно, православному христианину чуждо пьяное веселье под телевизионные завывания и прославления нового «гада»: мыши, крысы, свиньи и пр. скотских красот буддистского календаря.

С другой стороны, в наших семьях много невоцерковленных да и просто неверующих людей. Для них всё это буйство – праздник. Причем, пожалуй, единственный действительно общенародный праздник, когда все россияне чувствуют единение по нейтральному поводу.

Для большинства неверующих россиян все календарные восточные «гады» – лишь милая экзотика, а праздник – повод к веселому общению. Причем далеко не всегда алкогольному: люди выезжают на природу, устраивают экскурсии, навещают родственников и т. п. Даже сложилась традиция, идущая еще от дореволюционного празднования Рождества Христова, отмечать этот праздник в семейном кругу.

Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так праздновать Новый год: семейным застольем, лыжными прогулками в зимнем лесу и пр.? Думаю, тоже нет.

Но ведь пост идёт?

Во-первых, строгий пост, исключающий по монастырскому уставу рыбу, елей и вино (отметим, что для мирян духовники всегда делали послабление пищевой строгости Устава, написанного для палестинских иноков) начинается со 2-го января.

Во-вторых, здесь сразу надо отметить, что для христианина в данном случае важно даже не то, что мы празднуем (повод ведь нейтральный – календарное начало года), а как мы это делаем. И не так важно, есть пост или нет. Можно ведь и на Пасху напиться по «совершенно церковному» поводу, на «законных основаниях» уничтожая килограммы колбасы и салатов и всю неделю вместо ликования в храме мучиться от похмелья и переедания. Следовательно, празднование православного христианина всегда будет сопровождаться неким воздержанием, независимо от меню и качества пищи.

Православный Новый год 2022. Почему православным запрещено пить 1 января

В связи с тем, что Церковь не перешла на новый стиль и осталась верной юлианскому календарю (старому стилю), возник некий феномен – Рождество стало наступать после Нового года, а должно быть до него, так как наше летоисчисление идёт от Рождества Христова. Мало того, новогодние празднества, которые всегда на Руси отмечались с размахом, стали приходиться на Рождественский пост, исключающий, как и все длительные посты, веселье и праздничные мероприятия.

Православный народ встал перед дилеммой: и Рождественский пост нужно соблюсти, и Новый год встретить. А его было принято встречать весело, так как известно, что «веселие Руси питие есть». Как побороть искушение и не выпить за новогодним столом? И тут выяснилось, что в связи с календарной реформой память мученика Вонифатия и святителя с тем же именем, которым принято молиться от недуга пьянства, стала приходиться как раз на 1 января по новому стилю.

У православных Новый год 14 сентября. «Лето Господне благоприятное»

Мученик Вонифатий жил в III веке и был рабом римской богатой женщины по имени Аглаида, которая, польстившись на его молодость и красоту, стала с ним сожительствовать. Пил ли при этом Вонифатий или нет, мнения существуют разные, но то, что он тяготился своим образом жизни, подтверждают все. И, когда Вонифатий принял мученическую смерть, открыто объявив себя христианином, тем самым искупив все свои грехи, то был включён в список святых православной Церкви, которая установила день его памяти 19 декабря, а это 1 января по новому стилю.

В этот же день отмечается память епископа Вонифатия Милостивого, который жил в VI веке. Руководил он бедной епархией, доход которой приносил виноградник. И, когда был неурожай на виноград, епископ Вонифатий своими молитвами несколько раз чудесным образом умножал количество вина. Сколько бы ни отливали вина из винных сосудов, они всегда оставались полными. Поскольку святитель использовал вино на добрые цели, а не для пьянства, то ему всегда молились для исцеления от страсти к винопитию. Постепенно в сознании православных имена двух Вонифатиев слились в одно и их обоих стали считать покровителями трезвости, что особо актуально в новогоднюю ночь.

Славянский Новый год. Новолетие, Славянский Новый год

Славянский Новый год. Новолетие, Славянский Новый год В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки (Фото: Alena Root, по лицензии Shutterstock.com)

Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября ( 1 сентября по старому стилю). Эта дата в православном календаре также считается первым днём нового церковного года — Началом индикта .

На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами.

В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё — перебираться в новые дома и справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины.

Ещё одной традицией праздника были обряды «пострига» — посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 3–4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами.

Кстати, по мнению астрономов, днем празднования Нового года может быть абсолютно любая дата, так как понятие «начало года» носит весьма условный характер. Ведь все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принимать за начало отсчета.

Церковное новолетие 14 сентября. Православная Церковь 14 сентября празднует церковное Новолетие, начало индикта

14 сентября Православная Церковь празднует церковное Новолетие - начало церковного года или начало индикта.

