Мудрость в крошках: сказки и притчи о хлебе
- Мудрость в крошках: сказки и притчи о хлебе
- Связанные вопросы и ответы
- Какую роль играет хлеб в сказках и притчах разных культур
- Каким образом хлеб используется как символ в этих историях
- Какие моральные уроки можно извлечь из сказок о хлебе
- Как хлеб отражает ценности общества в этих историях
- Есть ли исторические события или традиции, связанные с хлебом, которые изображены в этих сказках
- Как персонажи этих историй относятся к хлебу, и что это раскрывает о их характере
- Можно ли рассматривать хлеб в этих сказках как метафору чего-то большего
- Как темы изобилия и нехватки связаны с хлебом в этих историях
Мудрость в крошках: сказки и притчи о хлебе
Да не оскудеет рука дающего…
Бабушка была такая бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у нее соседка-злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью ее попрекала. И вдруг заметила соседка: как только она принимается хлеб печь, у старушки тоже из трубы дым идет, будто хлеб печется.
— Неужто эта нищенка тоже разбогатела? — удивилась соседка. — Надо бы заглянуть к ней, проверить.
Заходит соседка к старушке, а та действительно каравай из печи вынимает.
Посадила старушка соседку за стол, хлебом свежим ее угощает.
Удивилась соседка:
— Откуда же у тебя хлеб? Недавно ты была беднее бедного, а теперь каждый день хлеба печешь?
И рассказала ей старушка, что устала она от попреканий в бедности. И стала головню дымящуюся в печь подкладывать, когда соседка принималась хлеб печь. Неделя так проходит, другая, вот старушка и придумала:
— А дай-ка я буду Бога о милости Его просить каждый раз, как головню в печку кладу.
Так и стала поступать. Положила она головню в печку, помолилась, и вдруг кто-то стучится в окошко. Стоит старик нищий, весь в лохмотьях, хлебушка просит. А хлеба-то в доме ни куска. Отдала старушка старичку последнюю свою картофелину. Тот ее съел и снова хлеба просит.
Откуда же я тебе, старче, хлеба возьму? — говорит старушка.
— А ты из печи достань, — отвечает старичок.
Заглянула старушка в печь, а там и впрямь готовый каравай лежит. Охнула она, достала каравай из печи, стала старичка кормить. Он съел весь каравай и еще просит.
— Нет у меня больше хлеба, — говорит старушка.
— А ты снова из печи достань, — говорит старичок.
Смотрит старушка — там опять каравай лежит.
Достает она каравай из печи, а сама вслух удивляется:
— До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?
— А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик.
Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие символы связаны с хлебом в сказках и притчах
Хлеб в сказках и притчах часто символизирует жизнь, труд и благополучие. Он может означать также гостеприимство и радушие, как, например, в истории о хлебе, поданном страннику. Иногда хлеб выступает как символ благодарности, напоминая о важности ценить то, что у нас есть. В некоторых историях хлеб связан с магией или чудесами, подчеркивая его священное значение. Таким образом, хлеб является многозначным символом, отражающим различные аспекты человеческой жизни и культуры.
Вопрос 2: Какие сюжеты в сказках связаны с хлебом
В сказках хлеб часто является центральным элементом сюжета, например, в истории о бедной старухе, которая разделила свой последний хлеб с нуждающимся, и была за это награждена. В других историях хлеб может быть магическим, как в сказке о хлебе, который приносит удачу или исцеляет. Иногда хлеб становится предметом поиска, как в сказках о поисках хлеба для голодающих детей. Эти сюжеты teach важности щедрости, трудолюбия и надежды.
Вопрос 3: Как хлеб связан с трудом в сказках и притчах
Хлеб в сказках и притчах часто связан с трудом и земледелием. Например, в истории о крестьянине, который возделывал землю и собирал урожай, чтобы испечь хлеб для своей семьи. Труд над хлебом символизирует плодотворный труд и вознаграждение за усилия. В некоторых историях хлеб используется для подчеркивания важности терпения и настойчивости, как в сказке о человеке, который ждал созревания зерна, чтобы получить хороший урожай. Таким образом, хлеб олицетворяет результат труда и заботу о будущем.
Вопрос 4: Как хлеб используется как символ гостеприимства в сказках
Хлеб в сказках часто является символом гостеприимства и доброты. Например, в истории о хозяине, который подал хлеб страннику, демонстрируя свою щедрость и радушие. В других сказках хлеб может быть подарком для гостей, подчеркивая важность угощения и заботы о других. Иногда хлеб используется как способ примирения или выражения благодарности, как в сказке о человеке, который принес хлеб врагу в знак мира. Таким образом, хлеб воплощает ценности гостеприимства и взаимной поддержки.
