Павловопосадские платковые наряды: история и современность
- Павловопосадские платковые наряды: история и современность
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое павловопосадские платки
- Как изготовляются павловопосадские платки
- Что делает павловопосадские платки уникальными
- Какие виды одежды можно изготовить из павловопосадских платков
- Как выбрать правильный павловопосадский плат для изготовления одежды
- Какие цвета и узоры наиболее популярны для павловопосадских платков
- Как правильно ухаживать за одеждой из павловопосадских платков
Павловопосадские платковые наряды: история и современность
Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традицийтекстильного производства.
Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным. Правнук,, совместно сперепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году набыло получено право изображенияна вывесках и этикетках.
Послепредприятие былои переименовано в Старопавловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей. В 1937 году фабрика участвует вов Париже. В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков. В 1958 году навпавловские платки награждены Большой золотой медалью. В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года — ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое павловопосадский платок
Ответ: Павловопосадский платок - это особое изделие русской народных промыслов, которое изготавливается в городе Павлово на Оке, Нижегородской области. Этот платок отличается своей высокой качеством и оригинальным дизайном, который включает в себя различные орнаменты и узоры.
Вопрос 2: Какие материалы используются для изготовления павловопосадских платков
Ответ: Павловопосадские платки изготавливаются из натуральных волокон, таких как хлопок, шёлк и лён. Эти материалы обеспечивают платкам мягкость, эластичность и долговечность.
Вопрос 3: Как изготавливаются павловопосадские платки
Ответ: Павловопосадские платки изготавливаются вручную. Процесс включает в себя несколько этапов, таких как подготовку ткани, нанесение краски, выжигание узоров, нанесение орнаментов и окончательную обработку. Этот процесс требует высокой квалификации и мастерства, чтобы получить качественный и эстетичный продукт.
Вопрос 4: Какие цвета и узоры можно найти на павловопосадских платках
Ответ: Павловопосадские платки могут быть окрашены в различные цвета, такие как красный, синий, зелёный, жёлтый и т.д. В качестве узоров используются различные орнаменты, такие как цветочные, геометрические, растительные и т.д. Эти узоры могут быть выполнены в различных стилях и вариациях, что делает каждый платок уникальным.
Вопрос 5: Как можно носить павловопосадские платки
Ответ: Павловопосадские платки можно носить в качестве аксессуара, например, как шарф, платок или бант. Они также могут быть использованы как украшение для одежды, такой как платья, блузки и т.д. Павловопосадские платки можно носить как в повседневной жизни, так и на официальных мероприятиях.
Вопрос 6: Где можно купить павловопосадские платки
Ответ: Павловопосадские платки можно купить в различных магазинах и интернет-магазинах, специализирующихся на русских народных промыслах. Также можно приобрести их на ярмарках и фестивалях, посвященных русской культуре и искусству.
Что такое павловопосадские платки
Как можно декорировать павловопосадский платок?
Павловопосадский платок - это довольно яркий и красивый аксессуар. Однако можно сделать его ещё более эффектным. При этом очень важно соблюдать исконно русскую стилистику изделия (не использовать современные элементы: шипы, металлические клёпки и так далее). В противном случае платок может утратить свой первоначальный шик.
Как с помощью павловопосадского платка создать современный и оригинальный образ?
Павловопосадские платки на протяжении полутора веков считаются одним из эффектнейших аксессуаров. С помощью этих традиционно русских изделий сегодня можно создать яркий образ, который не останется без внимания окружающих.
Как подобрать платок на голову?
Платок является популярной деталью женского гардероба. С помощью правильно подобранного аксессуара можно создавать стильные и неповторимые образы, подчеркнуть красоту его обладательницы. Разнообразие женских платков позволяет выбрать подходящий вариант для любой погоды. Он будет согревать вас в зимние морозы, а летом защищать голову от палящих солнечных лучей. А как выбрать подходящий платок - рассказываем ниже.
Можно ли носить платок с брюками?
Платок считается особым аксессуаром, который можно подобрать под любой стиль одежды: от ковбойского и милитари до утонченного романтичного гламура. Современная мода предлагает разнообразные варианты ношения платков, что помогает создать порой очень неожиданный образ. Ниже рассматривается, как сочетать платки с брюками разных фасонов.
Как изготовляются павловопосадские платки
Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.
