Икона иверской божьей Матери и споручница грешных. История иконы

Икона иверской божьей Матери и споручница грешных. История иконы

По иконографии можно судить о том, что образ этот древний, но ни время, ни место написания его неизвестны. Единственное, что можно предполагать, – это его происхождение из Малороссии или Белоруссии, поскольку для их иконографии характерно наличие корон на главах Богоматери и Младенца Христа.

Икона иверской божьей Матери и споручница грешных. История иконы

В России икона Божией Матери «Споручница грешных» была обретена в 1843 году в Орловской губернии. Она находилась в часовне у ворот Одрино-Николаевского мужского монастыря, и ее сила была открыта самой Богородицей одновременно нескольким местным жителям, после чего сразу же произошел ряд чудесных исцелений: один маленький мальчик исцелился от падучей, другой – от паралича, слепая трехлетняя девочка прозрела.

Слава чудотворной иконы моментально распространилась по окрестностям, и она была перенесена в соборный храм Николая Чудотворца, куда хлынул поток верующих, чтобы молитвой к иконе «Споручница грешных» обрести исцеление или прощение грехов.

После революции иконы из храма разошлись по прихожанам, и в итоге к концу 20 века икона Богородицы «Споручница грешных» оказалась на Украине, которая к этому моменту стала самостоятельным государством, да еще и в частной коллекции. Потребовалось собрать солидную сумму, чтобы выкупить икону «Споручница» и вернуть ее в стены родной Николо-Одринской обители, что и произошло в 1996 году.

Не менее интересна история списка с чудотворной иконы «Споручница грешных». В 1846 году иеромонаха монастыря послали в Москву, чтобы для иконы была изготовлена подобающая риза. Он остановился в доме одного благочестивого прихожанина, которому затем в благодарность прислали из монастыря список (точную копию) иконы. Чудесным образом этот список начал мироточить, и больные, помазанные этим миром, исцелялись.

Чудотворный список был пожертвован в 1848 году московскому храму святителя Николая в Хамовниках; по молитве перед ним произошло множество исцелений, которые были официально зафиксированы

В настоящее время в Москве икона «Споручница грешных» находится в храме Святителя Николая в Хамовниках; ее список есть также в церкви Ризоположения в Леонове.

Икона споручница грешных'' в чем помогает. Споручница грешных

Ико́на Бо́жией Ма́тери «Спору́чница гре́шных» ( поручительница за грешных , то есть Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница). Почитаемая в Православной церкви чудотворная икона Богородицы в Николо-Одринском монастыре . Название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…»

Богородица изображена по пояс, левой рукой держит младенца Христа , который сжимает её правую руку. Икона украшена коронами, что свидетельствует о её малороссийском или белорусском происхождении.

Древний образ был обретён в 1843 году в Одрино-Николаевском мужском монастыре Орловской губернии . По преданию, он был прославлен рядом чудесных исцелений, в том числе во время эпидемии холеры

Впервые образ прославился чудесами в 1843 году в Одрино-Николаевском монастыре . Она находилась в деревянной часовне у святых врат монастыря. Божия Матерь открыла чудесную силу иконы одновременно сразу нескольким местным жителям. По молитве перед иконой были исцелены двухлетний сын Тимофей карачевской жительницы Александры Почепиной, страдавший эпилепсией (мать увидела икону во сне), парализованный малолетний сын орловского помещика Новикова, прозрела трехлетняя дочь карачевского купца Павла Сытина. Эти чудесные исцеления, произошедшие почти одновременно, разнесли славу иконы по всей округе, её перенесли в соборный храм святителя Николая Чудотворца.

Считается, что та самая икона (оригинал) прославившаяся в 1843 г. находится в настоящее время в Одрино-Николаевском мужском монастыре . Когда уцелевшие иконы из разоренного монастыря в 20-е годы XX века расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице с. Старое Хотынецкого района современной Орловской обл. В 70-е годы её дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 году последняя была пострижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 года поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине. Вернуть её обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом с парализованными ногами, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась ещё и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции, а также наличием таможни. Однако 24 октября 1996 года чудотворная икона вернулась в стены родной обители.

Празднование иконе совершается 7 марта и 29 мая (по юлианскому календарю ).

Икона иверской божьей Матери и споручница грешных. История иконы 01

В 1846 году иеромонах Одрина монастыря был послан в Москву для сооружения ризы на чудотворную икону Божьей Матери «Споручница грешных», где его приютил у себя подполковник Д. Н. Бонческул. В благодарность за его гостеприимство из Одрина монастыря был прислан точный список (копия) чудотворной иконы, сделанный на липовой доске.

Полученную икону Споручница грешных Д. Бонческул с благоговением поставил с другими иконами в домашний иконостас . Вскоре все стали замечать, что по иконе Споручница грешных мелькает необыкновенный блеск, а с самого образа начали истекать капли маслянистой влаги. Этой влагою помазали нескольких болящих, и они исцелились. Со всех сторон стали приезжать к иконе больные, молились перед нею и получали исцеление.