Вопрос 5: Какие моральные уроки можно извлечь из сказок о хлебе
Из сказок о хлебе можно извлечь множество моральных уроков. Например, важность благодарности за то, что у нас есть, как в истории о человеке, который не ценил хлеб, пока не остался без него. Также хлеб учит щедрости и доброте, как в сказке о старухе, которая поделилась последним хлебом с нуждающимся. Кроме того, хлеб может символизировать необходимость трудолюбия и терпения, как в истории о крестьянине, который возделывал землю и ждал урожая. Эти уроки напоминают нам о важности простых ценностей в жизни.
Вопрос 6: Как хлеб связан с религиозными и культурными традициями в сказках
Хлеб в сказках часто связан с религиозными и культурными традициями. Например, в некоторых историях хлеб используется как символ общения с богами, как в ритуалах, где хлеб приносится в жертву. В других сказках хлеб может быть частью праздничных традиций, как в истории о праздничном хлебе, который выпекается на важные даты. Также хлеб может символизировать единство и общину, как в сказках о совместном выпекании хлеба для всех жителей деревни. Таким образом, хлеб отражает глубокие культурные и духовные традиции.
Вопрос 7: Как современные интерпретации сказок о хлебе могут быть применены к реальной жизни
Современные интерпретации сказок о хлебе могут вдохновлять нас на благотворительность и помощь нуждающимся, как в истории о щедрой старухе. Также они напоминают о важности ценности труда и терпения, как в сказках о крестьянине и его урожае. Кроме того, хлеб может символизировать необходимость бережливости и умения ценить то, что у нас есть, как в истории о человеке, который не ценил хлеб. Эти уроки актуальны и сегодня, подчеркивая важность простых ценностей в современном мире.
Какую роль играет хлеб в сказках и притчах разных культур
Пирог с материнским благословением
Мистическая суть хлеба – животворящего и раскрывающего суть человека – очень часто используется в сказках. И в мрачно-готической новелле, и в насмешливой притче, и в современном варианте «городской легенды».
Всегда на слуху «Тёплый хлеб» Паустовского, в котором как будто сама мать-сыра земля, сама природа осуждает алчность и приветствует милосердие…
Андерсен в образе хлеба показывает саму душу человека, божественные дары – и глупое дитя, поправшее хлеб, чтобы не испачкать нарядных башмачков – это человек, отказавшийся от своей души.
Тревожная история Инге показывает спуск души в самые низменные пределы бытия, в самый ад.
К болотнице в пивоварню, где от каждого чана разит…Где «липкое холодное месиво» дурных воспоминаний о грехах. Здесь в гостях жуткие гости – чёрт и чёртова бабушка, которая охотно забирает Инге с собой.
Ад изображен как приёмная в учреждении – она уходит в бесконечность. А Инге и другие несчастные грешники исполняют роли истуканов, статуй, символизирующих грехи.
Инге прикована к своему попранному хлебу – он стал символом ее бесконечных мучений, ее амплуа в этом театре.
Но отломить кусочек от него нельзя…и её начинает мучить голод.
Оказывается, она стала притчей во языцех на покинутой земле.
Все презирают девочку, наступившую на хлеб.
Но однажды происходит чудо. Услышав историю Инге, маленькая девочка пожалела её.Более того, невинное дитя не произнесло ни слова осуждения, на которые так тороваты были все подряд.
Лишь молвила:
- Бедная Инге…
И у бедного истукана в чёртовой передней что-то дрогнуло там, где было сердце.
Шли годы…но здесь в преисподней они ощущались как бесконечность.
И вдруг Инге опять услышала своё имя, произнесенное с величайшей жалостью. Та маленькая девочка прожила праведную жизнь, состарилась и теперь готовилась уйти в мир иной. И в эти последние минуты праведница вспомнила и горячо помолилась о «девочке, наступившей на хлеб».
Что произошло?
Луч света проник в преисподнюю!
Истукан исчез…наверх к свету стрелой взлетела крошечная птичка!
И эта птичка была Инге.
Как ей понравилось в мире! Как она любовалась, вертя маленькую головку, на всё вокруг!
Птичка принялась трудиться. Весь год собирала она зёрнышки, кусочки хлеба, но сама почти ничего не клевала, а относила другим птицам…
Так трудилась она всё лето и всю ледяную зиму.