Позднее платки с «турецким» узором также входили в ассортимент Павловопосадской платочной фабрики, хотя их выпускали значительно меньше, чем платков с цветочным орнаментом. Линия оформления шалей и платков цветочными мотивами получает большое развитие в 1870-х годах. Изображение цветов можно встретить и на тканых шелковых и набивных ситцевых платках , произведенных в 1-ой половине XIXвека на других российских фабриках, но, пожалуй. в лабзинских шалях впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно.
Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, жостовские подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.
Рисунки шалей 1870-х — 1880-х годов очень разнообразны и говорят о высоком профессионализме художников фабрики. Композиции платков тех лет решались пышно, торжественно, или, напротив, легко и изящно. В их декоре, наряду с цветочными, использовались орнаментальные мотивы стилей предшествующих эпох: стилизованные ветви, завитки, условно решенные вазоны, фестончатые ленты в сложных разворотах. В изображении цветов предпочтение отдавалось садовым, в первую очередь, розам и георгинам.
В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.
Для того, чтобы сделать ассортимент платков более разнообразным, закупали рисунки для них у московских художников и так называемые «образцовые платки» других мануфактур. Для использования своими рисовальщиками приобретали также репродуцированные изображения различных цветов, выполненные французскими и немецкими художниками. Конец XIX — начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Особой популярностью в эти годы пользовались шали двух типов. К первому относятся шали из тонкой полупрозрачной шерсти с шелковыми просновками или без них. Узор таких шалей набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.
Что делает павловопосадские платки уникальными
Особенно эффектно такие аксессуары смотрятся в сочетании с мехом. Длинная шуба и сапожки на каблуках больше подойдут высоким и худощавым девушкам, которые могут повязать платок на голову и дополнить комплект небольшой изящной сумочкой.
Чем объемней мех на шубе, тем меньше должен быть платок.
- Невысокие девушки, которые не хотят напоминать окружающим боярыню Морозову, в сочетании с платком должны отдать предпочтение легким полушубкам из коротковорсового меха: норки, стриженного кролика, козы и т. п. К такой шубе нужно правильно подобрать обувь. К узким джинсам можно надеть угги или ботинки на плоской подошве, отороченные мехом. Платье или юбку следует дополнить ботильонами или высокими сапожками из гладкой кожи.
- Шуба или дубленка в сочетании с павловопосадским платком подойдет тем, кто хочет выглядеть стильно, элегантно и женственно даже в морозы.
- С пальто павловопосадский платок тоже способен создать гармоничный ансамбль, причем верхняя одежда может иметь приталенный силуэт или выглядеть на несколько размеров больше, что особенно может понравиться юным девушкам, следящим за веяниями моды. Сам платок можно повязать на голову или оригинально обмотать вокруг шеи, венчая все интересным узлом.
- Павловопосадский платок может добавить образу нежности, женственности, если его сочетать с пальто в английском стиле, приталенным или с поясом. В этом случае ткань должна быть однотонной или со слабовыраженным рисунком: елочкой, клеткой или полоской. Обувь и сумку лучше подбирать сдержанных, элегантных фасонов.
- В качестве стильного и необычного аксессуара русский платок рекомендован юным особам, предпочитающим смелый и экстравагантный стиль — отчасти спортивный, отчасти винтажный. Они могут позволить себе надеть вместе с павловопосадским платком джинсы, просторную футболку и куртку-бомбер или пальто oversize любой длины. Дополнят образ яркие, в тон аксессуару, кеды, спортивная сумка или кожаный рюкзак.
Какие виды одежды можно изготовить из павловопосадских платков
В истории рисунков, используемых для украшения павлопосадских платков, выделяются два периода, которые можно условно обозначить как «турецкий» и «цветочный». В конце XVII-го и первой половине XVIII-го веков, когда новая мануфактура только развивалась, платки было принято оформлять в восточном стиле, для которого характерны разнообразные геометрические узоры и каплеобразные элементы, которые называли «индийскими огурцами». По-видимому, основную роль в этом играла популярность шалей и тканей, ввозимых русскими купцами из Индии и Персии. В России ткани с таким ориентальным узором называли турецкими.
