Подготовка к школе: как подготовить ребенка к первому классу
- Подготовка к школе: как подготовить ребенка к первому классу
- Связанные вопросы и ответы
- Как подготовить ребенка к школе
- Какие знания и навыки должен иметь ребенок перед поступлением в первый класс
- Как помочь ребенку адаптироваться в новой школьной среде
- Как подготовить ребенка к самостоятельному обучению
- Как помочь ребенку развить навыки самостоятельной работы
- Как подготовить ребенка к школьным экзаменам и тестам
- Как помочь ребенку развить навыки чтения и письма
- Как подготовить ребенка к школьной программе
- Как помочь ребенку развить навыки математики
- Как подготовить ребенка к школьной программе по иностранным языкам
Подготовка к школе: как подготовить ребенка к первому классу
Подготовка к школе – важная задача для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок был готов к обучению. Первый класс – это начало новой жизни, и важно, чтобы ребенок был готов к этому. В этой статье мы рассмотрим, как подготовить ребенка к первому классу.
Подготовка к школе: основные моменты
Подготовка к школе – это комплекс мероприятий, которые помогут ребенку быть готовым к обучению. Основные моменты подготовки к школе:
1. Улучшение навыков чтения, письма и счета
2. Улучшение навыков самостоятельной работы
3. Улучшение навыков общения с другими детьми
4. Улучшение навыков самостоятельной жизни
Улучшение навыков чтения, письма и счета
Чтение, письмо и счет – основные навыки, которые ребенок должен иметь, чтобы быть готовым к обучению. Чтобы улучшить навыки чтения, ребенку необходимо читать книги, журналы и газеты. Чтобы улучшить навыки письма, ребенок должен писать письма, сочинения и дневники. Чтобы улучшить навыки счета, ребенок должен решать задачи и играть в игры, которые требуют использования математических навыков.
Улучшение навыков самостоятельной работы
Самостоятельная работа – это способность ребенка работать самостоятельно, без помощи взрослых. Чтобы улучшить навыки самостоятельной работы, ребенок должен выполнять домашние задания, решать задачи и делать домашние дела самостоятельно.
Улучшение навыков общения с другими детьми
Общение с другими детьми – это способность ребенка общаться с другими детьми и работать в команде. Чтобы улучшить навыки общения с другими детьми, ребенок должен играть в игры, которые требуют взаимодействия с другими детьми, и посещать детские клубы и кружки.
Улучшение навыков самостоятельной жизни
Самостоятельная жизнь – это способность ребенка заботиться о себе и своем окружении. Чтобы улучшить навыки самостоятельной жизни, ребенок должен ухаживать за своим комнатой, готовить еду и делать домашние дела самостоятельно.
Подготовка к школе: список вещей, которые нужно приобрести
Перед началом школы ребенок должен иметь ряд вещей, которые помогут ему быть готовым к обучению. Список вещей, которые нужно приобрести:
1. Школьные принадлежности (ручка, карандаши, линейка, карандашный нож)
2. Школьный рюкзак
3. Школьные книги и учебники
4. Школьные форменные одежды
5. Школьные обувь и головные уборы
Подготовка к школе: таблица сравнения
В таблице ниже представлены основные моменты подготовки к школе и способы их улучшения.
Подготовка к школе – это важный процесс, который поможет ребенку быть готовым к обучению. Основные моменты подготовки к школе: улучшение навыков чтения, письма и счета, улучшение навыков самостоятельной работы, улучшение навыков общения с другими детьми и улучшение навыков самостоятельной жизни. Перед началом школы ребенок должен иметь ряд вещей, которые помогут ему быть готовым к обучению.
Связанные вопросы и ответы:
1. Что нужно делать, чтобы подготовить ребенка к школе
Чтобы подготовить ребенка к школе, нужно заранее ознакомить его с будущим распорядком дня, рассказать о правилах поведения в школе, познакомить с учебными предметами и их изучением, развить навыки самостоятельной работы, а также укрепить основные знания и умения.
