Уверенность и готовность: Чек-лист для подготовки ребенка к школе

Уверенность и готовность: Чек-лист для подготовки ребенка к школе

Проверка готовности ребенка к школе: чек-лист 

Вот 20 базовых навыков, по которым можно понять, насколько ребенок подготовлен к обучению в общеобразовательном учреждении. Итак, перед поступлением в школу ребенок должен:

  • во время активных игр уметь совершать точные и плавные движения (например, ловить и бросать мяч);
  • быстро и без затруднений собрать мелкие и крупные объекты в коробку, сортировать их по формам, размеру и цветам;
  • прыгать на одной и двух ногах;
  • хорошо ориентироваться в пространстве, знать, где право и лево, верх и низ;
  • в течение 15-20 минут концентрироваться на одном деле, требующем терпения и выдержки;
  • понимать рисунки, простые схемы и объяснять, что он на них видит;
  • давать оценку событиям, историям и сказкам, сопереживать людям и оценивать реакцию окружающих;
  • представлять в уме;
  • пересказывать истории и рассказы;
  • рисовать как простые объекты (дерево, солнце, дом, реку), так и сложные сюжеты, проводить прямые и изогнутые линии, закрашивать рисунки, не выходя за контур;
  • лепить из пластилина и других материалов;
  • владеть ножницами, вырезать разные геометрические фигуры из бумаги;
  • запоминать события и фразы, места нахождения разных вещей;
  • слышать ритм и уметь его повторить;
  • считать до десяти;
  • уметь налаживать контакт с другими детьми и вежливо обращаться с окружающими;
  • самостоятельно себя обслуживать: надевать куртку, складывать вещи, завязывать шнурки, выполнять гигиенические процедуры, аккуратно есть и помогать по дому;
  • понимать смысл действий взрослых людей в общественных местах;
  • уметь просить о помощи;
  • знать свои ФИО, адрес проживания, дату рождения и возраст, времена года, названия животных и птиц с насекомыми, овощей и фруктов, видов транспорта.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что включается в чек-лист для родителей по сбору ребенка в школу

Ответ: Чек-лист для родителей по сбору ребенка в школу должен включать следующие пункты: проверка наличия всех необходимых школьных принадлежностей, проверка наличия здоровых и сбалансированных завтраков, проверка наличия необходимых лекарств и препаратов, проверка наличия школьной формы и одежды, проверка наличия необходимых транспортных документов и проверка наличия всех необходимых документов для зачисления ребенка в школу.

Вопрос 2: Как можно помочь ребенку подготовиться к первому дне в школе

Ответ: Чтобы помочь ребенку подготовиться к первому дне в школе, родители могут провести с ребенком предварительную встречу с учителем, показать ребенку школу и ее помещения, объяснить ребенку правила поведения в школе, провести с ребенком беседу о том, что он может ожидать от учебного процесса и помочь ребенку подготовиться к первому дню в школе, собрав все необходимые школьные принадлежности и одежду.

Вопрос 3: Как можно помочь ребенку справиться с тревожностью перед первым днем в школе

Ответ: Чтобы помочь ребенку справиться с тревожностью перед первым днем в школе, родители могут провести с ребенком беседу о том, что он может ожидать от учебного процесса, объяснить ребенку, что все дети чувствуют себя неуютно перед первым днем в школе, и что это нормально, поощрять ребенка выражать свои чувства и обеспокоенность, и помочь ребенку найти способов снять стресс, таких как прогулки, спорт или творческие занятия.

Вопрос 4: Как можно помочь ребенку адаптироваться к новой школе

Ответ: Чтобы помочь ребенку адаптироваться к новой школе, родители могут провести с ребенком беседу о том, что он может ожидать от учебного процесса, показать ребенку школу и ее помещения, познакомить ребенка с новыми одноклассниками и учителями, помочь ребенку найти общие интересы с новыми одноклассниками, и поощрять ребенка принимать участие в школьных мероприятиях и группах.

Вопрос 5: Как можно помочь ребенку подготовиться к экзаменам

Ответ: Чтобы помочь ребенку подготовиться к экзаменам, родители могут составить план подготовки, помочь ребенку организовать учебное пространство, помочь ребенку выбрать наиболее подходящий метод обучения, помочь ребенку составить план изучения материала, помочь ребенку найти необходимые учебники и материалы, и поощрять ребенка регулярно проверять свои знания и улучшать свои навыки.

