Скоропослушница божья матерь и иерусалимская икона. Почитаемые списки
- Скоропослушница божья матерь и иерусалимская икона. Почитаемые списки
- О Тебе радуется. «О Тебе радуется»
- Утоли моя печали. Чудо
- Семистрельная икона. В чем помогает икона «Семистрельная»
- Неопалимая Купина икона. Куда вешать икону Неопалимая Купина
- Иоанн дамаскин троеручица. Троеручица
- Иверская икона. 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Скоропослушница божья матерь и иерусалимская икона. Почитаемые списки
Списки этой иконы дарят избавление страждущим в храмах по всему миру. Есть среди них и особо чтимые.
В Иерусалиме в Спасо-Вознесенском женском монастыре хранится Елеонский список.
В России икона Божией Матери «Скоропослушница» стала известна в XIX веке. Ее чудотворные списки находятся в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска, кафедральном Свято–Симеоновском соборе в Челябинске; Архангельск хранит чудотворный образ в храме Святого Мартина Исповедника.
Изображения Ее, что даровали чудеса верующим, помогают страждущим и в Москве, в храмах Архангела Гавриила и Святителя Николая
Интересный факт
Есть в столице и единственный храм в честь иконы Богородицы «Скоропослушницы», расположенный на Ходынском поле. По свидетельству историков, это место еще с 14 века отмечено появлением деревянной церкви.А в конце 19 века здесь, по велению великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны была возведена небольшая деревянная церковь при госпитале для солдат и офицеров летнего лагеря 1-й Гренадерской артиллерийской бригады. Изначально она была посвящена великомученику и целителю Пантелеймону , а в 1901 году, здесь было начато строительство каменного храма как обособленного придела. Храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». С началом времен богоборчества он пришел в большое запустение и лишь в конце прошлого столетия вернулся в лоно церкви. Список иконы, привезённой из Афона всегда даровал прихожанам особую благодать и помощь в делах житейских.
Невская Скоропослушница
Существует и «Невская Скоропослушница», также реплика чудотворной афонской иконы, но со своей историей и иным изводом. Она имеет характерные черты, отличающие её от первообраза. На этой иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца. Ее десница, обращенная в молитвенном жесте, гораздо больших размеров и является символом помощи Божией. По преданию, этот образ явился во сне иноку одного из монастырей Афона и, написанная в русском Пателеимоновом монастыре, икона была привезена в Петербург в 1877 году.
Невская Скоропослушница
Изображение чудом сохранилось после пожара в дотла сгоревшей Александровской часовне, куда была помещена вместе с другими афонскими святынями. Образ «Невской Скоропослушницы» было особо чтимым в императорской семье, служил утешением для горожан и много позже — в тяжелые дни блокады. После войны образ был перенесен в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где находится и сегодня. В 2005 году икона была переименована в «Невскую». Сегодня это одна из самых почитаемых святынь и Лавры, и города на Неве.
О Тебе радуется. «О Тебе радуется»
Школа или худ. центр:(?)
XVI в.
Дерево, темпера.
143.2 × 106.2 см
См. в «Галерее»:
- О Тебе радуется
XVI век. Новгород (?)Дерево, темпера. 143,2 × 106,2Происхождение неизвестно1ГРМ, инв. ДРЖ 2137
Икона прописана до поступления в музей. Тонированные вставки левкаса по всей поверхности.
1 В Русский музей поступила в 1913 г. от П. И. Юкина.
Внушительные размеры иконы, ее торжественный характер, тесная связь с литургическим действом позволяют говорить о ней как о храмовом образе, стоявшем в местном ряду иконостаса. По воспоминаниям П. И. Нерадовского, она была вывезена П. И. Юкиным из Новгорода, однако ее стилистические и иконографические особенности не дают оснований для точного определения места создания памятника.
Композиция появилась в древнерусской живописи в конце XV и получила широкое распространение в искусстве XVI века. Каждый из ее элементов глубоко традиционен и восходит к византийской иконографии предшествующих столетий, но их соединение и создание нового выразительного образа, видимо, произошло именно на Руси. В его основу положено благодарственное песнопение в честь Богоматери: «О Тебе радуется, обрадованная…» ().
