Как татуировки формируют судьбу человека: мифы и реальность

Как татуировки формируют судьбу человека: мифы и реальность

Татуировки часто ассоциируются с рядом мифов и предрассудков, которые могут сильно влиять на восприятие этих украшений. Однако, не все представления о татуировках соответствуют реальности. Рассмотрим некоторые из самых распространенных мифов и опровергнем их:

Миф 1: Татуировки являются признаком преступности и асоциальности. Это утверждение ни в коей мере не подтверждено фактами. Татуировки сегодня носят люди самых разных профессий и социальных статусов: от врачей и учителей до банковских служащих и бизнесменов. Внешний вид не должен быть основным критерием для суждений о человеке.

Миф 2: Татуировки наносятся только для внешнего эффекта. Несомненно, некоторые люди делают татуировки, чтобы привлечь внимание или создать определенный образ. Однако, существует также множество других причин искусства на теле. Татуировки могут быть выражением личной идентичности, памятью о близких людях, символом веры или важного события в жизни.

Миф 3: Татуировки приводят к отрицательным последствиям для здоровья. Современная татуировка выполняется с использованием специального оборудования и строгих санитарных мер. Безопасность и качество материалов и красок играют важную роль, поэтому риск для здоровья минимален. Однако, важно пользоваться услугами профессиональных тату-мастеров и соблюдать правила по уходу за татуировкой после процедуры.

Миф 4: Татуировки нельзя удалить или изменить. Это не совсем правда. С развитием технологий удаление татуировок стало возможным с помощью лазеров. Однако, процесс может быть долгим и требовать нескольких сеансов. Ответственность за выбор дизайна и его размещение на теле лежит на самом человеке, поэтому перед принятием решения следует тщательно обдумать свой выбор.

Татуировки — это форма искусства и самовыражения, которая может быть носителем памяти, символом важных событий или просто украшением. Различные мифы, связанные с татуировками, могут исказить реальность и создать стереотипы. Вместо того, чтобы осуждать людей с татуировками, лучше узнать историю, которую они хотят рассказать через свои телесные украшения.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Как татуировки могут влиять на социальное восприятие человека

Татуировки могут существенно влиять на социальное восприятие человека, особенно в консервативных обществах. В некоторых культурах татуировки считаются символом и креативности, тогда как в других они могут быть восприняты как признак асоциального поведения. Например, в Японии татуировки долгое время ассоциировались с преступным миром, хотя в последние годы отношение к ним стало мягче. В профессиональной среде татуировки могут быть ограничением при поиске работы, особенно в сфере, где важна официальность. Однако в творческих профессиях татуировки часто воспринимаются как часть образа и даже могут быть дополнительным преимуществом. В целом, социальное восприятие татуировок зависит от культурного контекста и профессиональной среды.

Вопрос 2: Может ли татуировка повлиять на самооценку человека

Татуировка может оказать значительное влияние на самооценку человека, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, татуировка может стать символом самоидентификации, подчеркнуть индивидуальность и повысить уверенность в себе. Например, человек, сделавший татуировку после преодоления трудностей, может чувствовать себя сильнее и более устойчивым к вызовам жизни. С другой стороны, если татуировка не соответствует ожиданиям или вызывает негативные реакции со стороны окружающих, это может привести к чувствам стыда или неуверенности. Важно помнить, что самооценка зависит не только от внешнего вида, но и от внутреннего состояния человека.

Вопрос 3: Есть ли статистические данные о том, как татуировки влияют на карьеру человека

Существуют исследования, которые показывают, что татуировки могут влиять на карьерные перспективы, особенно в определенных отраслях. Например, в консервативных сферах, таких как государственный сектор или банковский сектор, татуировки могут быть восприняты как неподходящие и даже стать препятствием для трудоустройства. Однако в творческих и молодежных индустриях, таких как дизайн, искусство или IT, татуировки часто воспринимаются как норма и могут даже быть дополнительным плюсом. Согласно опросам, около 40% работодателей в США заявляют, что татуировки могут негативно повлиять на решение о приеме на работу. Тем не менее, в последние годы отношение к татуировкам становится более терпимым, особенно среди молодого поколения.

