Название месяцев в древнерусском календаре. Славянская календарная система
Название месяцев в древнерусском календаре. Славянская календарная система
Год в Древней Руси начинался в сентябре. Также когда-то праздновали новый год и в день весеннего солнцестояния (22 марта).
Славянские названия календарных месяцев
- Январь: Студич, сечен, просинец, стужайло. Укр. – січень, студень, сніговик, тріскун, вогневик, льодовик, щипун, лютовій.
- Февраль: Ледич, сеченъ, снежень, бокогрей. Укр. – лютий, крутень, зимобор, криводорiг, казибрiд, межень.
- Март: Лютич, березозол, сухий, протальник, капельник, зимобор. Укр. – березень, запалі сніги, з гір потоки, соковик, марец.
- Апрель: Белояр, цветен, березень, березозол, снегогон, водолей, ручейник. Укр. – квітень, краснець, лукавець, дзюрчальник.
- Май: Ладо, травник, травный, травец, ярец, кресень, цветень. Укр. – травень, пісенник, місяць-громовик.
- Июнь: Купало, изок (кузнечик), скопидом, хлеборост, разноцвет, кресень. Укр. – червень, кресень, гедзень, гнилець, iзок.
- Июль: Сенич, липец, червен, страдник, сенозарник, грозовик, жарник, серпень, сенозорник. Укр. – липень, білець, дощовик.
- Август: Житнич, зарев, заревен, жнивень, густырь, разносол, вършен. Укр. – серпень, копень, хлібочол, жнивець, зоряничник.
- Сентябрь: Венич, вересен, рюен, рюин, ревун, зоревик, коловоз. Укр. – вересень, зарев, покрійник, жовтень, маік.
- Октябрь: Зернич, листопад, грязник, жёлтень, позимник, паздерник. Укр. – жовтень, грязень, хмурень, листопадник, зазимник, весільник, жовтен. Белорус. – кастрычнік.
- Ноябрь: Овсенич, груден, листогной, полузимник. Укр. – листопад, груднем, грудкотрус, листопадець, листочный, братчини.
- Декабрь: рус. просич, студен, хмурень, стужайло ; укр. грудень, студень, лютень, стужайло, мостовик, трусим ; бел. сьнежань .
Языческий календарь древних славян. Языческие обычаи по старославянскиому календарю
Языческий календарь древних славян, что позже плавно перетек в православно-христианский, известен лучше, чем древнейший предок. В нем отражались сроки начала и конца аграрных работ с мая по август, а также отмечались праздники Ивана Купалы – проходили традиционно ночью с двадцать третьего по двадцать четвертое июня – и бога-громовержца Перуна (двенадцатого и двадцатого июля), а также периоды « русалии » вместе с наступления жатвы.
Каждый такой день отмечался квадратиками, внутрь них проставлялись кресты – символ света. Значит, что счёт вели по количеству дней, а в древнеславянском, до времени распространения юлианского календаря с его двенадцатью месяцами, счёт вёлся по лунам. Каждая соответствовала месяцу.
Простой способ исчисления – счёт дней и лет от определенного события. При последующем случившемся важном событии счет обнулялся, и исчисление велось от нового события.
Календарная символика у пращуров-славян обозначалась числами двенадцать, шесть, четыре и три , так как связаны с дневным небесным светилом. Тринадцать, семь, пять и четыре – с ночным небесным светилом, а девятка имела и дневное, и ночное значение, то есть связана с солнцем и луной одновременно. В народном устном творчестве встречаются такие выражения, как «тридевять земель», «тридцать лет и три года», «тридевять» — все отголоски древнего календаря, где смешивались значения солнца и луны.
Фрагмент из «Повести временных лет».
Другие ученые в сделанных выводах опираются на «Повесть временных лет». В ней упоминаются понедельник и вторник один раз, среда — два, четверг — три, пятница — целых пять, субботние дни — девять, а «неделя», воскресение, — семнадцать. Каждому дню имена присвоили, в каком порядке они располагаются: вторник — день второй, четверг — четвертый, пятница — пятый. Воскресенье, или «неделя», одним названием говорит о запрете на труд в этот день, поскольку он отводился для отдыха.
Понедельник — первый день после минувшей недели. Суббота – название, что перекочевало из иврита, а перенято во времена массового крещения Руси. Среда имеет положение «срединное» – делит пять дней недели пополам. Уважением и почетом пользовались воскресенье и пятница.
У славян имелась народная традиция с древними истоками – праздновать дюжину пятниц года. Некоторые ученые считают, что славянский календарь пятидневный, а субботу и воскресенье позаимствовали от пришествия христиан на Русь. Полагается, что славяне не имели и единой системы счета, исчисление делилось на бытовое и церковное, каждое имело особенности.
Также славяне посвящали дни недели богам. В этом они схожи с верованиями римлян, те соединяли семь планет и планетарных богов с днями недели и присовокупляли к этому халдейскую астрологию Месопотамии. Славяне считали четвертый день Перуновым, пятый — Макоши , что превратился со временем в Параскеву пятницу.