Однако со временем, с последней трети XIX-го века, всё большую роль в украшении павлопосадских платков начинают играть цветочные мотивы. Связано это было также с новыми веяниями в моде, поскольку в то время изображения цветов можно было увидеть и на фарфоре, и на вышивке, и на расписных подносах и другой посуде. Однако именно в павлопосадских платках эти мотивы отразились наиболее ярко.
Художники мануфактуры создавали бесчисленные наборы цветов и красок, так что трудно было найти два одинаковых платка. Обычные полевые ромашки или садовые георгины перемежались изящными лилиями или роскошными розами на кремовом или цветных – черных или красных – грунтах. При этом, создавая пышные яркие узоры из букетов и гирлянд, художники в то же время смогли сохранить безупречную гармонию в сочетании цветочной гаммы и других элементов украшения. Также популярным было орнаментальное оформление с использованием таких приемов, как стилизованные растительные элементы, ветви, ленты и прочее.
Благодаря постоянному совершенствованию мастеров и художников, павлопосадкие платки в магазинах никогда не залеживались, став сегодня одним из желанных сувениров для любого гостя страны.
Как выбрать правильный павловопосадский плат для изготовления одежды
Павловопосадские платки как и любые другие изделия из натуральных материалов, таких как шелк и шерсть, требуют очень деликатного ухода. Производитель рекомендует использовать только сухую чистку, т.к. стирка может отрицательно сказаться как на самой ткани так и на красители которыми выполнена красочная набивка рисунков.
Ко всем текстильным красителям действует правило: неброские и тусклые цвета в угоду высокой устойчивости красителей или яркие и насыщенные цвета, но слабая устойчивость красок к стирке.
Павловопосадские платки традиционно несут на себе красочные и яркие рисунки и естественно не могут изготавливаться только с использованием высокостойких красителей. Шелковая и шерстяная ткань используемая при изготовлении платков так же плохо переносит стирку, но она допустима, если соблюдать определенные правила ухода за деликатными изделиями из текстиля:
— стирка без замачивания в прохладной воде с использованием специальных средств для стирки шерсти и шелка, детского мыла или шампуня.
-полоскание в холодной воде подкисленной уксусом.
— осободеликатый отжим без скручивания материала.
— сушка на горизонтальной поверхности без воздействия солнечного света и высоких температур.
Но обращаем внимание, что это только рекомендации и они никоим образом не являются прямым руководством к действию, следуя которым вы действуете на свой страх и риск. Вообще при уходе за какими- либо текстильными изделиями всегда следует руководствоваться условными обозначениями на ярлыке, которыми комплектуются любые текстильные изделия, купленные в магазине. Ниже мы приводим расшифровку условных обозначений на ярлыках текстильных изделий и одежды.
Какие цвета и узоры наиболее популярны для павловопосадских платков
Здравствуйте, ребята!Сегодня мы узнаем о павловопосадских платках.У меня таких платков - 3, и я их очень люблю :)За качество, за тепло, за красоту.Возможно, у ваших мам или бабушек тоже есть такие платки. Рассмотрите их, они прекрасны!Любовь русского человека к многоцветию родной земли отразилась в цветочных узорах на платках.История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России.Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.Рассмотрите репродукции картин русского советского художника Бориса Кустодиева , он очень любил изображать быт купеческий на своих полотнах (Слово "купец" вам должно быть знакомо, а быт - это обычная жизнь).Найдите на его полотнах женщин в павлопосадских платках.
Предлагаю вам рассмотреть узоры павлопосадского платка и выбрать себе задание:1. Если у вашей мамы или бабушки есть такой платок, то фотографируем его, пишем несколько слов о его узоре и размещаем фотографию2. Распечатываем раскраску и раскрашиваем узоры в соответствии с павлопосадским стилем платков. Фотографию размещаем.3. Нарисовать самим узор платка и раскрасить его.Не забываем про повторяющийся ритм узора. Фотографию работы размещаем.Задание дается на неделю, ребята!До следующего вторника 28 апреля.Как правильно ухаживать за одеждой из павловопосадских платков
676
Информационный портал Lady.mail.ru опубликовал у себя на странице интересную статью. Авторы рассказывают о последних модных тенденциях в современном мире. Сегодня традиционная русская одежда вошла в моду и завоевала сердца мировых звезд.