Вопрос 4: Как татуировки могут отражать внутренний мир и характер человека

Татуировки могут быть отражением внутреннего мира и характера человека, если они имеют глубокий смысл и значение для их обладателя. Например, человек, который прошел через трудные времена, может сделать татуировку, символизирующую его силу и выносливость. Другой человек может выбрать изображение, которое отражает его интересы, ценности или убеждения. Однако стоит помнить, что татуировка — это не только отражение внутреннего мира, но и способ выразить себя внешне. Некоторые люди выбирают татуировки просто потому, что им нравится их внешний вид, без глубокого символического значения. В любом случае, татуировка становится частью идентичности человека и может рассказывать о его жизни и опыте.

Вопрос 5: Какие культурные различия существуют в восприятии татуировок

Культурные различия в восприятии татуировок очень значительны и зависят от исторических, религиозных и социальных контекстов. В некоторых культурах татуировки считаются священным искусством и используются для обозначения статуса, духовных практик или культурной принадлежности. Например, в Новой Зеландии татуировка маори — это важная часть культурного наследия и используется для передачи информации о родстве и происхождении. В других культурах татуировки могут быть запрещены или строго ограничены, например, в некоторых исламских странах, где они считаются запретными с религиозной точки зрения. В современном мире глобализация привела к тому, что татуировки стали более распространенными и принятными, но культурные различия все еще играют большую роль в их восприятии.

Вопрос 6: Может ли татуировка повлиять на личные отношения и вызвать конфликты

Татуировка может повлиять на личные отношения, особенно если она вызывает негативные реакции у партнера или членов семьи. Например, если человек сделал татуировку, которая противоречит ценностям его близких, это может привести к конфликтам и недоразумениям. Однако в многих случаях татуировка может также укрепить отношения, если она является символом общих ценностей или опыта. Важно помнить, что татуировка — это личный выбор, и каждый человек имеет право принимать решения о своем теле. Если возникают конфликты, важно провести открытый и честный разговор, чтобы понять точки зрения друг друга и найти компромисс.

Вопрос 7: Может ли татуировка привлечь удачу или, наоборот, привлечь неприятности

Верование в то, что татуировка может привлечь удачу или неприятности, часто основано на суевериях и культурных убеждениях. Например, в некоторых культурах считается, что определенные символы, такие как четырехлистный клевер или гамса, могут привлечь удачу. Однако это зависит от личных убеждений и восприятия. С другой стороны, если человек делает татуировку в состоянии эмоциональной нестабильности или без должного размышления, это может привести к сожалению или неприятностям в будущем. Важно подходить к выбору татуировки ответственно и учитывать все возможные последствия, чтобы избежать негативных последствий.

Вопрос 8: Как современные технологии влияют на восприятие татуировок и их влияние на судьбу человека

Современные технологии существенно изменили восприятие татуировок и их влияние на судьбу человека. Например, развитие технологий удаления татуировок с помощью лазера делало возможным удалить нежелательные татуировки без серьезных последствий. Это снижает риск того, что татуировка станет постоянным препятствием в жизни. Кроме того, социальные сети и интернет-ресурсы позволяют людям делиться своими татуировками и находить вдохновение, что способствует распространению татуировочного искусства. Однако технологии также могут создавать иллюзию, что татуировки можно легко убрать, что может привести к бездумному подходу к их выбору. В целом, современные технологии делают татуировки более доступными и гибкими, но важно помнить, что они все еще остаются частью тела и жизни человека.

Как татуировки могут влиять на самооценку и уверенность человека

Начать хотелось бы с того, что самооценка – это сложный конструкт, на который влияет множество факторов. Самооценка – это процесс оценки самого себя и формирования собственного мнения о себе. Это внутренняя оценка своих качеств, достижений, навыков, осознание сильных и слабых сторон, исследование собственных убеждений, ценностей и стилей поведения.

Факторы, влияющие на самооценку:

  • Социальные факторы – мнения и оценки окружающих, общественные стандарты, социальные нормы и ожидания.
  • Личные достижения – успехи или неудачи в различных областях жизни. Достижения могут укрепить уверенность в себе, в то время как неудачи могут вызвать сомнения.
  • Собственные убеждения и ценности – личные убеждения и ценности формируют основу для оценки того, насколько человек считает себя ценным и успешным.
  • Опыт взаимодействия с окружающими – реакции окружающих на поведение человека, превалирование поддержки, укрепляющей самооценку, или критики, подрывающей веру в себя.
  • Сравнение с другими людьми – погоня за некими идеальными стандартами и сравнение не в свою пользу снижают самооценку, чувство превосходства дает более высокую, но не всегда адекватную и здоровую самооценку .
  • Эмоциональное состояние – положительные эмоции благотворно влияют на самооценку, в то время как отрицательные могут плохо влиять на восприятие себя и своих способностей.
  • Физиологические факторы – хорошее здоровье, красивая фигура и внешность, развитые физические качества (сила, ловкость, грация, прочие) поднимают самооценку. Наличие физических изъянов и элементов несовершенства, как реальных, так и вымышленных, способно погубить самооценку.

