Скоропослушница божья матерь и иерусалимская икона. Почитаемые списки

Скоропослушница божья матерь и иерусалимская икона. Почитаемые списки

Списки этой иконы дарят избавление страждущим в храмах по всему миру. Есть среди них и особо чтимые.

В Иерусалиме в Спасо-Вознесенском женском монастыре хранится Елеонский список.

В России икона Божией Матери «Скоропослушница» стала известна в XIX веке. Ее чудотворные списки находятся в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска, кафедральном Свято–Симеоновском соборе в Челябинске; Архангельск хранит чудотворный образ в храме Святого Мартина Исповедника.

Изображения Ее, что даровали чудеса верующим, помогают страждущим и в Москве, в храмах Архангела Гавриила и Святителя Николая

Интересный факт

Есть в столице и единственный храм в честь иконы Богородицы «Скоропослушницы», расположенный на Ходынском поле. По свидетельству историков, это место еще с 14 века отмечено появлением деревянной церкви.

А в конце 19 века здесь, по велению великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны была возведена небольшая деревянная церковь при госпитале для солдат и офицеров летнего лагеря 1-й Гренадерской артиллерийской бригады. Изначально она была посвящена великомученику и целителю Пантелеймону , а в 1901 году, здесь было начато строительство каменного храма как обособленного придела. Храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». С началом времен богоборчества он пришел в большое запустение и лишь в конце прошлого столетия вернулся в лоно церкви. Список иконы, привезённой из Афона всегда даровал прихожанам особую благодать и помощь в делах житейских.

Невская Скоропослушница

Существует и «Невская Скоропослушница», также реплика чудотворной афонской иконы, но со своей историей и иным изводом.  Она имеет характерные черты, отличающие её от первообраза. На этой иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца. Ее десница, обращенная в молитвенном жесте, гораздо больших размеров и является символом помощи Божией. По преданию, этот образ явился во сне иноку одного из монастырей Афона и, написанная в русском Пателеимоновом монастыре, икона была привезена в Петербург в 1877 году.

Скоропослушница божья матерь и иерусалимская икона. Почитаемые списки

Невская Скоропослушница

Изображение чудом сохранилось после пожара в дотла сгоревшей Александровской часовне, куда была помещена вместе с другими афонскими святынями. Образ «Невской Скоропослушницы» было особо чтимым в императорской семье, служил утешением для горожан и много позже — в тяжелые дни блокады. После войны образ был перенесен в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где находится и сегодня. В 2005 году икона была переименована в «Невскую». Сегодня это одна из самых почитаемых святынь и Лавры, и города на Неве.

О Тебе радуется. «О Тебе радуется»

Школа или худ. центр:(?)

XVI в.

Дерево, темпера.

143.2 × 106.2 см

См. в «Галерее»:

  • О Тебе радуется

XVI век. Новгород (?)Дерево, темпера. 143,2 × 106,2Происхождение неизвестно1ГРМ, инв. ДРЖ 2137

Икона прописана до поступления в музей. Тонированные вставки левкаса по всей поверхности.

1 В Русский музей поступила в 1913 г. от П. И. Юкина.

Внушительные размеры иконы, ее торжественный характер, тесная связь с литургическим действом позволяют говорить о ней как о храмовом образе, стоявшем в местном ряду иконостаса. По воспоминаниям П. И. Нерадовского, она была вывезена П. И. Юкиным из Новгорода, однако ее стилистические и иконографические особенности не дают оснований для точного определения места создания памятника.

Композиция появилась в древнерусской живописи в конце XV и получила широкое распространение в искусстве XVI века. Каждый из ее элементов глубоко традиционен и восходит к византийской иконографии предшествующих столетий, но их соединение и создание нового выразительного образа, видимо, произошло именно на Руси. В его основу положено благодарственное песнопение в честь Богоматери: «О Тебе радуется, обрадованная…» ().

