Притча о хлебе и шоколадке: выбор души

Притча о хлебе и шоколадке: выбор души

Введение

В жизни каждого человека приходится сталкиваться с выбором, который определяет нашу судьбу. Этот выбор часто связан с противостоянием между необходимостью и желанием, между тем, что мы должны делать, и тем, чего мы хотим. Одна из самых ярких метафор этого выбора — это притча о хлебе и шоколадке.

История притчи

Притча о хлебе и шоколадке имеет свои корни в древних культурах, где люди сталкивались с выбором между основными потребностями и излишествами. Хлеб символизировал простоту, надежность и основу жизни, тогда как шоколадка представляла собой что-то изысканное, приятное, но не необходимое.

Символы в притче

Символ Значение
Хлеб Основная потребность, надежность, простота
Шоколадка Удовольствие, мечта, изысканность

Психологический аспект

Выбор между хлебом и шоколадкой отражает внутренние конфликты человека. С одной стороны, мы стремимся к стабильности и безопасности, с другой — к новым впечатлениям и радости.

Плюсы и минусы выбора

  • Хлеб:
    • Плюсы: надежность, основа жизни, простота
    • Минусы: отсутствие новизны, рутина
  • Шоколадка:
    • Плюсы: удовольствие, радость, новизна
    • Минусы: непостоянство, излишество

Применение в реальной жизни

Эта притча может быть применена к различным аспектам нашей жизни: карьера, отношения, личностное развитие. Каждый раз мы сталкиваемся с выбором, который определяет, кем мы хотим быть и какую жизнь мы хотим вести.

Как сделать правильный выбор

  1. Определите свои приоритеты
  2. Рассмотрите долгосрочные последствия
  3. Слушайте свою душу
  4. Найдите баланс между необходимостью и желанием

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что означает притча о хлебе и шоколадке

Притча о хлебе и шоколадке — это метафорическое сравнение, которое подчеркивает различие между основными потребностями человека и его желаниями. Хлеб символизирует необходимость, без которой невозможно выжить, тогда как шоколадка представляет собой приятное дополнение, которое делает жизнь более приятной. Эта притча учит нас находить баланс между тем, что нам действительно нужно, и тем, что мы просто хотим. Она напоминает, что, хотя приятные моменты важны, они не должны заменять собой основные ценности и потребности. Таким образом, притча помогает людям правильно расставлять приоритеты в жизни.

Вопрос 2: Какие основные идеи лежат в основе притчи о хлебе и шоколадке

Основная идея притчи о хлебе и шоколадке заключается в том, чтобы показать разницу между необходимостью и желанием. Хлеб представляет собой базовые потребности, без которых человек не может существовать, такие как еда, кров и безопасность. Шоколадка, в свою очередь, символизирует приятные дополнения к жизни, такие как удовольствия, хобби или путешествия. Притча учит нас не забывать о своих основных потребностях, но при этом находить время и ресурсы для того, чтобы наслаждаться жизнью. Она также подчеркивает важность баланса между работой и отдыхом, необходимостью и приятным.

Вопрос 3: Как можно применить притчу о хлебе и шоколадке в повседневной жизни

Применение притчи о хлебе и шоколадке в повседневной жизни может быть практичным. Например, при планировании бюджета важно сначала выделить средства на основные нужды, такие как оплата жилья, еда и одежда, а затем уже тратить на приятные вещи, такие как путешествия или хобби. Также эта притча может помочь в распределении времени: сначала нужно уделить внимание важным задачам, а затем найти время для отдыха и развлечений. Таким образом, притча помогает людям эффективно управлять своими ресурсами и находить баланс между необходимым и приятным.

Вопрос 4: Чем может быть полезна притча о хлебе и шоколадке для человека

Притча о хлебе и шоколадке может быть полезна для человека, потому что она учит его правильно расставлять приоритеты в жизни. Она напоминает, что, хотя приятные моменты важны, они не должны отвлекать от основых целей и потребностей. Эта притча помогает людям не терять из виду то, что действительно важно, и при этом находить радость в мелочах. Она также может помочь в принятии решений, когда нужно выбирать между тем, что нужно, и тем, что просто хочется. Таким образом, притча способствует более гармоничной и сбалансированной жизни.