В древнерусском богослужебном обиходе эта богородичная молитва называлась «богородичен седален», но в силу торжественного характера и величия песни церковный устав предписывал петь ее не сидя, как обычный «седален», а «стояще и со страхом и благоговением». Это важное молитвословие исполнялось в храме не часто — лишь на каждой восьмой воскресной утрене (т.е. один раз в два месяца). В конце XV века богослужение на Руси существенно осложнилось рядом новшеств: увеличение в последовании литургии Василия Великого тайных ходатайственных молитв, читаемых священником сразу после освятительной молитвы Святого Духа (Эпиклезы); пение «О Тебе радуется» параллельно с последовательным поминовением всех чинов святости: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей. В длинной ходатайственной молитве после особого поминовения Богоматери и Иоанна Предтечи вновь вспоминались чины святости и все «прежде усопшие», в числе которых отдельно молились о всякой праведной душе, о святой соборной Апостольской Церкви.
Весь многоликий род людской на иконе соответствует ходатайственным словам о «церкви Божией и всех предстоящих Богу людех». На фоне райского сада, вознесенного на высокую гору, в голубом ореоле божественной «славы» восседает на троне Богородица. На ее коленях царственный благословляющий Младенец, а за ними многочисленный собор ангелов, за которыми возвышается пятиглавый храм. Этому величественному небесному образу предстоит «человеческий род», разделенный внизу у подножия горы по чинам святости: пророки, апостолы, мученики, преподобные, святители, монахини, князья и простые смертные; все они собрались, чтобы восславить и воспеть ту, которая принесла в мир и даровала им Спасителя. В этом едином радостном хоре соединились «горнее» и «дольнее», ангелы и человеки, рай и земля: не случайно фигура Иоанна Дамаскина написана так, что она, стоя на земле, руками словно касается трона Богородицы.
Светлое и радостное чувство, вызываемое иконой, во многом сродни красивой напевной мелодии песни, текст и музыка которой образуют величественное и вместе с тем глубоко трогательное восхваление Богородицы. Построение песнопения, начинающегося и кончающегося одним славословием «О Тебе радуется», превращает его в единый замкнутый круг, нескончаемую хвалу, в которую вовлечено все земное и небесное — и ангелы, и вся тварь земная. И изображение подчиняется этому музыкальному ритму: строй композиции определяет круглая небесная сфера — Слава Богородицы.
Отрок Иисус сидит на коленях матери, причем складки ее гиматия укрывают его так, словно плоть его реально покоится во чреве — дословная цитата песнопения «из нея же Бог воплотися и младенец бысть». Христос здесь и Творец Мира, Божественная Премудрость, и священник, освящающий Богородицу — свой истинный Храм на земле. Торжественный трон-престол, на котором восседает Богородица, отвечает следующим словам: «ложесна бо Твоя престол сотвори», а голубая полоса неба, как арка перекинутая над всей сценой, — «и чрево Твое пространнее небес содела».
Основная идея — спасение и блаженство праведных в Царствии Небесном немыслимы без Богородицы, чьими молитвами верные сподобятся обители райской. Благодаря ей, именуемой «дверью райской», между земной Церковью, которую Она олицетворяет, и Небесным Иерусалимом устанавливалась глубокая таинственная связь.
Композиция «О Тебе радуется» стала наглядным изображением грядущего Царствия Божия и торжества праведных. Не случайно все ее составляющие элементы, являясь дословной иллюстрацией песнопения, вместе с тем представляют собой устойчивые символические мотивы Рая, Церкви, Горнего Иерусалима, Царствия Божия. Это и образ тронной Богородицы как символа рая, с древних времен украшавший апсиду храма, и образ Храма-рая, вознесенного на высокую гору и напоминающего о Сионском храме — прообразе Небесного Иерусалима.