Константинопольское летоисчисление начиналось с 1 сентября 312 года. В этот день отмечали память о победе, которую император Константин одержал над римским императором Максентием. После битвы Константин даровал христианам свободу вероисповедания. В 325 году на первом Вселенском Соборе решили отмечать в этот день церковное Новолетие.

После принятия христианства на Руси до XV века год начинался с марта - с 1 марта вели начало года все древние русские летописцы.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Христос сказал, что он пришел "исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное".

В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. Петр I издал указ о переносе начала гражданского нового года на 1 января. С 1 января 1700 года чин летопроводства не совершался.

Праздник церковного Новолетия соединяется с праздничной службой в честь преподобного Симеона Столпника , память которого выпадает на эту же дату.

Тропарь индикту

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, 

о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, 

славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, 

и рабски любовию вопием Ти: 

Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

"УНИАН-Религии" - по информации из открытых источников.

Православный Новый год 2023. Народные приметы на 14 января 2023 года: что нельзя делать в Старый Новый год

По народному календарю, 14 января 2023 года отмечается Васильев день или Старый Новый год, православная церковь вспоминает Василия Великого. Святитель Василий Кесарийский был в четвертом веке архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса. Примечателен он и тем, что праздник в честь него отмечается еще и накануне, 13 января, и называется

На Руси святой получил неблагозвучное прозвище — Василий Свинятник, поскольку считался покровителем свиней, и на праздник прежде всегда готовили блюда из свинины — жареного поросенка, вареные окорока и другие.

На Руси говорили, что «Василий пополам Святки делит». С 7 по 13 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 — «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве.

Васильев день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год, поэтому его старались провести как можно веселее и сытнее. В этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас; в долг же не давали - чтобы не «отдать» свой достаток. Еще один обряд — засевание зерен — должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева.

Именины в этот день Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот.

По народным приметам, если 14 января снег или сильный мороз - обещали плодородный год. Звездное небо сулило урожай гороха и ягод, а вьюга — хороший сбор орехов. Оттепель — будет прохладное лето. Снег идёт с самого утра — к поздней весне. Восточный ветер — жаркое и сухое лето. Западный — сырое лето. Северный — лето будет холодным. Южный ветер — умеренное лето с хорошим урожаем всего.

Случайно надеть одежду наизнанку — жди перемены к лучшему.

В этот день нельзя отказывать тем, кто хочет помириться, наладить испорченные отношения. Соблюдающим это правило повезет в личных и финансовых делах. Нельзя отказывать в помощи, особенно родственникам и друзьям (кроме денег в долг).

Нельзя ругаться, конфликтовать - Василий Великий был миролюбивым человеком. Продолжаются Святки, когда нечисть легко липнет к людям, проявляющим свои низменные черты характера. Нельзя сквернословить и сплетничать.

Девушкам запрещено смотреться в чужое зеркало — свою красоту можно оставить его хозяйке. Нельзя что-то выносить из дома — можно вынести удачу. Следует воздержаться от тяжёлой работы. Кроме того, в этот день нельзя шить, вязать, плести, заниматься прочим рукоделиями, иначе можно усложнить и запутать свою же жизнь.

Не забывайте о скотине – ее в этот день обязательно нужно хорошо накормить и напоить, оказывать ей внимание и ласку. Тогда весь год скотина будет сытой, здоровой и доброй.

Нельзя отказывать в милостыне на улице. Нельзя стричь волосы и ногти.

Девушкам не стоит оставаться в сугубо женской компании — иначе весь год рискуют провести в одиночестве. Нужно хотя бы ненадолго сходить туда, где есть мужчины, даже если это простой торговый центр или кафе.

14 января лучше всего встать рано утром, чтобы не упустить удачу. Встав пораньше, нужно сразу умыться — защитить себя от разных хворей. Если есть возможность умыться колодезной или родниковой водой – получите еще более сильную защиту от болезней.

Желательно надеть всё чистое, а еще лучшее - новую одежду, тогда весь год будет удачливым, с обновками.

Хороший день для шопинга. Купленная сегодня обновка будет долго носиться, окажется вам впору, красивой и удобной.

В ночь с 13 на 14 января на Руси загадывали заветные желания, которое, как считалось, обязательно сбывалось.

Еще весь день Старого Нового года нужно провести так, как вы хотели бы провести весь год. Поэтому, если вы не на теплом море, то сделайте этот день теплым для себя и для других хорошим и веселым настроением.

Считается, что сон в ночь на 14 января является вещим, то есть исполнится с большой долей вероятности. Кроме того, в эту ночь высшие силы могут ответить на любой вопрос человека, как тот, который волнует его больше всего, так и тот, который он задал перед сном.

Родившийся в этот день не будет нуждаться в деньгах. Деньги будут идти к нему в руки, заработок не станет для него сложностью. Такой человек может стать очень богатым.