Вопрос 5: В каких ситуациях можно использовать притчу о хлебе и шоколадке

Притчу о хлебе и шоколадке можно использовать в различных ситуациях жизни. Например, при принятии финансовых решений, когда нужно решить, на что тратить деньги в первую очередь. Также она может быть полезна в личных отношениях, когда важно найти баланс между ответственностью и приятными моментами. Кроме того, эта притча может помочь в профессиональной сфере, когда нужно решить, на какие проекты тратить время и ресурсы, а на какие — нет. Таким образом, притча может быть универсальным инструментом для принятия решений в разных аспектах жизни.

Вопрос 6: Что символизируют хлеб и шоколадка в этой притче

Хлеб и шоколадка в этой притче символизируют два противоположных аспекта жизни: необходимость и приятное дополнение. Хлеб представляет собой основные потребности, без которых человек не может выжить, такие как еда, кров и безопасность. Шоколадка, напротив, символизирует приятные моменты, удовольствия и радости жизни, которые делают существование более насыщенным и приятным. Вместе они напоминают, что жизнь должна быть сбалансированной, и важно уделять внимание как основным потребностям, так и приятным дополнениям.

Что символизируют хлеб и шоколадка в этой притче

Вечеря Господня, также известная как Причастие или Евхаристия, представляет собой религиозную церемонию, посвященную Тайной вечере Иисуса и его учеников. Это символический акт воспоминания, как сказал Иисус: «Делайте это в воспоминание обо мне» (Луки 22:19). Хлеб и вино в этой церемонии представляют тело и кровь Иисуса соответственно. Истоки этой церемонии можно проследить до пасхальной трапезы, которая была еврейской традицией, посвященной освобождению израильтян из египетского рабства.

  • Песах — это главный еврейский праздник, который отмечается весной, обычно в апреле.
  • Во время пасхальной трапезы евреи ели опресноки и пили красное вино, которое символизировало кровь жертвенного агнца, которым помечали дверные косяки и спасали израильтян от десятая казнь в Египте.
  • Иисус и его ученики праздновали пасхальную трапезу, когда Иисус представил концепцию хлеба и вина, представляющих его тело и кровь.

Библия описывает Тайную Вечерю в Матфея 26:17-30, Марка 14:12-26, Луки 22:7-39 и Иоанна 13:1-17:26. Согласно этим рассказам, Иисус преломил хлеб и дал его своим ученикам, говоря: «Это мое тело, которое отдается за вас. Сделай это в память обо мне». Он также взял чашу с вином и сказал: «Эта чаша, которая за вас проливается, есть новый завет в Моей крови» (Луки 22:19–20).

Сегодня христиане во всем мире соблюдают Вечеря Господня как способ вспомнить жертву, которую Иисус принес за их грехи. Хлеб символизирует его сломленное тело, а вино символизирует пролитую кровь. Эта церемония — способ соединиться с Богом и с теми, кто разделяет те же убеждения. Это также напоминание о том, что однажды Иисус вернется и приведет своих последователей на небесный пир, как упоминается в Луки 22:30.

Вечеря Господня или Святая Евхаристия — это важное событие в христианстве, которое отмечает Тайную вечерю Иисуса Христа с его учениками, как написано в Библии. Хлеб играет ключевую роль в этой церемонии, которая символизирует тело Христово.