Вопрос 6: Как можно помочь ребенку сделать новых друзей в школе

Ответ: Чтобы помочь ребенку сделать новых друзей в школе, родители могут поощрять ребенка принимать участие в школьных мероприятиях и группах, помочь ребенку найти общие интересы с новыми одноклассниками, поощрять ребенка общаться с новыми одноклассниками, помочь ребенку организовать встречи с новыми друзьями вне школы, и помочь ребенку научиться общаться с новыми людьми.

Вопрос 7: Как можно помочь ребенку сделать успехи в учебе

Ответ: Чтобы помочь ребенку сделать успехи в учебе, родители могут составить план подготовки, помочь ребенку организовать учебное пространство, помочь ребенку выбрать наиболее подходящий метод обучения, помочь ребенку составить план изучения материала, помочь ребенку найти необходимые учебники и материалы, и поощрять ребенка регулярно проверять свои знания и улучшать свои навыки. Родители также могут поощрять ребенка принимать участие в дополнительных занятиях и мероприятиях, таких как кружки, семинары и конференции, и помочь ребенку найти подходящий наставник или преподавателя для получения дополнительной помощи.

Какие предметы необходимо собрать для первого учебного дня

По данным ВЦИОМ, в 2023 году, чтобы собрать ребенка в школу с нуля нужно было 43 тыс. руб. (на 30% больше, чем в 2022-м). Такую сумму планировал потратить каждый десятый россиянин со школьником в семье. Большинство опрошенных собирались обновить только школьную одежду и канцелярию. Затраты на эти категории в 2023-м составляли в среднем около 24 тыс. руб. .

РБК Life составил чек-листы, что обязательно нужно купить школьнику. Пользуйтесь списками, когда делаете покупки в магазинах или на маркетплейсах.

Список канцелярии в школу

Совет: уточните у классного руководителя, что обязательно нужно ребенку для обучения. Обычно родителям выдают список необходимых канцтоваров, учебников и рабочих тетрадей.

Набор канцелярии для учащихся разных классов может отличаться. Обязательные канцтовары выделены жирным начертанием.

  • Тетради для каждого предмета: в клеточку и линию. Для учащихся средней школы можно приобрести предметные тетради с формулами («Химия», «Физика»). Для некоторых предметов требуется две рабочие тетради, чтобы одну из них сдавать на проверку учителю.
  • Синие шариковые ручки. Роспотребнадзор советует выбирать ручки с пластиковой основой и резиновыми элементами.
  • Простые карандаши. Самые удобные — трехгранной формы: круглые могут выскальзывать из руки, а от многогранных сильнее устает рука.
  • Фломастеры. Выбирайте ручки, фломастеры, краски и карандаши без резкого химического запаха.
  • Пенал. Раскладушка, футляр, тубус — выбирайте тот, который понравится ребенку.
  • Цветные карандаши. Пригодятся даже тем, у кого нет уроков рисования, чтобы изображать различные схемы или подчеркивать слова.
  • Точилка. Выбирайте с емкостью для стружки.
  • Циркуль. В некоторых школах он нужен уже в начальных классах!
  • Текстовыделители. Необходимы для старших классов, где конспекты уроков больше похожи на университетские лекции.
  • Обложки для тетрадей и учебников.
  • Папка для тетрадей. Нужна для тонких тетрадей, которые постоянно мнутся и теряются.
  • Ножницы. В большинство школ можно приносить только ножницы с закругленными концами.
  • Цветная бумага и картон для уроков труда.
  • Клей-карандаш.
  • Альбом для рисования. Изобразительное искусство преподают до 8-го класса включительно.
  • Кисти. Минимум две: обычной ширины и тонкую, для проработки мелких деталей.
  • Акварельные краски. Классика — набор из 12 цветов. Иногда требуется гуашь.
  • Транспортир. Пригодится для алгебры и геометрии.
  • Альбом для черчения. Черчение не входит в обязательные школьные предметы. Чаще всего его изучают на факультативе в старших классах.
  • Черные гелевые ручки. Нужны для учащихся старшей школы, чтобы тренироваться заполнять экзаменационные бланки.