Название месяцев на русском. Чем календарь праславян отличался от современного
«Январь», «февраль», «март» и все остальные сегодняшние названия месяцев — слова нерусского происхождения. У праславян был свой календарь, а в праславянском языке — свои наименования. Позже они попали в русский, чешский, болгарский и другие славянские языки и использовались до того, как им на смену пришли заимствованные аналоги. А где‑то используются до сих пор, например чешские březen, červen, listopad; польские sierpień, listopad, grudzień; белорусские «лістапад», «чэрвень», «ліпень»; украинские «березень», «травень», «грудень».
Одни учёные соотносят каждое славянское наименование с определённым месяцем юлианского календаря. Другие, что границы месяцев двух календарей не совпадали. Вероятно, начало праславянского месяца приблизительно соответствовало середине юлианского, а конец — середине следующего юлианского. Это объясняет, почему одно и то же древнее название относилось к смежным современным месяцам.
Вообще, праславяне называли месяцем отрезок времени от новолуния до новолуния. А это примерно 29 с половиной дней, то есть в лунном году получается где‑то 355 дней. Очевидно, что с течением времени расхождение между астрономическим и календарным вариантами становилось всё больше. Поэтому периодически в праславянском летоисчислении появлялся. Похоже на то, как мы сейчас раз в четыре года добавляем 29 февраля.
Есть разные версии о том, как праславяне присоединяли этот дополнительный месяц. Одни, что это делалось каждые три года в конце года,— что определённой регулярности не было. Существовали некоторые «опоры» — дни, дни равноденствия, жатва. Если было очевидно, что календарное и фактическое время не совпадают, то перед этими «опорами» добавляли ещё месяц.
Вероятно, именно поэтому у некоторых праславянских месяцев по два названия: одно использовалось всегда, а второе — когда за постоянным месяцем добавлялся «временный». Важно понимать, что это касается лишь самых древних названий. Позднее в славянских языках возникло множество альтернативных обозначений для месяцев, но это связано уже совсем с другими причинами.
Древнерусский календарь. Славяно-Арийский Календарь
Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический) , летоисчисление которого начинается с С отворения М ира в З вёздном Х раме.
Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами, а Звёздный Храм – это название годины по. Данное летосчисление появилось после победы Великой Расы (древними Славянами) над Великим Драконом (Древний Китай) (5508 г. до н. эры). Эту победу наши Предки отобразили в виде образа – Витязь на коне поражает копьём Дракона . Но после крещения Руси, христиане приписали достижения наших Предков себе, и данный образ начали трактовать, как христианский святой Георгий Победоносец побеждает змия, который опустошал земли языческого царя.
Календарь – это Коляды Дар что буквально означает подарок Коляды. Т.е. слово "календарь" происходит от сращения Каляды Даръ.
Коляда – Воплощение новогоднего солнечного цикла. По древнеславянской мифологии Коляда появился на свет в 7 тысячелетии до Р.Х., чтобы спасти человечество от духовного вырождения.
Другое название Календаря — (ДКЧ).
Строение Даарийского Круголета Числобога построено на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 годов Круголета проходят через 9 Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 года. Начало Лет Круголета приходятся на день Осеннего Равноденствия. В этот день начинался Великий древний праздник Рамха-Ита (Новолетие). Полный Солнечный Круг, от Рамха-Иты до Рамха-Иты, разделяли на три периода времени – Оусень, Зиму и Весну, а соединяясь воедино они дают солярный круг – Лето . От этого определения солярного круга, появились такие понятия, как Летописания, Летоисчисления и т.д. ("Год" в место Лето появились при Петре I, а образ "год" (от "година") обозначает "структурный" отрезок времени с 1-го по 144-ый год).
- = 180 Кругов Жизни (25 920 Лет). Сейчас считают веками (по 100 лет), а Славяно-Арии считали Кругами Жизни.
- = 9 Кругов Лет или равен 144 Лета - это минимальный срок жизни для людей в этом мире.
- = 16 Лет: пятнадцать простых Лет и шестнадцатое - Священное Лето. Это происходит из-за того, что каждые шестнадцать лет орбита Мидгарда (наша Земля) удлиняется из-за взаимодействия с другими Землями (планетами) и Лето удлиняется на 4 дня. Этот цикл также связан с древними событиями, а именно 15 лет шло переселение Родов Расы Великой из Даарии в Рассению (территория от Урала до Тихого океана), а 16-ое Лето наши Предки обживали новые земли и возносили славу Богам Нашим. В честь этого события Предки стали праздновать Пасхеть, что в переводе с х`Арийской руники означает "Путь по которому шли Боги". Отчёт Лет ведется от дня Великого праздника Рамха-Ита (или от дня Новолетия, т.е. начало нового Лета).
- Каждое Лето имеет своё название.
- Каждое Лето имеет 9(месяцев) и содержит три природных сезона: Оусень, Зима и Весна. Т.е. на каждый природный сезон приходится по три. Вместо современных месяцев "встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и пр.
"Что девять сороков, что четыре девяноста — одно", "Сороковины или сорочины ж. мн. поминки, поминание, поминовение, упокойная память, молитва, в 40-й день" - из словаря В.Даля. - Простое Лето = 365, в котором все нечетныесодержат по 41 дню, а чётные ‒ по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.