Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец

Первое историческое упоминание о богатыре Илье Муромце относится к 1574 году. Оно содержится в письме оршинского старосты к трокскому воеводе. А в 1594 года немецкий рыцарь Эрих Лассота видел и описал могилу Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре.

Итак, Илья Муромец – лицо вполне историческое. Вот только время его жизни несколько не соответствует тому, что обычно описывается в былинах. Ведь там богатырь служит князю Владимиру. Даже если представить, что имеется в виду не Владимир Великий, а Владимир Мономах, княживший в Киеве в 1113-1125 гг., то Илья Муромец должен был быть тогда вполне молодым человеком. А если верна былинная легенда, что Илья 33 года лежал на печи и встал только после молитвы калик перехожих, то он должен был родиться ранее 1092 года. В таком случае у него было мало шансов дожить до 1188 года. Эту документированную дату его смерти вряд ли можно ставить под сомнение.

Илья Муромец в представлении создателей мультфильма "Илья Муромец и Соловей Разбойник", 2007 г

Илья Муромец в представлении создателей мультфильма "Илья Муромец и Соловей Разбойник", 2007 г

В юбилей крещения Руси (а также смерти Ильи Муромца), в 1988 году, учёные провели эксгумацию останков богатыря. Неизвестно, насколько учёные были при этом объективны. Возможно, они хотели польстить обывательскому мнению. Судите сами. Было установлено, что преподобный Илья, покоящийся в Киево-Печерской лавре, обладал могучим телосложением, а умер из-за ранения в области сердца. На момент смерти, судя по изношенности костей, ему было всего 55 лет. Следовательно, Илья Муромец родился примерно в 1133 году и служить князю Владимиру Мономаху никак не мог. Учёные подтвердили также былинную версию о том, что в ранние годы богатырь и вправду мог страдать параличом конечностей.

Илья Муромец, как умер. Смерть Ильи Муромца

Последняя былина в цикле Ильи Муромца, которую мы рассмотрим, это былина о смерти Ильи. Причём, что характерно, сказители как правило не допевают её до конца. Это былина «Три поездки Ильи Муромца» и в подавляющем большинстве записей речь идёт об одной или двух поездках. Если же сказитель помнит всё вплоть до третьей, всё равно он очень часто не может мотивировать некоторые странности, которые там возникают. Итак, Илья едет неведомо куда. Опять-таки завязка выпадает. Он видит камень, на котором написано: направо пойдешь — быть убиту, прямо поедешь — быть женату, налево поедешь — быть богату. Илья с самого начала однозначно выбирает путь смерти. Он едет туда, где «быть убиту», что абсолютно чётко говорит о его намерениях. И там его ждут 40 разбойников, которые, как Соловей-разбойник, вот только тем и занимаются, что сидят и ждут Илью. Они пытаются его убить, но он их убивает всех. Поскольку постоянно подчёркивается, что Илье «смерть на бою не писана», то он в очередной раз испытывает судьбу и верит, что он погибнуть в бою не может. Заметим, что для воина смерть в бою является смертью наиболее желанной и почётной. И тот факт, что Илья не может погибнуть человеческой смертью, опять-таки говорит о том, что перед нами существо иномирной природы. Далее он едет туда, где быть женату, там оказывается королевна, у которой поворачивается кроватка. В былинах её называют кроваткой обмансливой. Под кроваткой огромный погреб, где сидят все незадачливые царевичи и королевичи, пытавшиеся взять эту красавицу в жёны. Перед нами, безусловно, образ хозяйки мира мёртвых. Владычица мира мёртвых, которая всех своих незадачливых женихов держит в состоянии между жизнью и смертью. Они ничего не едят, но они вполне существуют в её этих подземных лабиринтах. Илья убивает эту королевну, освобождает этих царевичей и королевичей едет к камню и пишет, о том, что ездил прямо — женат не бывал. То есть и магическая смерть, смерть от столкновения с хозяйкой мира смерти, Ильи недоступна. Он едет туда, где быть богату. И вот здесь сказители сталкиваются с проблемой. Как мотивировать то, что никто никогда не мог взять тот клад, который возьмёт Илья. Оптимальный вариант мотивации — это то, что клад завален плитой настолько тяжёлой, что просто её не под силу никому поднять. Но когда к кладу начинают присаживать каких-то чудовищ, чуть ли не Соловья-разбойника, который там сидел при кладе, поэтому клад не могли взять, то это просто смешение сюжетов. Поэтому остановимся на тяжёлой плите. Илья её поднимает, берёт клад, и вот что происходит после этого, знают буквально единицы певцов (менее десятка на все записи русских былин). Илья едет в Киев и раздаёт свои сокровища. После чего он окаменевает. То есть сокровище человека в древности мыслились вместилищем его силы, в частности, магической. Когда он раздаёт их, то тем самым он лишает себя жизненной силы. И поскольку природа Ильи — это и земля, и камень, то он уходит в камень. Больше того, мотив окаменевания богатырей вообще очень распространён в европейском эпосе. Показывают в горных районах гряды, в которое превратилось то или иное богатырское воинство. И на этом фоне окаменевание Ильи тоже совершенно закономерное явление.