Как помочь ребенку справиться со стрессом перед началом учебы

Учитывая, что большинство детей поступают в школу в 6,5 — 7,5 лет, оптимальный возраст для начала подготовки к 1-му классу — 5 лет. Так считает психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская.

«Это золотая середина. Когда ребенок уже имеет определенный интеллектуальный запас и можно работать над систематизацией и анализом его опыта», — объясняет специалист.

Мнение психолога разделяет руководитель отдела методики преподавания образовательной компании MAXIMUM Education Нина Мушта. Эксперт напоминает, что для формирования каждого навыка природой отведено определенное время. И даже если ребенок опережает естественное взросление, то учить его читать или считать, например, в два года — рано.

«Подобные попытки стремительно ускорить развитие не просто лишают детей детства, но и приводят к тому, что мозг ребенка, который в определенном возрасте заточен на развитие условно трех основных навыков, бросает свои усилия на четвертый сложный навык, а в итоге три основных в развитии страдают, так как возможности не безграничны, тем более в дошкольном возрасте», — подчеркивает педагог.

Главное правило в подготовке к школе — всему свое время. Родители стремятся отдать ребенка на развивающие занятия, где детей учат рисовать, читать, писать, и в целом, эксперты отмечают, что в этом нет ничего криминального. Важно, чтобы обучение проходило в игровой форме, так как это основная форма деятельности ребенка в дошкольном возрасте.

Как подготовить ребенка к новым правилам и требованиям школы

  1. Определите приоритеты . Например, рейтинг школы, состав преподавателей, дополнительные образовательные программы или расстояние от дома.
  2. Изучите типы школ . Государственные, частные, международные, со специализацией и без. Узнайте, какие программы обучения в них предлагают, насколько они соответствуют вашим ожиданиям и потребностям ребёнка. Не забудьте про дополнительные возможности: второй и третий иностранные языки, спортивные секции, музыкальные или художественные группы.
  3. Сходите на дни открытых дверей или экскурсии . Обращать внимание стоит на общую атмосферу, состояние кабинетов, библиотеки, пришкольной территории и спортивных площадок. Поговорите с учителями, администрацией и родителями учеников.
  4. Продумайте дорогу . Если школа не рядом с домом, обратите внимание, ходит ли до неё общественный транспорт или школьный автобус.
  5. Учитывайте репутацию и рейтинг . Поинтересуйтесь результатами экзаменов и успехами выпускников.
  6. Познакомьтесь с директором и преподавателями . Так вы сможете понять, какому учителю отдать своего ребёнка. Поспрашивайте знакомых, чьи дети уже окончили начальные классы, кого из учителей они могут посоветовать. Важно, сколько учеников будет в классе — чем больше детей, тем сложнее им и учителю.
  7. Сравните свои запросы с программой . Перечислите для себя способности, интересы и особенности ребёнка и обдумайте, какая программа обучения лучше всего ему подойдёт. Задача образовательной организации — дать ребёнку возможность развиваться и раскрывать свой потенциал.
  8. Спросите будущего школьника . Дошкольник вполне может сравнить особенности разных учебных заведений и принять решение. Этот опыт поможет ребёнку потренировать критическое мышление, стать самостоятельнее и увереннее.
  9. Подготовьте документы . После того как выбрали школу, можно подавать заявление на поступление. Заранее узнайте о правилах и сроках зачисления детей в выбранной школе, чтобы не пропустить срок подачи.

Какие бывают типы школ и какие из них подходят для вашего ребенка

Уверенность и готовность: Чек-лист для подготовки ребенка к школе

В программе первого класса домашние задания сначала выполняются на добровольной основе. Учитель не вправе требовать их выполнения, однако проверяет тетради и обычно весьма рекомендует заниматься с детьми дома. Почему?

Первый класс — это не только обучение чтению, письму, основам арифметики, как было раньше. Во-первых, программа сейчас достаточно сложная, и, хотя формально учитель еще не «задает с иксами задачи», но фактически поиск неизвестного числа в примере — это подготовка к пониманию иксов, игреков и всех остальных базовых условий для уравнения. Хорошо, если малыш способен «схватывать на лету», да еще и пишет красиво и чисто, и может сам выполнять все проекты и творческие задания, которыми насыщена сегодня школьная программа. Но это крайне редкий случай.