2. Как можно развить навыки самостоятельной работы у ребенка
Чтобы развить навыки самостоятельной работы у ребенка, нужно давать ему задания, которые он может выполнять самостоятельно, например, заниматься домашними делами, самостоятельно читать книги, решать задачи и готовиться к урокам. Важно также поддерживать ребенка в его стремлении к самостоятельности и поощрять его за достижения.
3. Какие знания и умения должен иметь ребенок, готовящийся к школе
Ребенок, готовящийся к школе, должен иметь базовые знания и умения в области чтения, письма, математики, естествознания и социальных наук. Он должен знать основные правила поведения в обществе, умение работать в команде и самостоятельно решать задачи.
4. Как можно подготовить ребенка к первому дне в школе
Чтобы подготовить ребенка к первому дню в школе, нужно заранее познакомить его с будущим распорядком дня, рассказать о правилах поведения в школе, познакомить с учебными предметами и их изучением, а также укрепить основные знания и умения. Важно также поддерживать ребенка в его стремлении к самостоятельности и поощрять его за достижения.
5. Как можно подготовить ребенка к изучению новых предметов
Чтобы подготовить ребенка к изучению новых предметов, нужно заранее познакомить его с их содержанием, рассказать о том, как будут проходить уроки, и показать, что это интересно и полезно. Важно также поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового и поощрять его за достижения.
6. Как можно подготовить ребенка к взаимодействию с учителем
Чтобы подготовить ребенка к взаимодействию с учителем, нужно заранее познакомить его с правилами поведения в школе, рассказать о том, как нужно вести себя на уроке и как обращаться с учителем. Важно также поддерживать ребенка в его стремлении к самостоятельности и поощрять его за достижения.
7. Как можно подготовить ребенка к взаимодействию с одноклассниками
Чтобы подготовить ребенка к взаимодействию с одноклассниками, нужно заранее познакомить его с правилами поведения в школе, рассказать о том, как нужно вести себя на уроке и как обращаться с одноклассниками. Важно также поддерживать ребенка в его стремлении к самостоятельности и поощрять его за достижения.
Как подготовить ребенка к школе
Серия «Готовимся к школе»
Самое главное — не волноваться. Сегодня существуют методики и книги, которые позволяют быстро и качественно подготовить малыша к поступлению в школу.
Для начала предлагаем несколько универсальных советов, которые помогут всем без исключения.
1. Регулярные занятия по одной методике
Ежедневные занятия — залог успеха. Занимайтесь с ребенком каждый день. Достаточно всего 20 минут. И уже через месяц вы увидите хорошие результаты.
Лучше всего выбрать определенную методику для занятий, так будет легче и вам, и ребенку.
Хорошо зарекомендовала себя всемирно известная методика Kumon. По ней занимаются более 4 миллионов детей по всему миру. В серии есть набор «Готовимся к школе» . Это 5 тетрадей, которые развивают ключевые навыки, необходимые первокласснику, — мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, математические навыки, учат работать с ножницами, клеем и карандашом, помогают запомнить счет, цвета и формы.
Проходя лабиринты, делая аппликации, рисуя и решая простые головоломки, дошкольник освоит все навыки.
Вот пять тетрадей, которые без труда помогут подготовиться к первому классу
2. Шаг за шагом
Чтобы ребенку нравилось учиться, нужно выстроить занятия таким образом, чтобы они усложнялись понемногу каждый день. Сначала предложите ребенку более простые занятия, затем более сложные. Каждый день он будет достигать маленьких успехов, приближаясь к большому результату.
3. Интерес прежде всего
Мы запоминаем то, что нам интересно. А дети познают все в игре. Поэтому занимаясь с ребенком, старайтесь предлагать ему игровые задания. Например, учите цифры при помощи лабиринтов и упражнений «соедини по точкам», запоминайте геометрические фигуры, делая аппликации.