Илья Муромец рассказ о нём. Житие русского богатыря

Славное имя этого богатыря нам известно благодаря многочисленным былинам и народным сказкам. Зная их, сложно поверить в то, что этот обладающий исполинской силой защитник земли русской был не вымышленным героем, а реальным человеком. Хоть русские летописи и не содержат упоминаний о нем, историкам все же удалось доказать тот факт, что Илья Муромец существовал на самом деле и совершил при жизни немало подвигов.

Историкам удалось доказать, что Илья Муромец существовал на самом деле и совершил при жизни немало подвигов

Былинный герой появился на свет в 12 веке (предположительно в 1143 году). Это был сын крестьянина из села Карачарово, расположенного близ Мурома (Владимирская область). Он носил прозвище Чеботок.

Если верить былинам, Илья сызмальства страдал от тяжелой болезни: его ноги были парализованы. При богатырском телосложении он до самого своего тридцатилетия «сиднем сидел на печи». Однако благодаря трем вещим старцам — «каликам перехожим» — недуг оставил его.

Народные сказания повествуют об этом чуде так: зашедшие в дом странники попросили у сидящего на печи молодца дать им воды. Илья приложил немало усилий, чтобы встать и исполнить просьбу калик, и ему, в конце концов, удалось это сделать. Старцы велели Илье испить воды, которую он им подал. И она его полностью исцелила от недуга, придала небывалую силу.

Исцелившись чудесным образом, богатырь испросил у старых родителей благословения на ратную службу. Так он попал в дружину к киевскому князю Владимиру Мономаху. За годы службы Илья Муромец прославился своей невиданной силой и отвагой, а еще тем, что не знал поражений в бою. Благодаря многочисленным ратным подвигам он обрел славу первого богатыря в Киеве.

Богатырский скок. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва. Фото: ru.wikipedia.org

Богатырский скок. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва. Фото: ru.wikipedia.org

Примечательно, что ученые, исследовавшие мощи преподобного Ильи Печерского в 1988 году, подтвердили тот факт, что при жизни святой страдал от патологии, лишавшей его способности полноценно передвигаться – предположительно спондилоартроза. По всей вероятности,  исцелил богатыря от недуга хороший костоправ, поскольку в наши дни эта болезнь излечима усилиями мануальных терапевтов.

На мощах Илии Муромского было обнаружено немало следов от полученных им в битвах ранений, подтверждающих, что святой был воином

Подтверждают исследования останков Илии Муромского и то, что он при жизни отличался могучим телосложением, имел очень развитый торс и большие конечности, «косую сажень в плечах». Его рост был 1,77 м. В наше время былинного богатыря назвали бы просто высоким, а 8 веков назад он казался своим современникам настоящим гигантом (средний рост мужчины на Руси составлял 1,6-1,65 м).

На мощах Илии Муромского было обнаружено немало следов от полученных им в битвах ранений. Речь идет о многочисленных переломах ребер и ключиц, повреждениях костей от ударов копьем и мечом. Это обстоятельство также подтверждает догадку ученых о том, что святой был воином, не раз за свою жизнь побывавшем на поле брани.

После полученного в бою с половцами тяжелого ранения, былинный витязь оставил воинскую службу. Он стал монахом Киево-Печерского Успенского монастыря, отказавшись от ратных подвигов в пользу подвига иночества.

Монашескую жизнь герой земли русской вел недолго. Во время нападения на Печерскую Лавру рати под предводительством князя Рюрика Ростиславича вражеское копье пронзило его грудь и проникло в самое сердце. В возрасте 45 лет славного русского богатыря не стало.

Он был погребен в Антониевых пещерах. Там же его останки пребывают по сей день.

К лику святых былинный витязь был причислен в 1643 г. вместе с другими 69 угодниками Киево-Печерской лавры. С той поры он считается покровителем русского воинства.

Илья Муромец сказка. Обретение силы Ильей Муромцем

И вот в одно прекрасное утро собрался Иван Тимофеевич на работу. Надо ему было выкорчевать пни, чтобы пшеницу посеять. Ушли старики в лес, а Илью одного дома оставили. Он уже привычный был сидеть — дом караулить.

А день выдался жаркий. Сидит Илья, потом обливается. И вдруг слышит: подходит кто-то к его оконцу. Подошли и постучали. Потянулся Илья кое-как, открыл окошко. Видит, — стоят два странника, очень старые.