Во-вторых, первоклашкам приходится адаптироваться к новому статусу, новому ритму жизни, требованиям и ответственности. В детском саду иной подход к образовательному процессу, детей не приучают полностью самостоятельно что-либо делать, задания выполняются группой, есть помощь воспитателей и нет системы отметок. В начале школьного обучения ребёнок еще не знает, чего ожидать, как работать дома одному. Так что общее мнение психологов — в начальной школе детям надо помогать с уроками.

Однако здесь присутствует и психологическая ловушка. Поколение гиперопекающих родителей, в терминологии западных специалистов, «родителей-вертолетов», кружащих над ребёнком и сопровождающих каждый шаг, пытается не просто помогать с выполнением уроков, но и создавать себе и ребёнку образ благополучной семьи отличника. Попытки самоутвердиться за счет или вместе со школьником в глазах учителя, окружающих приводят к тому, что домашние задания выполняются «на пятерку» за счет времени и сил всей семьи.

Часто работа над домашними заданиями начинается у ребёнка только вместе с родителями, а значит — по вечерам. При этом наиболее продуктивное время для таких занятий — с 9 до 13 и с 15 до 18 часов, но никак не с 19 до 23.

Второй отрицательный момент: если взрослые находятся рядом и отслеживают каждую ошибку ребёнка дома в процессе работы, то в школе от педагога такого ожидать не стоит. Ученик не получает навык самоконтроля, выявления ошибок, и школьные отметки входят в значительный диссонанс с оценкой заданного на дом.

Стресс родителей, пытающихся все успеть, приводит к выполнению уроков за ребёнка, что «сводит на нет» сам смысл домашней работы: о самостоятельном ее выполнении речь уже не идет.

Как подготовить ребенка к учебным задачам и домашним заданиям

Часто ребёнок не может найти друзей, потому что новый класс для него как чистый лист. Ему приходится начинать всё сначала. К тому же, переходя в новый коллектив, его ждёт адаптация к новому обществу.

Учась в классе, ребёнок привыкает к коллективу, учителям, установленным правилам. Поэтому резкая смена привычной среды – это стресс. Ситуация усугубляется, если происходят кардинальные перемены: переезд семьи в другой район или город. Логично, что в новом классе играют по новым правилам, могут действовать другие свои законы и шаблоны поведения, с которыми придется столкнуться сыну или дочери. Но можно попробовать облегчить ситуацию и помочь адаптироваться:

  • По возможности переход в другую школу совместить с началом нового учебного года, а до этого показать ребёнку само учебное заведение изнутри, познакомить с будущим классным руководителем и другими учителями.
  • Не исключено, что у школы есть свой форум в социальных сетях, а то и группа, в которой собраны ученики одного класса или параллель. Поэтому ребёнок может познакомиться с новыми одноклассниками в привычной для современных подростков среде.
  • Позитивный настрой – не нужно воспринимать новый класс как поле боя и нервничать перед каждым походом в школу. Спокойствие и уравновешенность помогут создать положительное впечатление не только у школьников, но и у педагогического коллектива.

Переход в новый класс для ребёнка – это отличный шанс откорректировать свою модель поведения, хотя его место в социуме, в определённой иерархии будет во многом зависеть от того, на какой ступеньке он находился в предыдущем коллективе.

Относительно чёткое разделение детей на определённые группы можно проследить еще с детского сада:

  • Лидеры – центральные фигуры в локальном детском мирке. Чаще всего это наиболее развитые дети, шустрые и активные. Именно они становятся инициаторами игр и шалостей, диктуют правила и увлекают за собой остальных. С лидерами хочет дружить и общаться большая часть коллектива.
  • Среднее звено, в которое входят общительные, достаточно активные дети, поддерживающие ровные отношения со всем классом, но зависимые от модели поведения лидеров. У них может возникнуть своя группка в классе с учётом определённых интересов, но это общая масса.
  • Аутсайдеры, изгои – дети, которые так и не смогли адаптироваться, влиться в коллектив. Иногда это спровоцировано особенностями характера ребёнка, иногда причинами становятся проблемы с физическим или психическим развитием.