В 1848 году подполковник Бонческул пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую церковь в Хамовниках . Истечение маслянистой жидкости из иконы продолжалось, и диакон, стоящий при иконе, отирал влагу бумагою и раздавал народу. Вскоре мироточение прекратилось, но в алтаре церкви начались явления необычного света в виде появлявшихся и исчезавших звёзд. Икона прославилась многими официально зафиксированными исцелениями.

Этот список находится в Москве, в Храме Святителя Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2, метро «Парк культуры» (Кольцевая)).

      СПб.: Вера, 1997. — С. 307—308.

Иверская икона божьей Матери. История

Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся на Афоне , про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон (то­гда еще Но­воспас­ский ар­хи­манд­рит) об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию (ко­то­рый при­был в Моск­ву за ми­ло­сты­ней для афон­ских оби­те­лей) с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы. Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Ивер­ская ико­на (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне) в IX ве­ке на­хо­ди­лась у од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы, жив­шей близ го­ро­да Ни­кеи. При им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) ико­но­бор­цы, уни­что­жав­шие свя­тые ико­ны, при­шли в дом этой хри­сти­ан­ки, и один во­ин ко­пьем уда­рил по об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы. Тот­час из по­ра­жен­но­го ме­ста по­тек­ла кровь. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Ко­гда они ушли, жен­щи­на вме­сте с сы­ном (впо­след­ствии афон­ским ино­ком), для со­хра­не­ния свя­той ико­ны опу­сти­ла ее в мо­ре. Ико­на, стоя на во­де, при­плы­ла к Афо­ну. Афон­ские ино­ки, несколь­ко дней ви­дя в мо­ре ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий до неба, при­шли к бе­ре­гу и на­шли свя­той об­раз, сто­я­щий на во­де. По­сле мо­леб­на о да­ро­ва­нии мо­на­сты­рю явив­шей­ся свя­ты­ни бла­го­че­сти­вый инок Ивер­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Гав­ри­ил Гру­зин (па­мять 25 июля), по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, явив­шей­ся ему во сне, по­шел по во­де, при­нял свя­тую ико­ну и по­ста­вил в хра­ме. Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день ико­на бы­ла об­ре­те­на не в хра­ме, а над во­ро­та­ми оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка Пре­свя­тая Де­ва не от­кры­ла свя­то­му Гав­ри­и­лу Свою во­лю во сне, ска­зав, что не же­ла­ет быть хра­ни­мой ино­ка­ми, а хо­чет быть их Хра­ни­тель­ни­цей. По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми, где находится и по сей день. По­это­му свя­тая ико­на на­зы­ва­ет­ся Пор­та­и­тис­сою, Вра­тар­ни­цею.

См. фильм "Иверская икона Божией Матери" .

См. также: Список храмов с престольным праздником Иверской иконы Божией Матери .

Икона Божией Матери посредница. Агиосоритисса

Икона иверской божьей Матери и споручница грешных. История иконы 02

Агиосоритисса. Халкопратийская икона Божией Матери. Из центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Византия. Конец XIV века

Агиосорити́сса ( греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα , происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός ( Агиа Сорос  — святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе ), Святорачица , Халкопратийская  — один из типов изображения Богородицы без Богомладенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.

Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X веков, получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV веков. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис ) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница . Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис ( Просительница ), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.

Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу), в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского ), которому, по легенде, явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду́хе Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной . На таких иконах «восстанавливается» деисусная композиция, к части которой восходит икона Агиосоритиссы: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу. К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах . На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии , указывающей путь припадающим.

На Западе несколько особо чтимых икон такого типа находятся в Риме , попав в Вечный город с Востока разными путями в разное время ( Богородица Эдесская , Божия Матерь Санлукская (Арачели) , Богоматерь Сан Систо и др.). Все они имеют византийское происхождение и почитаются в течение многих веков как чудотворные, привлекая массу православных и католических паломников из разных стран. Несмотря на то, что исследователи датируют эти изображения VIII—XIII веками, церковные летописи и легенды приписывают их авторство евангелисту Луке . В связи с этим подобный тип изображений был в Риме довольно популярен, невзирая на его восточно-христианские корни — с этих почитаемых икон было сделано довольно много списков , которые впоследствии украсили собой главные алтари католических и православных церквей по всей Италии и также прославились своими чудотворениями.

    Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля . Феофан Грек (?). Конец XIV — начало XV века

    Деисусная икона Богородицы. Тверь. Первая половина XV века. ЦМиАР , инв. № КП 441

    Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими. Из старообрядческой молельной Волкова кладбища. Санкт-Петербург. XVII век

    Божия Матерь «Эдесская» ( Мадонна ди Сант-Алессио ) из церкви Святого Алексия в Риме . Византия, XII век

    Филермская икона Божией Матери . 46 год. Ныне в Цетинском монастыре

    М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2000. — Т. I. — С. 254. — 752 с. — 40 000 экз.  — ISBN 5-89572-006-4 .