В древнерусском богослужебном обиходе эта богородичная молитва называлась «богородичен седален», но в силу торжественного характера и величия песни церковный устав предписывал петь ее не сидя, как обычный «седален», а «стояще и со страхом и благоговением». Это важное молитвословие исполнялось в храме не часто — лишь на каждой восьмой воскресной утрене (т.е. один раз в два месяца). В конце XV века богослужение на Руси существенно осложнилось рядом новшеств: увеличение в последовании литургии Василия Великого тайных ходатайственных молитв, читаемых священником сразу после освятительной молитвы Святого Духа (Эпиклезы); пение «О Тебе радуется» параллельно с последовательным поминовением всех чинов святости: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей. В длинной ходатайственной молитве после особого поминовения Богоматери и Иоанна Предтечи вновь вспоминались чины святости и все «прежде усопшие», в числе которых отдельно молились о всякой праведной душе, о святой соборной Апостольской Церкви.

Весь многоликий род людской на иконе соответствует ходатайственным словам о «церкви Божией и всех предстоящих Богу людех». На фоне райского сада, вознесенного на высокую гору, в голубом ореоле божественной «славы» восседает на троне Богородица. На ее коленях царственный благословляющий Младенец, а за ними многочисленный собор ангелов, за которыми возвышается пятиглавый храм. Этому величественному небесному образу предстоит «человеческий род», разделенный внизу у подножия горы по чинам святости: пророки, апостолы, мученики, преподобные, святители, монахини, князья и простые смертные; все они собрались, чтобы восславить и воспеть ту, которая принесла в мир и даровала им Спасителя. В этом едином радостном хоре соединились «горнее» и «дольнее», ангелы и человеки, рай и земля: не случайно фигура Иоанна Дамаскина написана так, что она, стоя на земле, руками словно касается трона Богородицы.

Светлое и радостное чувство, вызываемое иконой, во многом сродни красивой напевной мелодии песни, текст и музыка которой образуют величественное и вместе с тем глубоко трогательное восхваление Богородицы. Построение песнопения, начинающегося и кончающегося одним славословием «О Тебе радуется», превращает его в единый замкнутый круг, нескончаемую хвалу, в которую вовлечено все земное и небесное — и ангелы, и вся тварь земная. И изображение подчиняется этому музыкальному ритму: строй композиции определяет круглая небесная сфера — Слава Богородицы.

Отрок Иисус сидит на коленях матери, причем складки ее гиматия укрывают его так, словно плоть его реально покоится во чреве — дословная цитата песнопения «из нея же Бог воплотися и младенец бысть». Христос здесь и Творец Мира, Божественная Премудрость, и священник, освящающий Богородицу — свой истинный Храм на земле. Торжественный трон-престол, на котором восседает Богородица, отвечает следующим словам: «ложесна бо Твоя престол сотвори», а голубая полоса неба, как арка перекинутая над всей сценой, — «и чрево Твое пространнее небес содела».

Основная идея — спасение и блаженство праведных в Царствии Небесном немыслимы без Богородицы, чьими молитвами верные сподобятся обители райской. Благодаря ей, именуемой «дверью райской», между земной Церковью, которую Она олицетворяет, и Небесным Иерусалимом устанавливалась глубокая таинственная связь.

Композиция «О Тебе радуется» стала наглядным изображением грядущего Царствия Божия и торжества праведных. Не случайно все ее составляющие элементы, являясь дословной иллюстрацией песнопения, вместе с тем представляют собой устойчивые символические мотивы Рая, Церкви, Горнего Иерусалима, Царствия Божия. Это и образ тронной Богородицы как символа рая, с древних времен украшавший апсиду храма, и образ Храма-рая, вознесенного на высокую гору и напоминающего о Сионском храме — прообразе Небесного Иерусалима.

Утоли моя печали. Чудо

И — произошло чудо. Рука женщины, много лет не поднимавшаяся в расслаблении, впервые поднялась для крестного знамения. Потом больная встала на ноги и без посторонней помощи, сама, вышла из церкви.