Для того, чтобы понять, какое место в иерархии класса занимает ваш ребёнок, необязательно общаться с психологом или учителем. Достаточно проследить за его поведением. Так, если школьник активно общается с одноклассниками, проводит время с ними же вне школы, обменивается приглашениями на дни рождения, то это говорит об отсутствии проблем в общении. А соответственно, и адаптироваться в новом коллективе ему будет проще.

В начальных классах влиться в новый коллектив значительно проще – и дети воспринимают появление одноклассника более спокойно, и чёткая иерархия ещё не выстроилась. Поэтому чаще всего пришелец перестаёт восприниматься как новенький уже в первый месяц. Важную роль тут играет личность учителя младших классов и то, как он знакомит коллектив с новым участником, представляет школьника остальным. Так что не лишним будет познакомиться с классным руководителем заранее.

Атмосфера в 5–8-х классах уже совершенно иная – сформированы определённые модели поведения, отношения между учениками. Здесь есть свои лидеры и свои изгои. Отношение большинства во многом будет зависеть от точки зрения лидеров, их оценки. Положительный эффект на адаптацию в средних классах оказывают следующие факторы:

  • Самостоятельность, коммуникабельность, умение не дать себя в обиду, но и не провоцировать конфликт первым.
  • Наличие хобби, любимого занятия, в котором ребёнок успешен. Например, спорт, рисование, танцы, музыка.
  • Друзья вне школы – из одного двора, если не поменялось само место жительства, товарищи по играм и увлечениям, курсам .
  • Доверительные, благополучные отношения в семье.

Старшеклассники проще относятся к появлению нового члена коллектива, поскольку заняты решением своих проблем – учёбой, подготовкой к экзаменам и поступлению в ВУЗы. Не последнюю роль играет внешность нового ученика, а проблемы с весом, кожей или речью могут стать причиной неуверенности в себе.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой среде и новым людям

Методы обучения представляют собой взаимосвязанные способы педагогической работы преподавателя и учебной деятельности детей, имеющие общие образовательные цели. Могут быть классифицированы по различным приоритетным критериям. Классификация методов обучения — это система, упорядоченная по определенному признаку.

Какие бывают методы обучения и какой из них подходит для вашего ребенка. Традиционная классификация методов обучения

Классификация методов обучения в педагогике производится в связи с необходимостью усовершенствования и вывода учебно-воспитательной деятельности на новый уровень. Современная дидактика демонстрирует различные подходы к классификации методов обучения.

Наблюдается тенденция не стремиться к единой обобщенной системе. Обучение само по себе является активным и многовариантным, поэтому внедряемая методика должна ему соответствовать, чтобы отражать эту мобильность.

Классификация методов обучения по источнику знаний впервые появилась в философии и педагогике древнего времени. К таким источникам относят: практическую деятельность, наглядность, слово. Опираясь на это, определяют методы обучения, в основе которых лежит практика (упражнение, лабораторная работа, производственная практика, опыты), наглядные (иллюстрация, наблюдение,

Одной из исторически сложившихся является классификация методов обучения по уровню активности учащихся. В ее основе лежит разделение образовательных методик на пассивные и активные с учетом степени вовлеченности обучающихся в учебный процесс. К пассивным относят методы, использование которых позволяет ученикам только слушать и смотреть. Активные, в свою очередь, предполагают мероприятия, направленные на самообразование.

Классификация дидактических методов обучения по конечной цели описывает следующие:

  • получение новой информации;
  • формирование различных умений и навыков;
  • применение имеющихся знаний на практике;
  • закрепление и проверка усвоенных знаний и умений.

При данном разделении методов появляется возможность исключить сильное различие между отдельными их системами; работа преподавателя нацелена на решение дидактических вопросов.

Какие бывают методы обучения и какой из них подходит для вашего ребенка

Уверенность и готовность: Чек-лист для подготовки ребенка к школе 02

Некоторым взрослым знакома ситуация, когда ребёнок приходит домой из школы и, каждый раз, жалуется на то, что у него совсем нет друзей, с ним не хотят общаться или обижают. Реакция родителей в данном случае определяет дальнейшее поведение ребёнка. Чем он младше, тем выше вероятность того, что школьник будет поступать так, как посоветует ему мать и отец. Если они станут осуждать одноклассников, учителя, который не может создать условия для дружеского общения детей, ребёнок, скорее всего, замкнется в себе. Тогда, вместо того, чтобы попытаться наладить общение самостоятельно, он будет сторониться других ребят, думать о них плохо. Такое поведение не станет способствовать развитию близости между детьми.