Влияют ли татуировки на восприятие человека в обществе и его социальный статус

Ключевые слова

ТАТУИРОВКА / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / ТЕЛО КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ / ФУНКЦИИ ТАТУИРОВКИ / МОТИВАЦИЯ НАБИВАНИЯ ТАТУИРОВКИ / ПРЕИМУЩЕСТВА ТАТУИРОВКИ / НЕДОСТАТКИ ТАТУИРОВКИ / ВОСПРИЯТИЕ ТАТУИРОВКИ / TATTOO / APPEARANCE / CULTURAL NORMS / THE BODY AS A TOOL OF COMMUNICATION / TATTOO FUNCTIONS / TATTOO MOTIVATION / TATTOO BENEFITS / TATTOO IMPERFECTIONS / TATTOO PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кораблева Ольга Владимировна

В системе социальной коммуникации особое место занимает язык человеческого тела, посредством которого человек получает возможность осуществлять связь с окружающими. Тело - это важнейшее средство коммуникации, с помощью которого люди передают значительный объем индивидуальной информации для окружающих, стремясь стимулировать и регулировать их поведение. В связи с этим пониманием роли и места тела человека в контексте межличностного взаимодействия татуировку возможно рассматривать как специфическое средство самопрезентации. В статье представлены результаты проведенного в 2020 году эмпирического социологического исследования об отношении к татуировке среди жителей города Тольятти. В исследовании, проведенном посредством анкетирования, приняли участие 297 человек. В статье рассматриваются такие вопросы, как мнение горожан относительно ряда моментов: назначение татуировки на теле современного человека, приемлемость татуировки на теле представителей мужского и женского пола, мотивация при набивании тату, преимущества и недостатки ношения татуировки , значение татуировки при трудоустройстве, в рамках личных взаимоотношений и т.д.

Есть ли культурные или исторические примеры, где татуировки играли значительную роль в судьбе человека

Ранняя японская татуировка была тесно связана с японской гравюрой эпохи Эдо, и ее стилистические особенности, и именно они впечатлили сначала американских моряков, а потом и художников, и особенно то, что это не фигуративная татуировка, а цветная, покрывающая большие участки тела — «костюмы». Если мире, в основном, там, где существовала тату-традиция царила одноцветная орнаментальная татуировка, то в Японии сформировался совершенно другой ее вид. Кроме характерных для Японии изображений — карпов, хризантем и цветков сакуры, и сама форма татуировки сильно отличалась от всего остального, что и американцы и европейцы могли наблюдать в традиционных племенах и обществах.
Американцы, вдохновившись цветной японской татуировкой, стали разрабатывать ее формы у себя. Американские мастера вступали в переписку с японскими (Моряк Джерри), обмениваясь эскизами, техниками. Одним из первых сформировавшихся стилей стал тот, который сейчас знают под названием олд скул (старая школа). Это татуировки с ярким четким контуром и цветной заливкой. Это несопоставимо с тем, что традиционно для Японии, но благодаря этому влиянию в мировой татуировке появился цвет. Сначала красный, желтый, зеленый и сине-зеленый. В течение ХХ цвета палитра художников расширялась. Для некоторых цветов даже известны имена художников, которые их разработали и ввели в употребление. Например, фиолетовый цвет ввел в употребление Дон Эд Харди, ученик Моряка Джерри, один из самых знаменитых татуировщиков и основатель школы олд скул. Сегодня тату-мастера не ограничены в средствах самовыражения, им доступны любые краски и оттенки, но этот путь был запущен знакомством с японской традицией.
Американцы вдохновились японской татуировкой, хотя у коренного населения США была своя очень разнообразная традиция тату, которая с приходом колонистов замкнулась в границах резерваций. И в Америке сложилась такая странная ситуация, что несмотря на то, что эта традиция существовала у коренного населения, взаимоотношения с ними у колонистов «не сложились», и позднее вдохновились они заморской японской традицией.
Сейчас у коренных американцев идет возрождение своей традиционной татуировки. Это сложный путь, потому что она во многом утеряна, также как и язык и верования. Тем не менее процесс возрождения начался, и многие молодые коренные американцы сотрудничают с антропологами и с историками, и способствуют тому, чтобы возродить коренные традиции, и в том числе и татуировку.