  • Воспоминание: основное значение хлеба в Вечере Господней состоит в том, чтобы помочь христианам помнить жертва Иисуса Христа. Когда Иисус давал хлеб своим ученикам, он просил их есть его в память о своем теле, которое он собирался принести в жертву за их грехи. Христиане рассматривают хлеб как символ физического присутствия Христа и Его конечной жертвы на кресте.
  • Единство. Хлеб является символом единства и братства среди христиан. Во время Вечери Господней члены церкви собираются за общим столом, чтобы получить хлеб и вино, что означает, что все они равны в глазах Бога и разделяют одну и ту же веру. Делиться хлебом также означает делиться своей жизнью с другими и укреплять идею общения между верующими.
  • Питание: Хлеб — это источник питания, и он обеспечивает пропитание для тела. Точно так же вкушение хлеба во время Вечери Господней символизирует питание души учением и жертвой Иисуса Христа. Вкушая хлеб, христиане выражают свою готовность следовать учению Иисуса и посвятить себя Его делу.

Символизм хлеба в Вечере Господней глубоко укоренен в христианской вере и придерживается большое значение для его последователей. Обычай делиться хлебом и вином был частью христианской традиции на протяжении веков и продолжает оставаться актом, объединяющим людей из разных слоев общества, объединенных своей верой и любовью к Иисусу Христу.

Когда христиане во всем мире участвуют в Вечере Господней, им напоминают об их приверженности Христу и Его учениям, и они почитают символ хлеба как символ Его высшей жертвы и связи, которая объединяет их со своими единоверцами.

Поэтому роль хлеба в Вечере Господней — это не просто роль простого продукта питания, а скорее представление Тела Христова, единства церкви и питания души.

Какой выбор представлен в притче и почему он важен

Для любой власти нужно основание. Чем меньше у нее апелляций к народному волеизъявлению, тем сильнее повышается конкуренция внутри нее самой, потому что не очень понятно, кто из ее представителей достоин высоких руководящих постов. Конфликт внутри нее начинается ровно в тот момент, когда становится непонятен механизм ее формирования.

Yuri Kochetkov / EPA / TASS

Путин все эти годы является для элит, прежде всего, консенсусной фигурой, которую знает и поддерживает народ. В этом и состоит его максимальная ценность — в том, что он, по сути, является единственным политиком в стране (что и подтверждают соцопросы).

Каждый раз, подходя к точке, где вроде бы возможен трансфер власти от него к какому-то преемнику, оказывается, что другого такого человека в стране просто нет. С ним придется делиться рейтингом, как-то его раскручивать и так далее.

К тому же власть должна себя чувствовать крепко стоящей на ногах, пусть и за счет завышенных рейтингов и проведения выборов с кучей политтехнологических уловок. Мощный положительный результат дает ей непоколебимую уверенность в том, что народ ее поддерживает. А это уже является основанием для любых дальнейших сделок с населением. Не имея такой базы, власть начинает сомневаться: а если мы сейчас объявим мобилизацию или еще чего-нибудь, что они подумают? Если мы снова поднимем пенсионный возраст, выйдут они на улицы, или нет?

Ну и, наконец, выборы представляют собой некую коммуникативную связанность с населением, когда в отсутствии реальной конкуренции и борьбы оно все же включается в политическую повестку. У него есть возможность проявить активную позицию, высказаться, проголосовать (или не проголосовать). И в этой парадигме люди чувствуют, что если кто-то в чем-то виноват — то это прежде всего они. Но стоит выборы отменить, и у народа уже начнет копиться недовольство. А поскольку теперь понятно, кого во всем винить, то он и к власти может обратиться, мол, давайте, меняйте ситуацию! Не хотите? Что ж, сами виноваты!

Поэтому подобная включенность людей в отсутствии какой-то другой связи с населением дает власти эдакую гиперкомпенсацию в виде выборов. В остальное время оно просто выключено из процессов управления страной и ждет этого единого дня голосования.

Как это соотносится с выборами в реальной жизни

Сортов хлеба на рынке сейчас множество. Как не ошибиться при выборе и каких правил хранения хлеба советует придерживаться Роспотребнадзор?