Утоли моя печали. Чудо
И — произошло чудо. Рука женщины, много лет не поднимавшаяся в расслаблении, впервые поднялась для крестного знамения. Потом больная встала на ноги и без посторонней помощи, сама, вышла из церкви.
Было это в конце XVII века, даже точную дату этого события сохранила летопись — 25 января. А вот имени женщины не сохранилось, к сожалению.
Я люблю приходить в храм Николы в Кузнецах по четвергам. Именно в четверг здесь читается акафист чудотворной иконе. В один из четвергов и познакомилась я с Антониной Всеволодовной Крупенковой, пенсионеркой, москвичкой, которую, как и многих из нас, привело в храм серьезное заболевание.
— Такие приступы были, криком кричала. Камни в почках, врачи уже и операцию назначили. А я как-то племянника на Павелецкий вокзал провожала, у них по этой дороге дача. Проводила и решила пройтись до метро «Новокузнецкая», уж очень денек хорош был. И ноги сами к храму привели. Был четверг, читали акафист. Я в сторонке встала и всплакнула. Очень боялась предстоящей операции. Женщина рядом шепнула — не плачь, мол, а молись. А как молиться? Начала: «Божья Матерь, избавь от операции, не перенести мне ее, возраст…»
А слезы ручьем льются… Поплакала, пришла домой, и чувствую, будто легче мне стало. Потом заметила: нет тянущей боли в низу живота. Я опять к «Утоли моя печали». Попросила маслица от лампады перед иконой и стала это маслице добавлять по капельке в пищу.
Пришла уже за направлением на операцию, врач контрольное обследование сделал и смотрит на меня с удивлением: — Что-то я ничего не пойму, что-то я никакого камня у вас не вижу. Я опять в слезы:
— Доктор, меня Божья Матерь исцелила.
Стала и ему советовать:
— Если у вас, доктор, что-то болит, сходите в храм Николы в Кузнецах.
А он рассердился. Не верю, говорит, я никаким иконам. А сам пустую бумажку в руках крутит, надо писать направление на операцию, а камня нет…
По вере вашей будет вам.
А мы поверим Антонине Всеволодовне Крупенковой. А еще поверим Людмиле Анатольевне Сироткиной из Химок Московской области. Именно ей я рассказала про случай с Крупенковой. А у нее та же история — камни. Она быстренько собралась и — к иконе. Выпросила маслице от лампады, стала понемножку добавлять в пищу. Было у нее, что ни неделя, то приступ, а здесь — три месяца прошло, не болит.
Она, правда, кроме того, что маслице в пищу добавляет, читает каждый день дома акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали» и, если получается, выбирается на акафист в храм.
Да, чудотворная икона «Утоли моя печали» приходит на помощь в наших немощах и невзгодах. Она утоляет наши многочисленные печали, хотя сама в постоянной печали взирает на нас с икон. Образ «Утоли моя печали» очень почитаем в нашем Отечестве. И не только в храме Николы в Кузнецах, но и во многих других храмах есть этот образ. Есть он и в Троице-Сергиевой лавре, в храме преподобного Сергия с трапезной.
Однажды я стояла на службе рядом с этой иконой и слышала, как маленькая девочка спросила бабушку:
— Почему тетя за головку держится, у нее головка болит?
— Нельзя так говорить. Это не тетя, а Пресвятая Богородица.
А я подумала: а ведь действительно «болит головка» у нашей Заступницы за наши грехи и наше нераскаявшееся сердце. И, посылая облегчения нам в наших немощах, Божья Матерь призывает нас раскрыть свое сердце для веры и чистой молитвы. Может, это и есть исцеление от всяких болезней и печальных воздыханий?
Семистрельная икона. В чем помогает икона «Семистрельная»
Однозначно известно, что значение иконы «Семистрельной» Божьей Матери имеет северорусское происхождение. Много лет она была размещена в Иоанно-Богословской церкви, возле города Вологда. В тех местах была популярна история, которая передавала то, в чем помогает Богородица «Семистрельная». Итак:
Один житель Кадниковского уезда уже на протяжении многих лет страдал от многих болезней. Больше всего его донимала хромота. И вот однажды ему приснился образ, который божественным голосом сказал: «Ступай в колокольню Богословной церкви и найди, где хранятся старинные иконы. Среди них есть лик Божьей Матери. Помолись перед ней, и ты сможешь исцелиться».
