Языческий календарь

Названия месяцев у славян. Чем календарь праславян отличался от современного

«Январь», «февраль», «март» и все остальные сегодняшние названия месяцев — слова нерусского происхождения. У праславян был свой календарь, а в праславянском языке — свои наименования. Позже они попали в русский, чешский, болгарский и другие славянские языки и использовались до того, как им на смену пришли заимствованные аналоги. А где‑то используются до сих пор, например чешские březen, červen, listopad; польские sierpień, listopad, grudzień; белорусские «лістапад», «чэрвень», «ліпень»; украинские «березень», «травень», «грудень».

Дата празднования Славянского нового года. Новолетие, Славянский Новый год

Дата празднования Славянского нового года. Новолетие, Славянский Новый год В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки (Фото: Alena Root, по лицензии Shutterstock.com)

Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября ( 1 сентября по старому стилю). Эта дата в православном календаре также считается первым днём нового церковного года — Началом индикта .

На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами.

Сентябрь в русском народном календаре. Русский земледельческий календарь (Месяцеслов)

В основе народных календарей славян лежит церковный (или) календарь, определяющий состав, порядок, иерархию единиц годового времени (прежде всего праздников, постов и мясоедов), в значительной степени и их терминологию. Однако содержательная сторона календарей, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также приуроченные к ним обряды, обычаи, запреты, предписания в целом не выводимы из христианского учения и являются органическим компонентом народной традиции . Славянский народный календарь можно квалифицировать как дохристианский ибо его мифопоэтическое содержание мало связано ссимволикой .