Может ли татуировка стать определяющим фактором в карьерном росте или личных отношениях

  • юрист
  • практикующий психолог, психоаналитик, EMDR терапевт

Татуировки и пирсинг известны человечеству уже более 5000 лет. Мотивы нанесения татуировок или ношение пирсинга различны. Иногда это совершается в память о близком человеке, важном событии или отношениях. Татуировки или пирсинг могут являться свидетельством принадлежности человека к какой-либо социальной группе. Иногда это просто маркер индивидуальности.

В профессиональном кругу психологов бытует мнение, что татуировки и пирсинг нередко имеют мазохистскую природу. Такая форма самовыражения используется при невозможности вербализировать сложные эмоции для человека с помощью языка. Но вопреки сложившемуся стереотипу, большинство взрослых людей, имеющих татуировки, не ассоциируют их с бунтарством или культурной отчужденностью. Обычно не делают их импульсивно или в состоянии алкогольного опьянения и не жалеют о том, что сделали их впоследствии.

Сегодня можно встретить сотрудников различных компаний с татуировками и пирсингом. Это связано с тем, что компаниям необходимо привлекать молодые кадры и самим идти в ногу со временем, соответствуя современным тенденциям, формируя привлекательность в глазах потребителей их услуг. Тенденции таковы, что татуировки и пирсинг достаточно популяризированы среди молодежи.

Законодатель не запрещает и не ограничивает татуировки и пирсинг, поэтому их наличие не может стать мотивацией для отказа в трудоустройстве, если профессиональные качества кандидата соответствуют должности, на которую он претендует. Но у многих компаний есть этический кодекс, который определяет этические принципы деятельности своих сотрудников, в том числе их внешний вид и соответствие ценностям компании.

Как правило, положения о внешнем виде сотрудников четко определяют позицию компании по поводу татуировок и пирсинга. Нередко встречается запрет открытой демонстрации татуировок и пирсинга на рабочем месте. То есть татуировки и пирсинг в таком случае создают серьезные сложности, если располагаются на частях тела, которые невозможно или трудно скрыть под одеждой.

Также организация имеет право устанавливать требования к внешнему виду своих сотрудников прямо в трудовом договоре . В будущем изменение внешности, нарушающее условия трудового договора, может привести не только к дисциплинарным взысканиям , но и к его расторжению.

Как организационный психолог я консультирую учредителей различных компаний и встречаю разное отношение не только к татуировкам и пирсингу, а в общем к внешнему виду. Среди моих клиентов есть как и лояльно настроенные работодатели, так и те, кто крайне консервативен и не приемлет такой вид самовыражения у своих сотрудников.

По опыту своей работы могу сказать, что крупные и статусные компании более серьезно и даже предвзято относятся к внешнему виду своих сотрудников. Поэтому, выбирая компанию для трудоустройства, я рекомендую заранее знакомиться с ее внутренними требованиями к внешнему виду и ее основополагающими ценностями, которым необходимо будет соответствовать, подписав трудовой договор.

Как татуировки отражают внутренний мир и личность человека

Татуировки издавна служат способом самовыражения, отражая личность, культуру и жизненный путь человека. Новое исследование , проведенное учеными из Школы управления информацией Университета Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, раскрывает связь татуировок с жизнью человека и его восприятием разных событий. Работа была опубликована в Journal of the Association for Information Science and Technology.

В ходе исследования были проведены интервью с 23 участниками из Новой Зеландии. Ученые анализировали, как татуировки помогают людям осмысливать и фиксировать значимые события и разные периоды в их жизни. Оказалось, что процесс создания тату — это не просто физическое нанесение рисунка, а глубокая когнитивная и эмоциональная работа с информацией.