Задание из тетради «Готовимся к школе. Учимся раскрашивать»
4. Никакого переутомления
Когда ребенок устает, занятия становятся совершенно бесполезными. Старайтесь выстроить занятия так, чтобы они длились не более 20-30 минут в день. Это оптимальное время для занятий с дошкольниками.
5. Похвала и поощрение
Для ребенка очень важна похвала, поэтому обязательно хвалите его, даже за самые маленькие достижения. Когда он чему-то научиться, вручите сертификат или грамоту. Такие награды станут отличным мотиватором в учебе.
Какие знания и навыки должен иметь ребенок перед поступлением в первый класс
Примерный список того, что должен знать ребенок , поступающий в первый класс :
• знать свою фамилию , имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать , в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
Темочки:
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
• объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т. д.)
• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
• знать , что овощи растут в поле или огороде , а фрукты в саду.
• привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
• назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
• какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
• показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
• дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
• как называется город, в котором живем.
• какие профессии знает.
• какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
• какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
• ориентироваться во времени, знать время суток , времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели ;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета ;
• знать понятия «право-лево» ;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники ;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
•самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь :
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом) ; раскладывать картинки в правильной последовательности.
Как помочь ребенку адаптироваться в новой школьной среде
Переход в другую школу – трудное испытание для школьника. «Новичку» предстоит пройти этап адаптации к коллективу, учителям и условиям в классе. Особенно сложно ребёнку или подростку, у которого переход в другую школу совпадает с переездом, разводом родителей или другими семейными переменами.
Адаптация к новой школе может пройти за несколько дней, а может затянуться на 2-3 месяца. Многое зависит от самого учащегося, но всё-таки ведущая роль в адаптации ребёнка к новым условиям принадлежит учителю .
Особенно это касается начальной школы, где педагог полностью руководит учебной деятельностью класса и контролирует взаимоотношения детей. Преподаватель становится для них авторитетом, оказывает на ребят серьёзное влияние. Новые ученики в классе – именно его забота.
Учитель способен повлиять на то, как дети воспримут новенького, возьмут ли его в команду (это касается и учёбы, и игровой деятельности). Очевидно, что первой ступенью в положительном решении этого вопроса становится внимательное и доброжелательное отношение к ученику со стороны самого педагога.
Можно сделать вид, что в классе ничего не изменилось с приходом нового ребёнка, не акцентировать на этом внимание и тем самым неосознанно создать предпосылки для его не самой успешной адаптации. А чтобы адаптация ваших «новичков» проходила успешно, необходимо знать и соблюдать несколько правил. О них специалисты Института воспитания и Обрсоюза подготовили памятку, которая сейчас перед вами.
1. Учитывайте психологическое состояние ребёнка
Переход в другую школу – это целый комплекс перемен, вызывающий тревогу и страх. Дети разных возрастов по-разному могут воспринимать эти перемены.
Школьники 1-4 классов в первую очередь больше сосредоточены на учёбе. Для них смена школы – это в целом интеллектуальная перемена, и если им показать плюсы новой школы (увлекательные кружки и секции, интересные предметы), то «выход из зоны комфорта» пройдёт легко.
У подростков 11-13 лет , помимо вопросов с учёбой, могут возникнуть проявления «переходного периода». Будьте готовы к протесту, резкому негативу, агрессии с их стороны. Главное – не давите на ребёнка, снизьте уровень притязаний на время привыкания. Завышенные требования только усложнят адаптацию. Найдите хорошую мотивацию (сильный учитель по предмету, близость к дому, новые знакомства, возможность создать себе новый имидж).
Ученики 9-11 классов тяжелее переносят такие перемены. Они сами себе сейчас задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?». Вместе со сменой привычной обстановки и расставанием со старыми друзьями по школе подросток может впасть в уныние. Отсюда и психологическая установка на неуспех – «новый класс меня не примет». В этом случае нужно показать ученику, что он не беспомощен, дать возможность поверить в свои силы.