И вот она собрала и раздала так много крошек, что вместе они весили как тот хлеб, на который некогда наступила Инге…
И когда была отдана последняя крошка, серые крылышки птички распустились в гигантские белые паруса. Она полетела над морем навстречу восходу…и вдруг исчезла.
«- Она улетела на солнышко! – сказали дети».
Недостаточно одного лишь покаяния, с него только всё начинается. Инге в буквальном смысле выплачивает свой «хлебный долг», чтобы восстановить равновесие в мире.
Хлеб, из-за нее попавший в ад, за пределы бытия, это символ испорченных истраченных даров небесных…их нельзя вернуть, их можно заново создать, восстановить.
Сакральную роль играет материнский пирог в шотландской сказке-притче.
Полпирога или пирог? Выбирай…
Юноша собирается уйти из родного дома, как водится, совершать подвиги и спасать принцесс от великанов.
Мальчику нужно дать пирог на дорогу. Матушка отправляет его к источнику, чтобы он принёс воды, и она могла замесить тесто.
Сказка подробно, с лукавым многословием, объясняет:
«Пирог мог получиться большой или маленький – смотря по тому, сколько воды принёс бы сын. А кроме этого пирога, её нечего было дать ему с собой».
К сожалению, кувшин оказался с трещиной, много воды вытекло…пирог получился совсем маленький.
Вот тут-то матушка и задаёт сыну интересный вопрос:
- Сыночек, может, возьмёшь только половину пирога? Тогда получишь моё благословение в придачу. А если возьмёшь целый, я тебя прокляну.
Юный прагматик, не ведая, что автор сказки производит над ним теософский опыт, простодушно повторяет ошибку Инге.
- Мне бы целый, матушка…Идти-то далеко, неизвестно, когда и подкрепиться можно будет.
Каким образом хлеб используется как символ в этих историях
В «Ночи» Эли Визеля хлеб является повторяющимся символом самых необходимых жизненных потребностей. Во время Холокоста заключенные были лишены даже самого необходимого, включая еду. Хлеб, однако, является одним из немногих продуктов, которые они смогли получить. Таким образом, хлеб становится метафорой средств к существованию в трудные времена.
- Хлеб представляет собой основную потребность человека в питании, чтобы выжить и остаться в живых.
- Хлеб символизирует надежду в мире. что в противном случае лишено его. Каждый кусочек хлеба давал заключенным силы продолжать жить и верить в то, что они выживут.
- Хлеб также символизирует социальное взаимодействие и общность. В концлагерях заключенные выстраивались в очередь, чтобы получить свой ежедневный паек хлеба — это было время для их общения и поддержки друг друга.
Важность хлеба еще больше подробно описано в мемуарах. Когда отец Эли умирает, он испытывает сильное чувство утраты не только потому, что потерял отца, но и потому, что знает, что больше не будет получать дополнительную порцию хлеба, которую удалось получить его отцу. Это символизирует значение хлеба не только как источника пропитания, но и как форму утешения и любви.
Использование Визелем хлеба как символа пропитания и надежды является острым напоминанием о ценности самые простые вещи в жизни. Он подчеркивает силу надежды и общности даже в самых ужасных обстоятельствах.
Символизм хлеба | Описание |
---|---|
Пропитание | Хлеб представляет собой самую основную потребность человека в питании, чтобы выжить и остаться в живых. |
Надежда | Хлеб символизирует надежду в мире, который иначе ее лишен. |
Сообщество | Хлеб также символизирует социальное взаимодействие и сообщество. |
Комфорт и любовь | Хлеб – это форма комфорта и любви. |
Благодаря использованию хлеба как символа, Визель успешно передает ужасы и лишения концентрационных лагерей, а также важность надежды, общности и ценность даже самых простых вещей в жизни.
Какие моральные уроки можно извлечь из сказок о хлебе
Сказка К. Паустовского принадлежит к тем произведениям, которые следует передавать из поколения в поколения. В ней автор напоминает о вечных человеческих ценностях, поэтому каждый читатель сможет извлечь для себя полезные уроки.
В начале произведения К. Паустовский рассказывает о коне, раненном немцами. Его вылечил старый мельник Панкрат и конь стал его помощником. Таким образом, автор показывает, что на добро всегда откликаются добром. Старику трудно было прокормить коня, но его выручили жители деревни. Так писатель намекает, что просить помощи у окружающих не стыдно, всегда найдутся люди, готовые помочь.