Татуировка как средство сохранения информации

Многие участники исследования отмечали, что их татуировки служат своеобразными «якорями памяти», помогая запечатлеть важные моменты или переживания. Например, некоторые делали татуировки в честь рождения ребенка, чтобы увековечить этот радостный момент. Другие выбирали рисунки, символизирующие преодоление трудностей или начало нового этапа в жизни.

Интересно, что процесс выбора и создания татуировки часто сопровождается тщательным поиском информации и осмыслением. Люди изучают символику, ищут подходящие изображения, консультируются с мастерами и близкими. Этот процесс помогает не только создать уникальный рисунок, но и глубже понять собственные чувства и мысли, связанные с событием или периодом жизни.

Помимо личного значения, татуировки часто становятся средством коммуникации с окружающими. Они могут рассказывать истории, демонстрировать принадлежность к определенной группе или выражать поддержку каким-либо идеям. Таким образом, татуировка становится не только отражением внутреннего мира человека, но и способом взаимодействия с обществом.

Существуют ли исследования, подтверждающие влияние татуировок на судьбу, или это всего лишь суеверия

Шкала «Оправдание с отрицанием ответственности (ОсОО)»: средние показатели значимо и ярко преобладают у группы «Татуированные» (64,03), по сравнению с «Контрольной» группой (33,01). Из этого следует, что респонденты первой группы отрицают свою ответственность, оправдывая себя и свою безответственность различными способами в системе отношений «личность — общество», что обычно трактуется как потеря регулятора деятельности личности как социального существа.

Шкала «Оправдание с принятием ответственности (ОсПО)» тоже значимо выражена у группы «Татуированные» (55,22) — более, нежели у «Контрольной» группы (31,32). Из этого следует, что молодые люди могут возлагать на себя ответственность в ситуациях преодоления стресса, и, возможно, эти ситуации стресса могут быть ими преувеличены или переоценены.

Шкала «Отречение» доминирует у группы «Татуированные» — 59,61; у «Контрольной» группы — 38,26. Вероятно, респонденты из группы «Татуированные» используют данную тактику самопрезентации чаще, что может являться одним из способов справиться со страхом, т.е. стремлением отрицать или отгораживаться от какой-либо ситуации или чьего-то поведения, если это не согласуется с их интересами и убеждениями.

Шкалы «Препятствование самому себе» и «Извинение» также значимо различаются у двух групп и занимают высокий рейтинг среди других показателей

Шкала «Желание понравиться» — самая выраженная и первая в рейтинге у группы «Татуированные» — 72,56; где у «Контрольной» группы — 32,42. Таким образом, данная тактика самопрезентации часто используется молодежью с татуировками, они любят фотографироваться, выкладывать фотографии в социальные сети и получать ободрение и подкрепление в виде «лайков» и «комментов».

Шкала «Запугивание» не получила при сравнении двух групп значимых различий, и у обеих групп это самая невыраженная характеристика.

Шкала «Просьба/Мольба» более доминирует у группы «Татуированные» (47,05), нежели у «Контрольной» группы (31,8), что говорит о том, что молодые люди с татуировками проявляют некую избирательность в общении, которая задается извне, т.е. не самим субъектом, а его окружением, потому у него появляется желание присоединиться к какому-то определенному человеку или группе, субкультуре.

Шкалы «Приписывание себе достижений» (ПСД) и «Преувеличение своих достижений (ПрСД)» также значимо различаются у двух групп и занимают высокий рейтинг среди других показателей: субъект с татуировками самовозвышается в своих глазах, старается демонстрировать высокую самооценку и доминирование. Привлекая к себе взгляды других людей татуировками, он пытается обратить их внимание на свои достижения или преувеличивать свои достижения.

Шкала «Негативная оценка других» и шкала «Пример для подражания» имеют между собой взаимосвязь и наиболее выражены у группы татуированных. Стремление стать лидером за счет негативной оценки или быть примером для подражания относится все еще к подростковым реакциям и желаниям, которые говорят о психологической незрелости молодежи, где татуировки — это знак самостоятельности и взрослости, но знак внешний, не связанный с внутренней наполненностью. Таким образом, мы можем сделать вывод о высоком уровне стремления к самопрезентации молодежи с татуировками за счет внешних характеристик.