2. Создайте условия для благополучного вливания в коллектив
Ощущение безопасности
Если человек длительное время чувствует себя в опасности, его ответные реакции закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с окружающим миром. Ощущение безопасности является залогом гармоничных межличностных отношений в любой среде.
- Попадая в новый коллектив, практически любой человек будет испытывать стресс и тревогу. Если при этом он не чувствует себя в безопасности, первой реакцией станет стремление закрыться и стать незаметным для того, кто несёт в себе угрозу.
- А может быть наоборот: ребёнок станет агрессивным по отношению к окружающим, чтобы защититься от потенциальной опасности.
- Ещё один вариант сокрытия собственного страха – использование различных масок, позволяющих приспособиться к ситуации. Однако это никак не способствует сближению с людьми.
Условия для формирования положительной самооценки
Взаимоотношения новичка в коллективе должны способствовать не только объединению с его членами в общей деятельности, но и развитию в ребёнке чувства собственной уникальности.
Поддержка даёт ребёнку ощущение, что он может обратиться к одноклассникам или учителю и его не отвергнут. Задача педагога в том, чтобы создать почву для нормального общения между учащимися. Учитель не в состоянии вложить в них собственные мысли и чувства по отношению к новенькому, но он может направить детей к правильному поведению и адекватному восприятию этого человека.
На то, чтобы ребята приняли нового члена коллектива, потребуется время. Преподавателю нужно заинтересовать их, объединить, обратить внимание на новенького, его качества, вовлечь в какую-то совместную деятельность, показать, что он отныне неотъемлемая часть коллектива.
Немаловажную роль в этом процессе играет и общение с родителями ребёнка с целью прояснения эмоционального состояния и мнения об одноклассниках и школе.
Как подготовить ребенка к самостоятельному обучению
Как подготовить ребенка к самостоятельному получению знаний в школе, чтобы потом проверять домашние задания, а не сидеть с ним, склоняясь вечерами над уроками, объясняя то, что он не понял в школе? Нужно проявить терпение и начать обучение в первые годы жизни малыша. Но как сделать занятия веселыми, способными удержать непоседливого маленького шалуна на одном месте хотя бы пятнадцать минут?
Дети сравнимы с первооткрывателями, им доставляет удовольствие получать новые знания, узнавать и спрашивать, считать ступеньки. Вот он шагает по лестнице, и мама вместе с малышом проговаривает: один, два, три! Не удивляйтесь, но подготовку к школе следует начинать в возрасте 2,5−4 года. Умственное развитие очень важно юному гению не только для дальнейшего легкого обучения. Сами задумайтесь, даже взрослый человек, много читающий, задействованный в различных сферах деятельности, живет активной, позитивной жизнью. Развивая мышление ребенка, мы даем прекрасный старт в его будущее.
Почему с мамой? Да потому, что мама — главный человек в окружении малыша, его первый друг и учитель. Конечно, на сегодняшний день выбор всевозможных занимательных кружков огромен. Там с вашим ребенком будут лепить, рисовать, развивать моторику. Большой плюс подобного времяпрепровождения — как в общем развитии, так и в общении с другими детьми. И даже если ваш малыш посещает частные уроки, уделяйте ему двадцать-тридцать минут в день на изучение обучающей литературы.
Почему книги, а не компьютерные программы? Создается впечатление, что современные дети, не начав ходить, уже ползут к монитору. И так наиграется. В школе пользуются учебниками, и вы учите по книгам. На страницах нужно разукрашивать, подчеркивать, обводить! Я частенько слышала от воспитателей, что деятельность головного мозга напрямую связана с мелкой моторикой. Пусть ребенок привыкнет к недолгим занятиям, сидя за столом или устроившись на диване вместе с мамой. Надеюсь, он проявит интерес разобрать очередное задание, а вам пожелаю терпения!