В магазине

  1. Приобретая продукцию, необходимо внимательно читать этикетку – на упаковке обязательно должны быть указаны дата изготовления и срок реализации хлеба.
  2. Каждая партия хлеба сопровождается документами, подтверждающими качество и без­опасность, – продавец обязан предъявить их по требованию по­требителя.
  3. Покупать хлебобулочные изделия стоит только в стационарных предприятиях торговли, где созданы условия для хранения такой продукции.
  4. Форма хлеба должна быть правильной – без вмятин, трещин, боковых наплывов. Попробуйте сжать хлеб: когда отпустите, булка должна приобрести первоначальный вид.
  5. Хлеб должен быть хорошо пропечён, поэтому в мякише не должно быть комков или пустот, следов непромеса. «Правильный» мякиш эластичный, поперечный и равномерно пористый, не влажный на ощупь. Если вы заметили, что мякиш неестественно липкий и тянется, это может быть признаком того, что хлеб заражён грибком или картофельной палочкой.
  6. Лучше всего выбирать хлеб, который изготавливают местные производители. У продукции из дальних регионов и даже стран слишком долгий срок доставки, а срок годности обычно увеличивается за счёт использования консервантов.
  7. Приобретая хлебобулочные изделия, обращайте внимание не только на сроки годности, но и на условия хранения. Оцените, соблюдается ли в магазине температурный режим (20–25°C), поддерживается ли должный уровень влажности (75%).

Какие последствия может иметь выбор хлеба или шоколадки

Ответ нейросети

Эта притча иллюстрирует разные подходы к работе и жизни, а также отражает различные ценности и мотивации людей. Рассмотрим, как каждый из предложенных ответов может влиять на людей, как на самих работников, так и на тех, кто их слушает.

    Первый работник: «Камни ношу»
    Этот ответ характеризует человека, который выполняет свою работу без особой смысла или целей. Он фокусируется только на физическом труде и на текущем моменте. Такой подход может приводить к чувству утомления и неудовлетворенности. Люди, слушая его, могут почувствовать, что работа — это только рутина, а не нечто большее. Это может вызвать у них чувство пустоты или отсутствия смысла в том, что они делают.

    Второй работник: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»
    Здесь работник видит свою деятельность как способ обеспечить свою жизнь и семью. Такой подход более зрелый и практичный, поскольку он связан с необходимостью. Однако, сосредотачиваясь только на материальных аспектах, этот работник может упустить из виду более высокие аспекты жизни, такие как удовлетворение от достижений или значение того, что он делает. Слушатели могут воспринять это как реализм, но также как признак того, что они могут растрачивать свои таланты просто ради выживания.

    Третий работник: «Мы строим храм!»
    Этот ответ наполнен энтузиазмом и высоким смыслом. Работник видит свою задачу как участие в чем-то великом и важном, что может вдохновить не только его, но и окружающих. Он понимает, что его работа помогает создать нечто важное, что может принести пользу многим людям. Слушатели, услышав его слова, могут почувствовать вдохновение и энтузиазм, быть более мотивированными. Этот подход показывает важность цели и смысла в работе, которая может привести к более глубокому удовлетворению и счастью.

Влияние на людей и общество

    Определение смысла работы: Ответы работников передают множественные взгляды на работу. Люди могут различно воспринимать свои обязанности, от рутинной повседневной деятельности до вдохновляющего участия в создании чего-то значимого. Это подчеркивает, что работа может иметь разное значение для разных людей.

    Влияние на мотивацию: Второй и третий работники демонстрируют, как понимание своей роли и цели может увеличить уровень мотивации. Это может вдохновить окружающих искать более значимые или вдохновляющие пути в своей жизни.

    Общество и ценности: В целом, притча показывает, что общество, поддерживающее людей, видящих свою работу как важную и значимую, будет более успешным и удовлетворенным. Работа, воспринимаемая как "строительство храма", создает культуру, где ценности, как достижение и вклад в общее благо, становятся приоритетами.