Наиболее ценные нравственные уроки читатель получает, наблюдая за поступками Фильки и переменами его характера. К. Паустовский рассказывает, что мальчик был нелюдимым, не имел друзей, ведь не доверял окружающим. Он не знал, как это сочувствовать кому-то, помогать, зато мог запросто нагрубить. Из-за Филькиного характера пострадала вся деревня.
Филька обидел коня. Мальчишка знал, что конь не сможет постоять за себя, поэтому обошелся с ним очень грубо: ударил по губам и накричал. Хлеб герой выбросил в снег. А ведь каждый знает, что надругаться над хлебом – большой грех. Природа наказала мальчишку за его неразумные поступки. Автор ярко описал перемены погоды, чтобы выразительно показать, какая беда спустилась на село Бережки. Последствия Филькиного поведения еще раз напоминают нам простую истину: нужно обдумывать каждый свой поступок, каждое свое слово, чтобы не подвергать опасности ни себя, ни окружающих.
Как хлеб отражает ценности общества в этих историях
Хлеб на протяжении веков был символом изобилия и изобилия в литературе. Он представляет собой жизненные потребности и утоление голода. Хлеб также может символизировать удачу, успех и процветание. Вот несколько примеров использования хлеба в качестве символа изобилия в литературе:
- В Библии хлеб упоминается как «посох жизни» и ассоциируется с Божьим обеспечением и изобилием. В истории умножения хлебов и рыб Иисус берет несколько буханок хлеба и умножает их, чтобы накормить большую толпу, символизируя изобилие Божьей благодати и обеспечения.
- В «Оливере Твисте» Чарльза Диккенса », хлеб – символ страданий и голодной смерти бедняков. Персонаж Оливер, как известно, просит еще хлеба, представляя его отчаянный голод и нехватку доступных ему ресурсов.
- В «Преступлении и наказании» Федора Достоевского персонаж Соня предлагает хлеб главному герою Раскольникову, символизируя ее сострадание и человечность перед лицом его преступлений. Хлеб символизирует простую потребность в пропитании и подчеркивает разницу между выживанием и процветанием.
Хлеб также может ассоциироваться с сообществом, сотрудничеством и обменом. Во многих культурах совместное преломление хлеба является символом единства и гостеприимства. Это нашло отражение и в литературе:
- В романе Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» персонаж Сантьяго делит свой хлеб с мальчиком, который помогает ему на рыбалке. Этот акт щедрости и совместного использования ресурсов призван символизировать важность сообщества и взаимной поддержки.
- В фильме Тони Моррисон «Возлюбленные» персонаж Денвер делит хлеб с призраком, обитающим в доме ее семьи, демонстрируя ее готовность связаны с прошлым и важностью признания и почитания тех, кто был до нас.
Чтобы полностью понять символизм хлеба в литературе, может быть полезно взглянуть на различные виды хлеба и их культурное значение. Например, традиционная еврейская хала олицетворяет важность субботы и особенности совместной трапезы, а хлеб на закваске ассоциируется с новаторским духом американского Запада. Ниже приведена таблица с описанием некоторых распространенных видов хлеба и их культурного значения:
Тип хлеба | Культурное значение |
---|---|
Хала | Символ еженедельной субботней трапезы и еврейской культуры. |
Закваска | Ассоциируется с находчивостью и независимости американского Запада. |
Багет | Символ французской культуры и кухни. |
Пита | Распространен в ближневосточной кухне и часто используется как посуда для совместного приготовления блюд. |
Наан | Популярен в индийской кухне и часто подается с блюдами карри или используется для заворачивания еды. |
В целом, хлеб является мощным символом в литературе, представляющим как простые удовольствия от еды, так и более глубокие значения сообщества, сострадания и изобилия.
Есть ли исторические события или традиции, связанные с хлебом, которые изображены в этих сказках
Дорогие ребята и уважаемые родители!
Предлагаем вам познакомиться с семейным бытом и традициями русского народа по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.
У Александра Сергеевича есть три замечательные сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В них наиболее ярко отображены семейные отношения между героями.
В сказке «О рыбаке и рыбке» главные герои – муж и жена. Дни их текут скучно и медленно, детей у них нет. Жизнь прошла, они одиноки, им заботиться не о ком и о них позаботиться некому: изба покосилась, корыто разбито, главной в семье является старуха. Старик полностью повинуется своей жене, не перечит, что противоречит семейному укладу, так как в семье главой должен быть муж – так всегда было на Руси. На счастье старику была дана рыбка, но без старухи он и решить ничего не мог. Так и остались они вновь у разбитого корыта. Старуха не оценила поступков мужа, который выполнял все её требования, а старик так и не проявил самостоятельности. В их семье счастья не было. Александр Сергеевич показывает нам, что такие семейные отношения, не являются правильными.