Еще десять лет назад кто-то мог бы счесть цветастый павловопосадский платок или пестрый кокошник абсолютным архаизмом, которому место в костюмерной фольклорного ансамбля. Но внезапно все изменилось: русскими платками, кокошниками и ушанками вдохновились мировые модельеры, и их начали носить зарубежные селебрити. В разное время в традиционных русских аксессуарах появлялись Гвен Стефани, Джаред Лето, Мила Йовович, Ева Мендес, Tyler, The Creator и другие звезды.
Вопреки распространенному мнению, шерстяная шаль с цветами и кистями — не исключительно русское изобретение. Такие аксессуары были очень популярны, в частности, в Испании еще в XVII столетии. Однако на русской почве они приобрели свой особенный колорит. В конце XVIII века крестьянин Иван Лабзин из подмосковного села Павлово (ныне Павловский Посад) основал платочную фабрику.
Спустя полвека его потомок, богатый купец и благотворитель Яков Лабзин, и его компаньон Василий Грязнов наладили на фабрике производство шерстяных шалей с набивным цветочным орнаментом, сейчас известных как павловопосадские платки. Эскизы рисунков для шалей, яркие и многообразные, создавали профессиональные художники.
Лабзин получил звание поставщика двора великой княгини Александры Петровны — жены сына Николая I, великого князя Николая Николаевича.
Шали не раз получали награды Всероссийских художественно-промышленных выставок, их писали на своих жанровых картинах художники — например, Борис Кустодиев и Лукиан Попов. Павловопосадские платки стали атрибутом респектабельной купеческой жизни, цыганской романтики загородных ресторанов вроде «Яра», где плясали цыганки и кутили скороспелые богачи, и, как ни странно, сдержанной прелести дворянского дачного быта. В обычной жизни такой аксессуар считался слишком броским для «женщины из общества», но прохладным вечером на даче она могла накинуть на плечи яркую шаль.
После революции платки в ярких цветах некоторое время пребывали в забвении: в городах их считали «мещанскими». Возродились они благодаря все тому же Славе Зайцеву, не раз включавшему павловопосадские шали и их мотивы в свои коллекции. На Западе про русские платки узнали после коллекции Ива Сен-Лорана Opéras-Ballets russes (сезон осень-зима 1976). Модели ходили по подиуму, набросив на плечи шали, чем-то напоминающие павловопосадские. После показа шерстяные платки с кистями стали одним из самых популярных у иностранных туристов сувениров из СССР.
С легкой руки Вячеслава Зайцева уже в 1980-е платки носили, не только накидывая на плечи и голову или по-цыгански стягивая на талии, но и шили из них одежду и аксессуары, например, отороченные мехом душегреи и рукавицы.
Среди знаменитых поклонников павловопосадского платка немало зарубежных звезд. В 2009 году все таблоиды обошла фотография гуляющей с детьми Гвен Стефани в накинутой на плечи черной шали с красными цветами. Актриса Мила Йовович вспомнила о своих русских корнях и выбрала красный платок. На талии, на цыганский или испанский лад, затянула павловопосадскую шаль актриса Ева Мендес, когда приезжала в Москву. Знаменитая оперная дива Анна Нетребко, хоть и не иностранка, но активно популяризирует платки с цветами среди зарубежных коллег, нередко появляясь в них даже на официальных мероприятиях.
Традиционная шаль с цветами и кистями стала источником вдохновения для современных российских дизайнеров аксессуаров: уже упомянутого Sirinbird, Radical Chic, olganikich. Платки этих брендов не цитируют буквально исторические павловопосадские образцы, но используют их мотивы.
Например, российская художница и дизайнер Ольга Никич, основательница бренда olganikich, специализирующегося на шелковых платках-каре, творчески переработала исторические мотивы для конкурсного проекта французского дома Hermès. Ее платок «Зеленая энергия», созданный специально для конкурса, был построен по принципу композиции павловопосадских платков.
«Чтобы придать дизайну более современное звучание, я нарушила принцип строгой симметрии аутентичной шали, а в качестве основного мотива выбрала не традиционную розу, а экзотический цветок маракуйи, что придает новое звучание классике. Кроме классического черного, у меня было три варианта фона: красный, зеленый и песочно-розовый», — рассказывает Ольга.
Жюри оценило творческий подход дизайнера к российским традициям: работа Никич вышла в финал конкурса, в котором участвовало несколько тысяч художников из разных стран.