Какие ценности подчеркивает эта притча

Когда была маленькая, Родители и бабушки всегда приговаривали мне с братом, чтоб обязательно с хлебом ели и первое блюдо, и второе, а иначе голодными будем. Плюс, ещё пирожок или плюшек с компотом. Хлеб ели, не толстели, но и без хлеба было бы все хорошо, мне кажется. Аналогичная ситуация у друзей была тогда.
Теперь у меня уже свои дети. Хлеб не едят. Я и не предлагаю, хотя иногда, бывает, тогда они на меня с огромными глазами смотрят зачем хлеб с супом есть. Вот и вопрос возник, как вы, как ваши дети? Все с хлебом как раньше, или ушли от того.
Сюда же про еду. Насколько я мясоед и всегда ним была, мои дети теперь просто вегетарианцы. Мясо съесть не заставить. Курицу терпеть не могут. Стейк ещё куда ни шло. Все у них фрукты и овощи, сыры, орехи. Как будто бы организм им говорит, что хорошо, что плохо. Ещё и практически без глютена в любых проявлениях.

моя дочка обожает все сладкое и мучное, но лет с 8-9 сильно ограничиваем, т.к. она склонна к полноте. хлеб у нас в доме очень редко появляется, только сухарики типа финкрисп есть всегда (употребляются чаще всего в салатах)
говядину редко ест, свинину еще реже и без какого-либо удовольствия. любит куриные и индюшачьи грудки, обожает креветки и рыбу. гарнир овощной только признает, крупы очень ограниченно и под настроение может впихнуть. из "утренних" каш идет только овсянка, из фруктов больше всего киви и манго любит, ну и яблоки более-менее.
мне кажется, что сейчас просто нормальной еды мало, поэтому и пищевые пристрастия другие совсем.

Хлебом в детстве пичкали потому что считалось, что с хлебом сытнее. Да и ВОВ отразилась на всех поколениях и в питание в том числе. Бабушка всегда возле себя собирала крошки хлеба и в рот забрасывала. И сам хлеб ставился во главе всего стола. Помню как сама в детстве бегу на улицу с куском хлеба, а лучше с горбушкой, намазанной растительным маслом с солью.
Сейчас хлеб почти не ем. Пироги тоже очень редко. Ограничиваю себя, т.к. есть лишний вес.
Дети суп тоже едят без хлеба. Но у них любое блюдо это бутеры с колбасой. Младшая любит хлеб с вареньем и просто сырые овощи. Сырую картошку трескает как яблоко.

Меня в детстве приучали есть всё с хлебом и приучили. Хлеб люблю, но лишний раз стараюсь не есть. Про старших теперь даже не знаю, вроде они достаточно равнодушны хлебу, разве что бутеры и сэндвичи охотно едят, а младший хлеб любит, может вместо приема пищи обойтись куском хлеба.

Хлеб дома был почти всегда, но ели его мало, обычно в виде бутербродов на завтрак. Сейчас примерно так же. Но я люблю некоторые виды хлеба из пекарен, ем иногда его просто так, без ничего, как самостоятельно блюдо ))) Хлеб в супермаркете покупаем крайне редко - невкусный совсем. Дети примерно так же. Мясо при этом любят, готовим все: говядину, индейку, баранину, утку, кролика. Вот с рыбой беда, качественной рыбы нет, едим ее максимум 1 раз в неделю, а хотелось бы почаще, отрываемся в отпуске. Фрукты, овощи все по разному. Один ребенок не ест вообще, другой с удовольствием, но очень выборочно. Орехи без фанатизма, в основном в готовку/выпечку используем, ну и для перекусов иногда.

Я когда маленькая была, могла есть хлеб с яблоком. Но только свежий хлеб. У нас не было особо еды. Ели украинский хлеб и батон. Сейчас покупаю с семечками булочки. Постепенно перехожу на тонкий лаваш. Он менее вреден. Ребёнок ест хлеб. Делает бутерброды с сыром. Не могу представить свой дом без хлеба, это как без воды для меня. Наверное с детства, что в доме всегда должен быть хлеб. Мясо я не ем вообще давно, не люблю. Ребёнок ест.