Какую литературу использовать? При нынешнем огромном выборе обязательно запутаешься. Советую остановиться на том, что понравится именно вам. Начинать от простого к сложному.
Основные предметы для обучения:
Чтение.
Счет.
Развитие логического мышления.
Тренировка памяти. (Моим детям очень тяжело давалось запоминание картинок.)
Развитие речи.
А также лепим, рисуем, вырезаем, разукрашиваем.
Перед тем как начать обучение, запомните главное: старайтесь не перегружать ребенка, двадцать-тридцать минут достаточно. Берите разные предметы, один, можно два, не все сразу. Готовьтесь к сопротивлению: если малыш не понимает, он обязательно начнет капризничать, проявите терпение и настойчивость. И обязательно устраивайте выходные от занятий, но не затяжные.
Чтение — самый сложный предмет для четырехлетнего ребенка, может, ваш ученик и станет исключением. Сначала учим буквы, затем слоги и простые слова. Попробуйте заниматься по книге с маленькими черно-белыми иллюстрациями. Яркие, цветные картинки отвлекают внимание от буквы. Чтобы запомнить букву, ее можно нарисовать и даже повесить в детской комнате. Спросите у отпрыска невзначай, какая это буква? Он забыл, подскажите. Хороший совет: когда начнете учить слоги, называйте их слитно. Например: не, А пауза Б, а АБ (ни в коем случае не произносите АБЭ).
Математика — интереснейшее занятие. Считать уточек и грибочки деткам нравится. Уделите внимание обозначению, например: шесть нарисованных цыплят и цифра 6 — «одно и то же». Когда непоседливый ученик поймет соотношение, начнете отнимать, прибавлять, решать простые задачи.
К сложным заданиям отнесу тренировку памяти. В основном придется запоминать картинки, предметы. Детям, как правило, такое дается с трудом, больше по душе логические ребусы. Они напоминают забавные игры, решать которые очень даже интересно. Но если вы хотите, чтобы при будущем обучении в школе ваш ребенок легко учил стихи и правила, уделите тренировке памяти максимальное внимание.
Развитие речи важно в раннем возрасте. Многие детки часто коверкают новые слова. И пока неправильное произношение не вошло в привычку, учимся грамотно говорить! И лепим, и рисуем — кому что по душе, главное — шевелим пальчиками.
От таких небольших ежедневных занятий вы в результате получите не только знания своего ребенка, но и много интересных вопросов, глобальных рассуждений на тему «я не могу». И радость — ведь получилось, «я могу»! И общение, общение с самым главным человеком вашей жизни!
Как помочь ребенку развить навыки самостоятельной работы
Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети учатся взаимодействовать с окружающими, ставить цели, проявлять инициативу и прикладывать усилия для достижения цели. Давайте рассмотрим некоторые игры, которые помогают сформировать самостоятельность :
- «Золушка»: прочитайте сказку «Золушка», после чего попросите малыша помочь главной героине отправиться на бал. Для этого перемешайте разные крупы, а затем дайте ребенку задание перебрать крупы (небольшой горстки будет достаточно). Упражнение не только полезно для развития самостоятельности, но и хорошо тренирует мелкую моторику .
- «День рождения куклы»: расскажите ребенку, что у его любимой куклы/игрушки день рождения. Малышу необходимо нарядить именинницу, накрыть стол, собрать гостей. Эта игра поможет изучить правила сервировки стола и этикет.
- «Теремок»: прочитайте ребенку сказку «Теремок». Расскажите, что его шкаф – это волшебный теремок. Задача малыша – определить, какие вещи будут жить в теремочке и на какой полке .