На следующее утро крестьянин пошел в церковь и стал искать нужный ему образ. Но как он не старался — найти ее не получалось. И только после длительных поисков оказалось, что святыня служила вместо одной ступеньки при подъеме на колокольню. Она была полностью испачкана грязью. Человек отмыл и почистил древний образ и молился. После этого произошло чудотворное исцеление.
Святыня стала особенно популярной в начале XIX века при свирепствовании холеры в этих краях. Этот страшный недуг навел страх на всю округу. Жителям пришлось искать защиту у Богородицы. «Умягчение злых сердец» с молебнем была пронесена вокруг Вологды с крестным ходом.
После этого действия бедствие быстро утихло, а болезни жителей прекратились. Вскоре появилось много свидетельств и рассказов о том, и как Она помогает и защищает верующих.
Неопалимая Купина икона. Куда вешать икону Неопалимая Купина
По традиции повесить святыню можно над входом в квартиру или дом, т. к. еще в древности с этим образом также как и с ликом Богоматери Владимирская тесно связывали Покров Святой над семейным очагом. Однако каких-либо строгих правил по размещению святыни не существует.
Молитвы иконе Неопалимая Купина
«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь».
Иоанн дамаскин троеручица. Троеручица
Икона Божией Матери«Троеручица» | |
---|---|
Оригинал иконы из афонского монастыря Хиландар | |
Дата появления | VIII в. |
Иконографический тип | Одигитрия |
Местонахождение | Хиландар , Афон |
Дата празднования | 28 июня, 12 июля (по юлианскому календарю ) |
Медиафайлы на Викискладе |
Ико́на Бо́жией Ма́тери «Троеру́чица» — чудотворная икона , почитаемая в Православной церкви . Празднование иконе совершается 11 июля (28 июня по юлианскому календарю ) и 25 июля (12 июля по юлианскому календарю ).
В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии , со Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.
В Православном предании существует легенда, согласно которой считается, что возникновение этой особой иконографии было связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина . Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества , поддерживаемого императором Львом III Исавром , Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске , являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранён от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы . Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица». Однако в православной энциклопедии данная легенда не имеет подтверждения
Впоследствии икона была перенесена преподобным Иоанном в обитель святого Саввы , где хранилась до XIII века , когда была отдана в дар сербскому архиепископу Савве . По преданию, во время вторжения турок в Сербию икона была положена на осла , который принёс её к воротам Хиландарского монастыря на Афоне . Монахи поместили образ в алтаре, но он, по преданию, переместился на игуменское место. С тех пор в монастыре игумен перестал избираться (делами монастыря управляет иеромонах -проигумен), а монахи принимают благословение на церковные службы от иконы «Троеручицы».
Список иконы XVII века является одной из основных реликвий Троянского монастыря в Болгарии.
В России икона «Троеручицы» пользуется большим почитанием. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был прислан список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря .
Вместе с тем, приписывание на иконах Богородицы третьей руки, как её собственной, зачастую вызывало у людей естественное смущение. В рассуждении сего, Святейший Синод своим Указом от 21 мая 1722 года постановляет:
повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истине, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно.
Один из списков Иконы Божьей Матери «Троеручица» находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова , а в Москве — в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах , на Болгарском подворье.
- СПб.: Вера, 1997. — С. 360-633.
Иверская икона. 26 октября - день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы
В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь.
Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Через два века икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Святая Гора Афон. Фото Horia Varlan
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.
Иверский монастырь в XVIII веке.
Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили
Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители – Иверский монастырь – она получила наименование Иверская.
Монастырь Ивирон на Афонском полустрове. Фото Michalis Famelis
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы. Каждый год братия крестным ходом идет на берег моря, где принял икону инок Гавриил.