Единственный продукт,которого в СССР был избыток, это хлеб. Именно поэтому был культ хлеба, его везде запихивали. Про него писали лозунги, без конца повторяли что он спас множество жизней. Сейчас любых продуктов море и можно не вестись на пропаганду,а есть полезные продукты. Мы хлеб едим в бутербродах и с селёдкой.

Может ли быть компромисс между хлебом и шоколадкой

Ложные внутренние конфликты часто связаны с обычными человеческими желаниями и страхами:

  • Желание есть сладкое, но страх перед стоматологом.
  • Стремление к идеальной фигуре, но лень ходить в спортзал.
  • Мечта о дорогой покупке, но неспособность откладывать деньги.

Решение таких конфликтов лежит в усилиях над собой, в преодолении лени и страхов. Однако, многие предпочитают находить оправдания своим действиям, не испытывая при этом терзаний.

  • я уже сформировался как личность, и меняться, учиться поздно; 
  • в жизни и так мало приятного, зачем усугублять стресс, напрягаясь на тренажерах, отказывая себе в любимой, пусть и вредной для фигуры пище; 
  • мечта – это журавль в небе, неизвестно, исполниться или нет, а сиюминутные удовольствия – вот они, только руку протяни и никаких терзаний и исканий, лишних волнений и самоограничений.

В некоторых случаях ложный конфликт приводит к деградации. Например, нежелание учить иностранные языки, повышать квалификацию, не критично сказываются на качестве жизни, каждый решает сам – карабкаться в гору или пытаться обойти её низинами. Но часто потакание лени может пагубно отразиться на здоровье! Излишний вес, сидячий образ жизни, неправильное питание – всё это разрушает организм, приводит к болезням. Чем дольше человек не желает взглянуть на вещи здраво и заняться решением своих внутренних конфликтов, тем сложнее это будет сделать со временем, когда сиюминутное желание перерастет в закоренелую привычку, а порой – в зависимость.

Для ложных конфликтов решение лежит в области самодисциплины и усилий над собой. Преодоление лени и страха, готовность к переменам и саморазвитию помогают решить такие конфликты и избежать негативных последствий для здоровья и личностного роста.

Как это отражает внутренние конфликты человека

The monograph attempts to consider the subject of history in a somewhat unusual for a "practicing" historian way - in terms of its general, fundamental content. In the author's opinion, it is necessary to use the concept of "morality" for this purpose, but not in the narrow sense of the community's rule set, but as a synonym of subjectivity or, what is the same, an evaluative approach to all moments and events of life. Subjectivity is synonymous with and a source of choice, that is, any evaluation in general. Hence, a certain degree of human freedom, i.e. a constant choice from alternative situations defined by nature. The text considers the application of the principle of subjectivity and evaluation to various spheres of public life and public consciousness. This principle is the basis of the mechanism through which external factors, "laws", general coercive principles are implemented in the reasonable activity of individuals and groups with the ability to choose. The first, introductory chapter of the monograph is devoted to comparing basic historical and philosophical concepts: freedom, reason and morality; consciousness and action, science and creativity, nature and culture, etc. In the second chapter, the same circle of notions is used to demonstrate the importance of the value-based approach to history. It discusses the goals of historical science, the question of the relationship between general laws and social practice, individual and collective, etc. Chapter three describes some of the concepts that explain history, in particular Hegel's philosophy, Marx's historical materialism, and the theories of the Austrian sociologist L. von Mieses, which he summarized under the names of "thymology", the science of values and choices, and "praxiology", or the science of activity. The next four chapters deal with the importance of subjectivity and morality in understanding the economic, social, political and cultural evolution of humanity. Thus, the fifth chapter deals with the problems of production, demography, money circulation and property; the sixth chapter deals with the social nature of morality, social institutions and the idea of social justice. The seventh chapter is devoted to the issues of political sphere: power, violence, law, evaluation of politicians' activity. Chapter eight - culture and its forms - religion, art, science, creation in general. The final section summarizes the results of the research, discusses the themes of history's alternativeness, its relationship with philosophy. According to the author, history is an experimental field of philosophy where general and abstract concepts acquire real (and presumably the only material) existence. Therefore, any historical research should logically begin with general definitions of the subject and move from them to facts rooted in the coordinates of place and time.