Было это в конце XVII века, даже точную дату этого события сохранила летопись — 25 января. А вот имени женщины не сохранилось, к сожалению.

Я люблю приходить в храм Николы в Кузнецах по четвергам. Именно в четверг здесь читается акафист чудотворной иконе. В один из четвергов и познакомилась я с Антониной Всеволодовной Крупенковой, пенсионеркой, москвичкой, которую, как и многих из нас, привело в храм серьезное заболевание.

— Такие приступы были, криком кричала. Камни в почках, врачи уже и операцию назначили. А я как-то племянника на Павелецкий вокзал провожала, у них по этой дороге дача. Проводила и решила пройтись до метро «Новокузнецкая», уж очень денек хорош был. И ноги сами к храму привели. Был четверг, читали акафист. Я в сторонке встала и всплакнула. Очень боялась предстоящей операции. Женщина рядом шепнула — не плачь, мол, а молись. А как молиться? Начала: «Божья Матерь, избавь от операции, не перенести мне ее, возраст…»

А слезы ручьем льются… Поплакала, пришла домой, и чувствую, будто легче мне стало. Потом заметила: нет тянущей боли в низу живота. Я опять к «Утоли моя печали». Попросила маслица от лампады перед иконой и стала это маслице добавлять по капельке в пищу.

Пришла уже за направлением на операцию, врач контрольное обследование сделал и смотрит на меня с удивлением: — Что-то я ничего не пойму, что-то я никакого камня у вас не вижу. Я опять в слезы:

— Доктор, меня Божья Матерь исцелила.

Стала и ему советовать:

— Если у вас, доктор, что-то болит, сходите в храм Николы в Кузнецах.

А он рассердился. Не верю, говорит, я никаким иконам. А сам пустую бумажку в руках крутит, надо писать направление на операцию, а камня нет…

По вере вашей будет вам.

А мы поверим Антонине Всеволодовне Крупенковой. А еще поверим Людмиле Анатольевне Сироткиной из Химок Московской области. Именно ей я рассказала про случай с Крупенковой. А у нее та же история — камни. Она быстренько собралась и — к иконе. Выпросила маслице от лампады, стала понемножку добавлять в пищу. Было у нее, что ни неделя, то приступ, а здесь — три месяца прошло, не болит.

Она, правда, кроме того, что маслице в пищу добавляет, читает каждый день дома акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали» и, если получается, выбирается на акафист в храм.

Да, чудотворная икона «Утоли моя печали» приходит на помощь в наших немощах и невзгодах. Она утоляет наши многочисленные печали, хотя сама в постоянной печали взирает на нас с икон. Образ «Утоли моя печали» очень почитаем в нашем Отечестве. И не только в храме Николы в Кузнецах, но и во многих других храмах есть этот образ. Есть он и в Троице-Сергиевой лавре, в храме преподобного Сергия с трапезной.

Однажды я стояла на службе рядом с этой иконой и слышала, как маленькая девочка спросила бабушку:

— Почему тетя за головку держится, у нее головка болит?

— Нельзя так говорить. Это не тетя, а Пресвятая Богородица.

А я подумала: а ведь действительно «болит головка» у нашей Заступницы за наши грехи и наше нераскаявшееся сердце. И, посылая облегчения нам в наших немощах, Божья Матерь призывает нас раскрыть свое сердце для веры и чистой молитвы. Может, это и есть исцеление от всяких болезней и печальных воздыханий?

Семистрельная икона. В чем помогает икона «Семистрельная»

Однозначно известно, что значение иконы «Семистрельной» Божьей Матери имеет северорусское происхождение. Много лет она была размещена в Иоанно-Богословской церкви, возле города Вологда. В тех местах была популярна история, которая передавала то, в чем помогает Богородица «Семистрельная». Итак:

Один житель Кадниковского уезда уже на протяжении многих лет страдал от многих болезней. Больше всего его донимала хромота. И вот однажды ему приснился образ, который божественным голосом сказал: «Ступай в колокольню Богословной церкви и найди, где хранятся старинные иконы. Среди них есть лик Божьей Матери. Помолись перед ней, и ты сможешь исцелиться».