Взрослые также, могут отреагировать равнодушно, сказать ребёнку, чтобы он не обращал внимания на то, что с ним никто не дружит. Тогда ученик, также, не сделает ничего для того чтобы найти друзей, а будет держаться в классе особняком. Эта реакция отдалит его от одноклассников, и позже ему будет все сложнее примкнуть к какой-нибудь группе по интересам, из которых состоит детский коллектив.

Родителям нужно внимательно отнестись к детским жалобам. Если они являются продолжительными, ребёнок приходит домой, каждый раз, расстроенный и грустный, не хочет ходить в школу, потому что его там никто не любит — взрослые должны подключиться к этому процессу и помочь ученику наладить контакт со сверстниками. Прежде всего, следует понять — как он привык строить отношения и общаться с ребятами из класса, а также, поговорить по этому поводу с учителем. Педагог, классный руководитель является наставником и авторитетом в детской среде. Ему больше, чем родителям известно то, каким образом складываются у детей отношения. Он знает, кто является лидером, а кто стесняется демонстрировать себя. Учитель знает и понимает особенности детской коммуникации, и то, какими привычками в общении пользуется каждый ребёнок. Нужно рассказать педагогу о детской проблеме, о том, что ученик, возможно, испытывает сложности с установлением контакта, чувствах ребёнка, переживаниях. Если педагог объективно отнесется к просьбе родителей, он станет внимательно наблюдать за поведением ученика на уроках, на перемене, возможно, увидит проблему и объяснит, в чем она заключается.

Как подготовить ребенка к взаимодействию с учителями и одноклассниками

Младший школьный возраст длится с 6 ­– 7 лет до 10 – 11 лет и соответствует 1 – 4 классам общеобразовательной школы. В это время основной проблемой становятся трудности, связанные с адаптацией ребенка к школе и обретением самостоятельности. Причем, сложности могут проявиться буквально сразу же после того, как маленький человек переступил школьный порог:

  • Дети идут в школу, не имея навыков общения с одноклассниками и учителями. Особенно трудно тем, кто до школы не посещал ясли или детсад. Готовность такого ребенка к обучению в школе низкая.
  • Дети с интересом познают окружающий мир, но плохо усваивают нормы поведения. Многие не понимают, почему во время урока нельзя встать и прогуляться, и все 45 минут нужно сидеть неподвижно.
  • Темперамент у детей разный. Одни дети слишком активны, другие, наоборот, в незнакомой обстановке испуганы и подавлены. Поэтому зачастую робкого и не уверенного в себе ребенка обижают задиристые одноклассники.
  • Нынешние школьники буквально с пеленок знакомятся со смартфонами, планшетами и прочими гаджетами. Поэтому у многих развивается хорошая зрительная память. Но вот с восприятием информации на слух дела обстоят не так хорошо. С этим связаны проблемы при обучении современных детей в школе, когда трудно осмысливать и запоминать, что говорит на уроке учитель.
  • Современные образовательные требования часто бывают завышены. Например, ребенок должен уже перед школой уметь читать , писать и считать , в то время как его родители обучались этому в 1 классе. Учителя нередко дают сложные задания, а учебники бывают не совсем понятными. Все это затрудняет усвоение материала.
  • Из-за сложностей ученик не может самостоятельно выполнить домашние задание, и ему на помощь приходят родители. Но эта помощь часто выливается в конфликт. Родители кричат, ругают, критически высказываются об умственных способностях ребенка. В итоге появляется страх, падает самооценка, появляется ощущение собственной неполноценности.
  • Зачастую учителя относятся к ученикам предвзято. Они буквально с первых дней обучения сортируют детей на «хороших отличников» и «плохих двоечников». Как нетрудно догадаться, такое деление не всегда объективно. Дети интуитивно чувствуют несправедливость и остро реагируют на нее. У одних протест выражается в плохой дисциплине, у других — в игнорировании школьных заданий.