Какие моральные аспекты рассматриваются в этой истории

Определение 1

Выбор альтернативы в управленческом решении – это процесс определения одного из допустимых способов действия или стратегии, направленных на достижение цели.

Определение 2

Альтернатива – это возможность выбора одного из нескольких (или двух) возможных направлений, вариантов, решений и т.д.

Способы действий могут быть рассмотрены как способы применения ограниченных ресурсов – материальных, временных, финансовых и других. Поэтому, принимая решение, руководитель всегда ограничениспользования ресурсов. Если бы ресурсы были безграничными, большую часть решений не приходилось бы принимать. Например, выбирая, какую продукцию производить, обладающая безграничными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами компания могла бы производить сразу все виды продуктов.

Каждая из альтернатив характеризуется величиной требующихся ресурсов, вероятными последствиями и мерой вероятности успешного достижения цели (решения задач). Все эти параметры носят прогнозный характер – заранее точно их предсказать не всегда возможно. Поэтому выбор альтернативы всегда сопряжен с риском и неопределенностью.

С математической точки зрения процесс принятия решения представляет собой выбор(наилучшей) или по крайней мере удовлетворительной, приемлемой альтернативы. Иными словами, это совокупность действий, осуществляемых над множеством альтернатив, результатом которых становится выделения подмножества допустимых альтернатив, удовлетворяющих наложенным ограничениям. После этого производится сравнение прогнозируемых результатов (последствий, исходов) допустимых альтернатив по сформулированному набору критериев, выражающему цель и определяющему степень ее достижения при выборе каждой альтернативы. Оптимальной признается та альтернатива, которая обеспечивает достижение экстремума (максимума или минимума – в зависимости от выбранных).

Итак, те альтернативы, которые удовлетворяют ограничениям, называют допустимыми (или возможными), а ту, которая обеспечивает достижение экстремального значенияэффективности – оптимальной. Рассмотрим пример: предприятие выбирает, как рекламировать продукцию, имея рекламный бюджет в 100 тысяч рублей. Допустимыми будут реклама на радио за 80 тысяч рублей, реклама в газете за 20 тысяч рублей, раздача листовок за 30 тысяч рублей. Реклама на телевидении за 200 тысяч рублей будет недопустимой альтернативой. Оптимальной можно признать стратегию, которая – по прогнозу – обеспечит максимальное привлечение новых клиентов (или минимальные затраты на одного привлеченного клиента).

На процесс выбора влияют следующие факторы:

  • количество рассматриваемых альтернатив,
  • способ оценки альтернатив,
  • режим выбора (единоличный, коллегиальный, для некоторых решений процедура выбора закрепляется нормативными актами и т.д.).
  • последствия выбора,
  • ответственность лица, принимающего решения,
  • степень согласованности целей.

В теории принятия решений сформировалось три языка для описания альтернатив:

  • критериальный, который позволяет оценивать результат принятия каждой из альтернатив с помощью конкретной численной характеристики (критерия). Эти критерии для разных альтернатив можно сравнить и выбрать лучшую – обладающую наименьшим или наибольшим значением критерия (в зависимости от его смысла). При этом альтернативы могут быть не только однокритериальными, но и многокритериальными – тогда применяются методы сведения многокритериальной задачи к однокритериальной,
  • бинарных отношений, которые предусматривает оценку каждой альтернативы в паре с другой альтернативой, а не самостоятельно. Иными словами, производятся парные сравнения: для каждой пары определяется, какая из альтернатив является предпочтительной (или принимается решение об их равноценности),
  • функций выбора, который описывает выбор как операцию над множеством альтернатив, ставящих в соответствие этому множеству некоторое его подмножество. Применение функции выбора оправдано в том случае, если предпочтение между парой альтернатив зависит от других возможных альтернатив – например, выбирается «типичный» вариант.