Семистрельная икона. В чем помогает икона «Семистрельная»

На следующее утро крестьянин пошел в церковь и стал искать нужный ему образ. Но как он не старался — найти ее не получалось. И только после длительных поисков оказалось, что святыня служила вместо одной ступеньки при подъеме на колокольню. Она была полностью испачкана грязью. Человек отмыл и почистил древний образ и молился. После этого произошло чудотворное исцеление.

Святыня стала особенно популярной в начале XIX века при свирепствовании холеры в этих краях. Этот страшный недуг навел страх на всю округу. Жителям пришлось искать защиту у Богородицы. «Умягчение злых сердец» с молебнем была пронесена вокруг Вологды с крестным ходом.

После этого действия бедствие быстро утихло, а болезни жителей прекратились. Вскоре появилось много свидетельств и рассказов о том,  и как Она помогает и  защищает верующих.

Неопалимая Купина икона. Куда вешать икону Неопалимая Купина

По традиции повесить святыню можно над входом в квартиру или дом, т. к. еще в древности с этим образом также как и с ликом Богоматери Владимирская тесно связывали Покров Святой над семейным очагом. Однако каких-либо строгих правил по размещению святыни не существует.

Молитвы иконе Неопалимая Купина

«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь».

Иоанн дамаскин троеручица. Троеручица

Икона Божией Матери«Троеручица»
Скоропослушница божья матерь и иерусалимская икона. Почитаемые списки 02 Оригинал иконы из афонского монастыря Хиландар
Дата появления VIII в.
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение Хиландар , Афон
Дата празднования28 июня, 12 июля (по юлианскому календарю )
  Медиафайлы на Викискладе

Ико́на Бо́жией Ма́тери «Троеру́чица»  — чудотворная икона , почитаемая в Православной церкви . Празднование иконе совершается 11 июля (28 июня по юлианскому календарю ) и 25 июля (12 июля по юлианскому календарю ).

В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии , со Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.

В Православном предании существует легенда, согласно которой считается, что возникновение этой особой иконографии было связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина . Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества , поддерживаемого императором Львом III Исавром , Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске , являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранён от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы . Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица». Однако в православной энциклопедии данная легенда не имеет подтверждения

Впоследствии икона была перенесена преподобным Иоанном в обитель святого Саввы , где хранилась до XIII века , когда была отдана в дар сербскому архиепископу Савве . По преданию, во время вторжения турок в Сербию икона была положена на осла , который принёс её к воротам Хиландарского монастыря на Афоне . Монахи поместили образ в алтаре, но он, по преданию, переместился на игуменское место. С тех пор в монастыре игумен перестал избираться (делами монастыря управляет иеромонах -проигумен), а монахи принимают благословение на церковные службы от иконы «Троеручицы».

Список иконы XVII века является одной из основных реликвий Троянского монастыря в Болгарии.

В России икона «Троеручицы» пользуется большим почитанием. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был прислан список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря .

Вместе с тем, приписывание на иконах Богородицы третьей руки, как её собственной, зачастую вызывало у людей естественное смущение. В рассуждении сего, Святейший Синод своим Указом от 21 мая 1722 года постановляет:

повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истине, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно.

Один из списков Иконы Божьей Матери «Троеручица» находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова , а в Москве  — в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах , на Болгарском подворье.

      СПб.: Вера, 1997. — С. 360-633.

Иверская икона. 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь.

Иверская икона. 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Через два века икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Иверская икона. 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Святая Гора Афон. Фото Horia Varlan

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.

Иверская икона. 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Иверский монастырь в XVIII веке.
Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили

Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители – Иверский монастырь – она получила наименование Иверская.

Иверская икона. 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Монастырь Ивирон на Афонском полустрове. Фото Michalis Famelis

Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы. Каждый год братия крестным ходом идет на берег моря, где принял икону инок Гавриил.