- «Добрые ручки»: нарисуйте на ручках малыша глазки и улыбающийся ротик. Расскажите ребенку о том, что его ручки очень хорошие, ими можно кого-то погладить или сделать доброе дело. После этого попросите ребенка, чтобы он договорился со своими ручками ближайшие полчаса делать что-то полезное и доброе. По выполнению задания погладьте ручки, похвали их. Упражнение эффективно проводить после того, как ребенок нашкодил.
- Поваренок: эту игру проводят в группе детей. Ведущий называет овощ или показывает картинку с ними, а дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ присутствует. Тот, кто правильно назвал блюдо, получает конфету. Побеждает тот, у кого больше конфет .
- «Почтальон»: дети занимаются самостоятельной деятельностью. Один из малышей – «почтальон». Его задача – вручать письмо адресату. Тот, к кому он подошел с письмом, должен назвать свой домашний адрес, описать внешний вид дома, особенности. Конверты получают те, кто справился с заданием. Дети, справившиеся с упражнением, достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют что-нибудь для следующего получателя.
- «Придумай свой вопрос»: участники упражнения садятся в круг. Одному из детей в руки дается какой-либо предмет, который определяет ведущего, задающего вопрос. Следующий ребенок, который ответил на вопрос, забирает предмет и становится ведущим, и так по кругу. Упражнение учит формулировать вопросы и задавать их .
Как подготовить ребенка к школьным экзаменам и тестам
Найдите преподавателя, который специализируется на ЕГЭ. Такой специалист досконально знает все тонкости экзамена и следит за ежегодными изменениями, в идеале — сам ежегодно сдает ЕГЭ. Репетиторы-универсалы редко могут этим похвастаться, поэтому фраза «работаю с любыми учениками и запросами» должна вас насторожить.
Обращайте внимание на опыт, а не на возраст репетитора. В Skysmart давно заметили: хорошим репетитором может быть и преподаватель университета, и молодой специалист, который сам еще недавно сдавал экзамены. Важны профессиональные достижения, средний балл по ЕГЭ у бывших учеников и желание работать с подростком на результат.
Молодой преподаватель говорит с подростками на одном языке, полон энергии и страсти. У опытного — годами отработанный план подготовки и хорошая насмотренность. При этом оба используют новейшие методики преподавания и следят за всеми изменениями в ЕГЭ. Благодаря этому ученики в любом случае получают желаемый результат и успешно поступают в вуз.
пресс-служба Skysmart
Если сомневаетесь, что репетитор вам подходит, задайте на первой встрече вопросы:
- Сколько учеников вы подготовили к ЕГЭ? Сколько из них поступило в вуз?
- Практикуете ли вы регулярную сдачу ЕГЭ сами?
- Есть ли у вас программа или план подготовки к экзамену? На какой срок она рассчитана?
- Как вы отслеживаете прогресс в подготовке к экзамену? Смогу ли я отслеживать результаты?
Каждый год в ЕГЭ происходят изменения, могут появляться новые задания, пересматриваться баллы за прежние задания и т.д. Поэтому очень важно, чтобы репетитор был знаком с нововведениями и мог подготовить ребенка к ним.
Как помочь ребенку развить навыки чтения и письма
Как понять, что у ребенка есть проблемы с чтением и пониманием текста? Следует ориентироваться на некоторые показатели из перечня умений по письму и чтению для первоклассника (2-е полугодие):
- Чтение вслух со скоростью не менее 20 слов в минуту с пониманием содержания прочитанного текста.
- Читать с соблюдением орфоэпических норм (правила ударения, произношения гласных, согласных и пр.).
Если по каким-то пунктам есть недоработки, возможно, следует провести диагностику у специалиста и продумать индивидуальную тактику совершенствования навыка. Эксперты говорят, что умение читать – первостепенный навык у первоклассников. От него будет зависеть дальнейшие успехи в обучении.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с чтением и письмом, как понять, какие отклонения в успеваемости критические, а какие нет? Можно ли родителям и педагогу справиться своими силами или обязательно следует обратиться к специалисту?