Посмотрел Илья на них и говорит:
— Чего вам, страннички, надобно?
— Дай-ка нам испить пива хмельного. Мы знаем, у тебя есть в подвале пиво хмельное. Принеси нам чашу в полтора ведра.

Илья им в ответ:
— И рад бы принести, да не могу — у меня ноги не ходят.
— А ты, Илья, попробуй сперва, тогда и говори.
— Что вы, старцы, тридцать лет я сиднем сижу и знаю — ноги у меня не ходят.

А они опять:
— Брось ты, Илья, нас обманывать! Сперва попробуй, а после и говори.

Пошевелил Илья одной ногой — шевелится. Другой пошевелил — шевелится. Соскочил с лавки и побежал, как будто всегда бегал. Схватил чашу в полтора ведра, спустился в погреб свой глубокий, нацедил пива из бочонка и приносит старцам.

— Нате, кушайте на доброе здоровье, страннички. Уж очень я рад, — научили вы меня ходить.

А те говорят:
— Нет, Илья, выкушай сперва сам.

Илья не прекословил, берет чашу в полтора ведра и выпивает на месте единым духом.

— А ну-ка, добрый молодец, Илья Муромец, скажи теперь, сколь чуешь в себе силушки?
— Много, — отвечает Илья.

Переглянулись старцы меж собой и говорят:
— Нет, верно, мало еще в тебе силы. Не хватит. Сходи-ка в погреб и принеси вторую чашу в полтора ведра.

Нацедил Илья втору чашу, приносит старцам. Стал им подавать, а они, как прежде, говорят:
— Выкушай, добрый молодец, сам.

Илья Муромец не прекословит, берет чашу и выпивает единым духом.
— А ну-ка, Илья Муромец, скажи, много ли ты чуешь силушки?

Отвечает Илья странникам:
— Вот стоял бы здесь столб от земли до неба, а на том столбе было бы кольцо — взял бы я за то кольцо, да своротил бы всю подвселенную.

Опять переглянулись меж собой странники и говорят:
— Больно много мы ему силы дали. Не мешало бы поубавить. Сходи-ка, братец, в погреб, принеси еще чашу в полтора ведра.

Илья и тут не стал прекословить, побежал в погреб. Приносит чашу, а старцы говорят:
— Выпей, Илья.

Илья Муромец не спорит, выпивает чашу до дна.

А старцы опять его спрашивают:
— Ну-ка, Илья Муромец, скажи теперь, много ли в тебе силушки?

Отвечает Илья:
— Убавилась моя силушка наполовинушку.
— Ладно, — говорят странники, — будет с тебя и этой силы.

И не стали его больше за пивом посылать, а стали говорить ему:
— Слушай, добрый молодец, Илья Муромец. Дали мы тебе ноги резвые, дали силу богатырскую. Можешь ты теперь без помехи по Руской земле погулять. Гуляй, да только помни: не обижай слабого, беззащитного, а бей вора-разбойника. Не борись с родом Микуловым: его Мать Сыра Земля любит. Не борись со Святогором-богатырем: его Мать Сыра Земля через силу носит. А теперь нужен тебе богатырский конь, потому другие кони тебя не вынесут. Придется тебе самому для себя коня выхаживать.
— Да где же мне взять такого коня, чтобы вынес меня? — говорит Илья.
— А вот мы тебя научим. Не нынче, так завтра, а не завтра – так погодя — мимо вашего дома поведет мужик на оброти жеребеночка. Жеребеночек-то будет шелудивый, плохонький. Мужик, значит, и поведет его пришибать. Вот ты этого жеребеночка из виду не выпусти. Выпроси у мужичка, поставь в стойло и корми пшеницей. И каждое утро выгоняй на росу — пусть он по росе катается. А когда минет ему три лета, — выводи его на поле и обучай скакать через рвы широкие, через тыны высокие.

Илья Муромец краткое содержание. Сюжет

Однажды Илья Муромец выехал в чистое поле, где увидел большой камень Алатырь, лежавший на перекрестке трёх дорог. Прочитав надпись на камне, богатырь узнал, что если поехать прямо – быть убитому, поехать направо – быть богатому, поехать налево – женатому быть. Поразмыслив, Илья Муромец решил, что богатство ему совсем не нужно, раз нет семьи. Жениться также поздно, ведь молодость давно прошла. И решил тогда отважный богатырь двинуться прямо – в том направлении, где, согласно надписи на Алатыре, его ждала верная смерть.

Проехав какое-то время, оказался Илья Муромец в топях Смоленских, где увидел сорок тысяч разбойников. Заметив одинокого всадника, разбойники обрадовались: они считали, что Илья Муромец станет для них легкой добычей. Богатырь сразу признался, что нет у него никакого богатства, а есть только верный конь, седло, уздечка, да шлем весом под сорок пудов. И тут Илья принялся размахивать своим тяжёлым шлемом и перебил всех разбойников. Вернувшись к пророческому камню, он написал, что прямая дорога теперь чиста.