Характеристики внутренней наполненности субъекта можно увидеть через диагностику экзистенциальных (сущностных) определений личности, которые мы проанализировали с помощью сравнения данных по группам, полученных в ответах опросника «Шкала Экзистенции» . Методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер измеряет, насколько человек живет осмысленно и в гармонии с собой, как сам человек видит свою жизнь (рис. 6).

Как татуировки формируют судьбу человека: мифы и реальность

Анализ средних значений показателей по шкале экзистенции показал, что молодежь без татуировок живет более осмысленно. По всем шкалам (самодистанцирование, самотрансценденция, свобода, ответственность, персональность, экзистенция) у них наблюдаются более высокие показатели.

Статические значимые различия были выявлены в таких показателях, как самотрансценденция, ответственность, экзистенциальность и общий показатель — эти критерии были выше у молодежи без татуировок (p ≤ 0,001).

Самодистанцирование показывает способность человека отойти на дистанцию по отношению к себе самому, быть волевым, осознанным, что он может при необходимости сместить на второй план свои желания, представления, чувства, намерения, ради возможности взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции. Этот показатель может быть как положительным (в данном случае), так и отрицательным, показывающим возможность отчуждения от телесности. Самотрансценденция является завершающим звеном самодистанцирования. Она возвращает вновь человека к самому себе через чувствование внутреннего соотнесения с собой в прикосновении к ценностям мира. Самотрансцендирование свидетельствует о принятии своей телесности, своей субъектности, своего «Я». В данном случае на самотрансцендирование больше способны молодые люди, не наносящие татуировки (балльные оценки у «Т-гр» — 38,24 и у «К-гр» — 59,96 баллов).

Свобода дает возможность действовать в соответствии с собственной иерархией ценностей и приходить к лично обоснованному решению. Соотнесение с этими внутренними и внешними условиями ведет к тому, что наступает ясность в принятии решений. В нашем случае показатели «свободы» очень близки у обеих групп (44,08 и 47,56 баллов).

Ответственностью измеряется способность человека доводить до конца решения, которые были приняты на основании личных ценностей. Процесс воплощения в жизнь собственных замыслов дает чувство уверенности, что все делается правильно. Человек совершает поступки либо с осознанием их обязательности для себя, либо с осознанием обязательств перед кем-то. Переживаемая ответственность является основным компонентом формирования самоценности. Значимые различия по показателю «ответственность» (балльные оценки по этому показателю у группы «Татуированные» — 43,2 и у «Контрольной» группы — 64,88 баллов) говорят о том, что для молодежи, наносящей татуировки, труднее нести ответственность за себя и перед другими людьми.

Степень экзистенциальной исполненности показывает, насколько осмысленна жизнь, присутствует ли внутреннее согласие, соотносятся ли сущности решения и поступки. И здесь значимые различия («Т-гр» — 73,4 и «К-гр» — 104,44 баллов, где (p ≤ 0,001) между двумя группами демонстрируют, что экзистенциальной исполненности не достает респондентам группы, обладающим татуировками.

Для выявления взаимосвязи между показателями мы использовали корреляционный анализ Спирмена. И получили следующие результаты, которые важно обсудить. Мы обнаружили коэффициент корреляционной связи между всеми переменными и вынесли в таблицу наиболее интересные и значимые результаты по связям между переменными показателей самоотношения и самопрезентации (см. табл. 1).

Как татуировки формируют судьбу человека: мифы и реальность 01

В группе молодежи с татуажем прослеживается корреляционная связь по показателям «желание понравиться», «запугивание», «пример для подражания» и «ожидание отношения других людей» в самоотношении.

Эта корреляция показывает, что для молодежи с татуировками характеристики их самоотношения связаны с отношением к ним других людей, которым им важно понравиться. Для этого они или выбирают тактику запугивания, либо стремятся быть примером для подражания, что повышает их самоотношение. Тогда как для контрольной группы «пример для подражания» имеет обратную связь с показателем «ожидание отношения других людей».

Показатель самопрезентации «оправдание с отрицанием ответственности» у молодежи с татуировками имеет обратную корреляционную связь с показателем «саморуководство» и «самопринятие», что свидетельствует о нежелании или неумении брать ответственность на себя при самостоятельном решении жизненных вопросов. «Саморуководство» в этой группе также напрямую связано со стратегией запугивания и — при обратной корреляции — с показателем «пример для подражания», из чего мы можем сделать заключение, что при «саморуководстве», при самостоятельном принятии решений респонденты этой группы мало доверяют себе и не являются для себя примером подражания. Противоположным образом ведут себя молодые люди без татуировок: при «саморуководстве» они стараются не обращаться за помощью и проявляют активность, стремясь быть примером для подражания.