Критичные отклонения:
- Ребенок с трудом запоминает серии понятий, знаков, значений в заданной последовательности (например, времена года, дни недели, ряды слов или чисел).
- Не может кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные целые слова, а также звуки, буквы, слоги.
- Отсутствие навыка слияния букв в слоги.
- Замедленность припоминания знакомых слов.
- Скудный словарный запас.
- Нарушение концентрации внимания, повышенная утомляемость.
- Технический навык чтения есть, но ребенок не понимает смысла прочитанного.
- Нарушение письма с множеством дисграфических ошибок.
Без помощи знающих логопедов проблемы могут сохраняться не только в старших классах, но даже во взрослой жизни. Возможно, потребуется посещение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для уточнения диагноза и рекомендаций по выбору индивидуального образовательного маршрута или специальной программы обучения. Но если ребенок медленно читает (не укладывается в 20-словную норму), но старается понять прочитанное, вероятно, ему нужно немного родительской поддержки и дополнительных домашних занятий по чтению и письму.
Как поступать родителям, если у первоклассника есть проблемы с чтением и письмом:
- Постоянно подбадривать и морально поддерживать ребенка, вне зависимости от оценок. Не подчеркивать успеваемость ребенка в качестве ценности для семьи.
- Чтение вслух ребенку и совместное обсуждение текстов, литературы по возрасту, интересной для конкретного ребенка (тема море, космос, животные, приключения и пр.).
- Не принуждать ребенка к чтению вслух, т. к. детям с дислексией легче читать про себя.
- Постоянные разговоры с ребенком на любые темы и разъяснение ему незнакомых слов в текстах и общении.
- Внедрение в обиход переписок с ребенком по любым вопросам (семейным, бытовым, учебным) для закрепления навыков осмысленного письма и чтения в повседневной жизни.
Как подготовить ребенка к школьной программе
В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.
Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.
В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.
Не нужно «бежать впереди паровоза» и постигать с ребенком программу первого класса заранее. Поверьте, это не даст ему особо никаких преимуществ перед одноклассниками, потому что на длинной дистанции школьного обучения дети примерно выровняются по уровню знаний к 3-5 классу. Напротив, важно сохранять в ребенке чувство новизны, чтобы он воспринимал тетрадки, пенал и свой первый школьный портфель как приятные для него аксессуары, которых у него до этого не было.
Как помочь ребенку развить навыки математики
Склонность к математике, как и все остальные способности, даже у детей с врождённым талантом, развивается только в процессе обучения и практических занятий. Но, пытаясь сделать из ребёнка математического гения, вспомните, как сложно даётся то, что нам делать не хочется. Не нужно заставлять детей считать, если они хотят играть и бегать кругами — так вы на долгое время вообще отвадите их от занятий. Если речь идёт о развитии математических способностей детей среднего возраста, то здесь вам будет чуть проще договориться и увлечь ребёнка счётом в процессе игры. Начать нужно, конечно, с первого знакомства с математикой:
— во время игры обращайте внимание ребёнка на разную форму игрушек, их цвет и положение в пространстве (мишка ближе, чем пирамидка, до него проще дотянуться, вот у него верх, а вот — низ и т.д);
— дальше в ход идёт ненавязчивый счёт и сортировка — познакомьте ребёнка с понятиями «больше» и «меньше», объясните, в чём разница кучек предметов, которые вы перед ним выкладываете, и предложите выровнять их количество;
— затем вы можете начать учить ребёнка различать простейшие геометрические фигуры и искать их вокруг себя, одновременно начните изучать цифры, числа и лёгкие действия с ними.
Кроме очевидного знакомства с наукой для развития математических способностей у дошкольников можно использовать следующие методы:
— пошаговые настольные игры с кубиком;
— различные головоломки и ребусы;
— игра в шахматы (она хорошо развивает логическое мышление);
— чтение сказок под призмой математических задач — сколько зверей влезло в Теремок и как разность их размера помогла им там поместиться.