Источник: https://by-womens.ru/stati/ikona-sporuchnica-greshnyh-i-iverskoy-bozhey-materi-chudotvornaya-ikona-bozhiey-materi

Корецкая икона споручница грешных.


Корецкая ("Споручница грешных") икона Божией Матери

Древняя благодатная икона Божией Матери «Споручница Грешных» Корецкая хранится с XVII века в Свято-Воскресенском Корецком девичьем монастыре (ныне Ровенская епархия). Икона издревле находилась в замке корецких князей и носила наименование «благодатной». Когда последний из православных корецких князей Самуил в 1622 году был взят в плен турками и в Стамбуле убит, его брат Иоанн, который вынужденно стал католиком, предложил своей сестре игумении Серафиме забрать икону из княжьей молельни в православный Корецкий девичий монастырь.

Торжественное перенесение благодатной иконы «Споручница грешных» было совершено в 1622 году, в четверг по Святой Троице. В этот день и было установлено празднование в честь иконы, которое торжественно отмечается по настоящее время.

Имеются свидетельства от многих людей, которые подтверждают, что в случае каких-то неустройств, семейных неурядиц и особенно когда «болит душа», приходящие к иконе «Споручница грешных» после молитвы перед ней получают душевное облегчение и помощь в своей нужде.

17 августа 1998 года настоятельницей Свято-Троицкого Корецкого женского монастыря Ровенской епархии было подано Прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию о благословении на внесение в список чудотворных икон Божией Матери, входящий в состав Патриаршего церковного календаря, вышеуказанной иконы. По благословению Святейшего Патриарха празднование в честь Корецкой иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» внесено в календарь.

Основной день празднования иконы всегда бывает в четверг по Троице. Празднование в честь Корецкой иконы «Споручница грешных», как и других одноименных икон из других мест, совершается также 20 марта и 11 июня по новому стилю.

Корецкая икона споручница грешных.

Корецкая ("Споручница грешных") икона Божией Матери.

Корецкая икона споручница грешных.

Корецкая ("Споручница грешных") икона Божией Матери.

Корецкая икона споручница грешных.

Корецкая ("Споручница грешных") икона Божией Матери.

Споручница грешных акафист. Икона Божией Матери "Споручница грешных"

  • Сведения
  • Акафист
  • Канон
  • Сведения об иконе Божией Матери «Споручница грешных».

    празднование совершается 7/20 марта и 29 мая/11 июня

    И кона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». Споручница, то есть Поручительница или Посредница между Господом Иисусом Христом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница.

    На иконе изображена Пресвятая Богородица с Богомладенцем на левой руке; главы Их украшены венцами. Младенец Иисус обеими руками касается простертой к Нему правой руки Богоматери. Над главой Богоматери начертана звезда, от которой полукружием до половины изображения с обеих его сторон начертано по 6 звезд (вероятно, символизирующих двенадцать святых апостолов). По углам иконы изображены свитки с надписью: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну: да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Мене испросят».

    Образ этот в прошлом столетии находился между другими старинными иконами в обветшавшей часовне у ворот Никольского Одрина монастыря (при реке Одрине), в семи верстах от города Карачева Орловской губернии.

    В 1843 году многим жителям Карачева было открыто в сновидениях, что икона является чудотворной.

    В 1844 году от иконы последовало чудесное исцеление двухлетнего мальчика, страдавшего не поддающимися лечению припадками. Тогда же икону торжественно перенесли в соборный храм Никольского монастыря. В последующие годы, особенно во время эпидемии холеры в 1847 - 1848 годах, многие безнадежно больные, с верою притекшие к чудотворной иконе, заступничеством Богоматери получили исцеление и возвратились к жизни.

    В Никольском монастыре в честь чудотворного образа был сооружен большой трехпрестольный храм. В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула с образа был сделан список, помещенный первоначально в его доме. Этот список оказался чудотворным, источающим целительное миро, и был перенесен в Никольский храм в Хамовниках. В храме устроили отдельный придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», освященный в 1872 году. Этот чудотворный список прославился также исходившим от него светом по ночам и многими другими знамениями. Только с 1844 по 1850 год от иконы «Споручница грешных» последовало не менее 115-ти засвидетельствованных чудесных исцелений.

    Празднование в честь иконы Богоматери совершается (кроме 7 марта) также 29 мая,— установленное в 1898 году, в память 50-летия пребывания чудотворной иконы в московском Никольском храме в Хамовниках.

    Чтимые списки с иконы «Споручница грешных» имелись во многих православных храмах в России. Некоторые из них также прославились чудотворениями.

Видео «Завет» ◆Икона Богородицы «Споручница грешных»