Молодые люди контрольной группы, демонстрируя высокий уровень «самопринятия» в самоотношении, не «приписывают себе достижений», здесь выявлена обратная корреляционная связь.

У молодых людей с татуировками наблюдается обратная взаимосвязь между «самопониманием» и «отречением» в качестве самопрезентации, что свидетельствует об уходе в отречение от чего-либо, возможно, себя, т.е. когда у респондентов нет четкого понимания себя и своих действий (пример: девушка, сделавшая наколки в юном возрасте, хочет пойти учиться на педагога, она считает, что татуировки могут осложнить поступление в педагогический колледж, и потому свою неуверенность в успешной сдаче экзаменов она оправдывает фразой: «Меня все равно с наколками в педагоги не возьмут»).

Коэффициенты корреляционной связи между переменными самооценки и самопрезентации также оказались не столь многочисленными, но красноречивыми. Мы вынесли в таблицу 2 наиболее интересные, значимые результаты по этим связям. Показатель самооценки «нравственность» имеет прямо пропорциональную связь с показателем «пример для подражания» у молодежи контрольной группы и обратно пропорциональную связь у молодежи с татуировками. Такую ситуацию можно интерпретировать как желание молодежи контрольной группы быть примером для подражания вместе со стремлением к самооценке своего поведения как нравственного.

Как татуировки формируют судьбу человека: мифы и реальность 02

Молодежь с татуировками чем больше стремится быть «примером для подражания», тем меньше оценивает свое поведение с точки зрения нравственных начал. И одновременно, чем больше респонденты этой группы желают быть примером для подражания, тем меньше они оценивают свое поведение как самостоятельное, с адекватным «чувством реальности».

Чем выше оценивают свою креативность молодые люди с татуировками, тем больше они «желают понравиться»; тогда как молодые люди контрольной группы, чем выше осознают свою креативность, тем меньше уходят в «отречение» от тех или иных действий при самопрезентации.

Молодые люди с татуировками — более экстравертированные личности: чем больше проявлена у респондентов экстраверсия, тем меньше они включаются в самопрезентацию с «оправданием с принятием ответственности», но при этом хотят быть «примером для подражания».

Был выявлен также коэффициент корреляционной связи между переменными самопрезентации и шкалами экзистенции (см. табл. 3). В группе молодежи без татуажа существовала обратная корреляционная связь по показателям «самодистанцирование» и «отречение», «препятствие самому себе». Такая связь может говорить о том, что чем лучше субъект может дистанцироваться и посмотреть на себя со стороны, тем меньше он будет «отрекаться», желать спрятаться и «препятствовать самому себе».

Подобная вышеописанной обратная связь проявляется у показателей «персональность» и «отречение».

Как татуировки формируют судьбу человека: мифы и реальность 03

Показатель «самотрансценденция» значимо меньше проявлен у группы с татуировками: чем меньше они принимают свою телесность и свое «Я», тем более они занимают извиняющуюся позицию при самопрезентации.

Эта связь кажется нам достаточно логичной, если вспомнить мысль М.М. Бахтина, что любить свое тело — это глубокое внутреннее переживание для человека, тогда субъекту с татуировками эта любовь к своему телу как объекту дается с большим трудом и переживается в самопрезентации как «извинения».

В группе молодых людей с татуировками обнаружилась значимая корреляционная связь между показателями «свобода» и «запугивание», т.е., чем более свободно себя чувствует такой молодой человек, тем активней его тактика запугивания при самопрезентации.

Чем выше проявлен показатель «персональности» — раскрытия Бытия-Person или открытости «Я» миру — тем меньше «оправдания с принятием ответственности» демонстрируют молодые люди с татуажем (обратная корреляционная связь) и «отречения» — молодые люди контрольной группы (без татуажа). В то же время, при высокой «персональности» молодежь с татуировками стремится быть примером для подражания (прямая корреляционная связь). В целом, у молодых людей с татуировками «персональность» проявлена несколько ниже (рис. 6), что говорит о меньшей психологической зрелости, нежели у молодых людей без татуировок.