Учёные сходятся во мнении, что талант к математике проявляется у детей, у которых развиты следующие навыки:
— пространственное мышление,
— поиск причинно-следственных связей,
— умение выделять и запоминать важную информацию,
— быстрый счёт,
— умение анализировать информацию.
Интересно, что тот же набор навыков отмечают у детей, которые проявляют способности к изучению иностранных языков, т.е. математики могу легко выучить любой иностранный язык.
Как подготовить ребенка к школьной программе по иностранным языкам
Бесполезно пытаться научить ребёнка языкам теми же методами, что и взрослых. К детям нужен другой подход. Важно учитывать особенности мышления и работы мозга ребёнка.
«Окна возможностей»
Когнитивные нейролингвисты считают, что люди максимально восприимчивы к изучению языка в течение первых десяти лет жизни. Именно в этот период мозг начинает строить и укреплять нейронную сеть, ответственную за обучение новому языку. В частности такая мысль отражена в научной работе Патрисии К. Куль «Раннее изучение языка и грамотность: значение нейробиологии для образования».
Первое «окно возможностей» для изучения языка появляется в возрасте до года: младенцы различают звуки всех языков. На каждый звук языка реагирует отдельный кластер нейронов слуховой коры головного мозга. К шести месяцам детям уже трудно различать звуки в речи взрослых вокруг, в частности — те, что взяты не из родного языка.
Анджела Д. Фридеричи, директор отделения нейропсихологии Института когнитивных способностей человека и наук о мозге Макса Планка:
«Созревание определённой области мозга, которая отвечает за формирование грамматики, связано с грамматическими навыками четырёхлетних детей, но не с навыками трёхлеток. Дети не учатся понимать и создавать более сложные структуры предложений до 4 лет».
Далее «окна возможностей» возникают на протяжении всей жизни. «Окно синтаксиса или грамматики» открыто в дошкольном возрасте и может закрыться уже в пять-шесть лет. А «окно изучения новых слов» полностью не закрывается никогда.
Репрезентативная система
Дети обычно учатся кинестетически — на личном опыте через ощущения: игры , путешествия, культурное погружение и взаимодействие. Они видят и слышат, как слово используется в жизни, а затем естественным образом связывают его с соответствующим значением.
Скорость формирования нейронных связей
В отличие от взрослых, у младенцев и детей быстро формируются нейронные связи. И это сильно облегчает изучение новых языков. Благодаря пластичности мозга и быстрому формированию нейронов младенцы и маленькие дети изучают языки быстрее.
По мере развития мозг усиливает регулярно используемые пути между нейронами и труднее активизирует новые. Поэтому изучавшие язык в детстве взрослые нередко говорят с акцентом носителя, даже если живут в стране с другой языковой культурой.
В 2022 году нейробиологи во главе с Себастьяном М. Франком из Университета Брауна доказали: если человеку требуется изучить что-то новое, всё усвоенное до этого может «стереться» из памяти. Такое явление называется ретроградной интерференцией, оно связано с низкой концентрацией нейромедиатора ГАМК.
ГАМК при высоких концентрациях «стабилизирует» нейронную сеть и защищает полученные знания от забывания. Исследование Себастьяна М. Франка показало, что изначально концентрация ГАМК у детей ещё ниже, чем у взрослых. Тем не менее на втором этапе обучения у ребёнка наблюдается скачок, что помогает ему с лёгкостью учить новое, не забывая старое.
Система обучения
В процессе овладения языком участвуют две системы обучения: имплицитная (бессознательная) и явная (сознательная) память. Но последняя развивается лишь с подросткового возраста. Дети же изучают язык посредством бессознательной системы.
Обычно ребёнок неосознанно использует новую лексику в повседневной жизни — во время воображаемых игр или при общении со сверстниками. То есть повторяет освоенные слова и грамматические конструкции, закрепляя знания в долговременной памяти.