Илья Муромец решил отправиться по той дороге, что пророчила женитьбу. Добравшись до белокаменных палат, он встретил девицу-красавицу, которая принялась его расспрашивать. Однако богатырь сказал, что ему сейчас не до расспросов: отдохнуть вначале нужно. Отвела девица его в спальню и принялась на кровать укладывать. Вдруг Илья Муромец резко схватил девицу поперек туловища и бросил на кровать. Она упала в подвал, где Илья увидел двенадцать богатырей. Выпустил он их на волю, вернулся к камню и исправил вторую надпись.

Отправился Илья Муромец в третью сторону, где нашёл три погреба с серебром и золотом. Раздал он всё богатство сиротам, бездомны и нищим, после чего вернулся к Алатырю и исправил третью надпись.

Подвиги Ильи Муромца. Место рождения богатыря


Надо сказать, что современные исследователи скептически относятся к текстам, повествующим о рождении Ильи в знаменитом селе Карачарове, что под Муромом, где, якобы, даже живут прямые потомки данного богатыря по фамилии Гущины. Уже давно доказано, что это село было основано в XVII столетии, и, следовательно, к событиям давно прошедших веков его уроженцы никакого отношения иметь не могут. Да и с географией в этом случае сплошные неувязки. Едет Илья из Мурома через Чернигов в Киев «дорогой прямоезжей» – и оказывается в результате у реки Смородина: именно на её берегах которой возле Чёрной Грязи лиходействует Соловей Разбойник. Но былинная Смородина – это левый приток Днепра Самара (Снепород). Она протекает по территории Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областей, южнее «прямоезжего» пути в Киев. Вот если предположить, что родиной героя и начальным пунктом его путешествия был город Карачев в современной Брянской области, то «канонический» маршрут Ильи выглядит вполне возможным.Но существуют менее известные варианты былины, согласно которым Илья прибывает в Киев не через Чернигов, а через Смоленск, или через Себеж, и даже через Туров или Кряков (Краков). Иногда Илья называется не Муромцем, а Муравцем, Моровлиным и Муравляниным. Это послужило основанием для предположений о том, что родиной богатыря может быть город Моров Черниговской области или Моравия (область в современной Чехии). Дело в том, что в русских источниках вплоть до XVI века моравские князья явно воспринимаются, как одни из русских. А Никоновская летопись называет моравов именно моровлянами.

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец

Моравия на карте Чехии

Сейчас многие историки склоняются к предположению, что былины об Илье Муромце первоначально появились в Киеве, и лишь затем постепенно, вместе с переселенцами из более южных земель, проникли на северо-восток Руси. Возможно, потомки этих переселенцев со временем заменили в текстах далекие и уже подзабытые Моравию, Моров или Карачев на близкие и хорошо знакомые Муром и Карачарово.В защиту «муромской» версии следует сказать, что В.Ф.Миллер считал: в образе Ильи Муромца слились черты двух разных богатырей – «северо-западного», который получил силу от Святогора, и «северо-восточного» – муромского больного крестьянина, исцеленного каликами. В этом случае исчезают многие противоречия.Кстати, былина об Илье Муромце и Соловье Разбойнике интересна тем, что в её тексте имеется скрытое указание на время написания. Дело в том, что первыми в Залесскую Русь пришли новгородцы – с северо-запада. И лишь потом в непроходимых брынских лесах стали прочищаться дороги к Киеву и Чернигову. Происходило это примерно в середине XII века – при Владимирском князе Всеволоде Большое Гнездо: именно на него возлагает особые надежды в защите Русской земли от половцев автор «Слова о полку Игореве». И отсюда, из Залесской Руси, по мнению сказителей, должен придти в Киев его главный защитник.

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 01

Источник: https://by-womens.ru/novosti/ilya-muromec-legendy-ilya-muromec

Илья Муромец в Былинах

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 02

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» — это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илия на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илия в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри — не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям — его дядя, по былинам — племянник. Илия Муромец — единственный из русских богатырей — крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Илия — крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 03

Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др.

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 04

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 05

Описание Ильи Муромца. Илья Муромец (русский богатырь)

19

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 06

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в XII веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в 1643 году, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Образ богатыря - рождение, призвание былинного героя

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 07

( В. Васнецов "Богатырский скок" 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 08

( Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Один из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

Легенды про илью Муромца. Преподобный Илья Муромец 09

( Борис Федорович Андреев - народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.

В настоящее время, Илья Муромец является святым покровителем и заступником ракетных войск стратегического назначения и войск специального назначения Российской Федерации.