В сказке «О царе Салтане» также затронута тема семьи, завистливых людей. В сказке показаны отношения и между мужем и женой, и между детьми и родителями. Дети относятся к своим родителям с большим уважением, почтением. Князь Гвидон обращается к матери со словами: «Государыня- царица». Пушкин словами царевны лебеди излагает требования к жениху, правила семейной жизни:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь.
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом.
Князь Гвидон даёт клятву жить в совете и любви. И ведёт невесту к матери просить благословения. Раньше на Руси молодые люди не могли жениться без благословления отца и матери. И князь соблюдает эти традиции. В те времена отношение к браку было очень серьёзным, жить вместе супруги обещали «пока смерть не разлучит». Отношения князя Гвидона и царевны лебеди являются примером настоящей любви, целомудрия. В сказке всё заканчивается хорошо. Гармония во всём, любви и счастья достойны все – и дети, и родители.
Сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях» учит нас тому, что ещё может случиться в семейной жизни. В семье должны быть счастливы все: и родители, и дети. Не показывает нам поэт царя как родителя. Возможно, не общался он с дочерью и не интересовался, как ей живётся с мачехой. Потому и случилась беда с царевной, но любовь жениха к ней победила всё, даже смерть. И читатель верит, что молодые создадут крепкую семью, сохраняя народные традиции.
Сказки А.С. Пушкина раскрывали секреты семейного счастья, служили напоминанием для тех, кто забывал традиции семейной жизни.
Эти сказки учат и нас строить семью на основе любви и взаимоуважения.
Как персонажи этих историй относятся к хлебу, и что это раскрывает о их характере
Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:
- Филька — главный герой «Теплого хлеба». Это мальчик со злым, жадным и угрюмым характером, осторожен со сверстниками и не доверяет им, поэтому в его окружении нет товарищей. Он груб и заносчив не только с ровесниками, но и с людьми пожилого возраста. Постоянно ругается с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Он стал причиной появления метели из-за того, что ударил коня, а затем бросил ему хлеб в снег. Но после рассказа старушки о людской злости, понял свою ошибку, попросил прощения у лошади.
- Старый конь — животное выступает в роли мерила человеческих качеств, помогает выявлять людские пороки и положительные черты. Боевого скакуна после ранения оставили в деревне, местные жители подкармливали скотину. Только Филька отнесся к животному жестоко, он ударил его. На злобу и жадность подростка конь взмахнул хвостом, после этого началась сильнейшая метель, в результате которой замерзла река, встала мельница. Но в конце конь все-таки прощает раскаявшегося мальчугана.
- Панкрат — старый мельник, который взял коня себе, он прожил жизнь, поэтому мудр и опытен. С любовью и уважением относится к боевой лошади, раненной на войне. Он не спешит давать совет прибежавшему к нему Фильке, дает ему время самостоятельно понять ошибку и исправить ее. Мальчик собирает вокруг себя сверстников, и товарищи совместными усилиями раздолбили лед. Мельник поддерживает решение и приводит на помощь взрослых жителей деревни.
Можно ли рассматривать хлеб в этих сказках как метафору чего-то большего
Названия могут многое рассказать о произведениях, ведь очень часто авторы зашифровуют в них основной мотив, идею или ключевой образ. Значение некоторых названий можно понять только прочитав и осмыслив произведение. Таким является название «Теплый хлеб», которое К. Паустовский дал своей сказке. Писатель переплел традиционные представления о хлебе с теми, что продиктованы сюжетом сказки.
Образ хлеба символический. Традиционно он означает плодородие, достаток, домашний уют, счастье. У славян он символизировал также солнце. Отсюда и круглая форма каравая. В сказке К. Паустовского этот образ появляется несколько раз. Сначала автор не говорит о нем прямо, зато рассказывает о старом мельнике Панкрате, который уже почти не молол хлеб, но мука навсегда въелась в его одежду. Эта деталь показывает любовь старика к его труду и уважение к хлебу.
Тут можно много чего добавить
вот еще:
Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня. Рассказ "Теплый хлеб" раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека. Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении. Анализ рассказа "Теплый хлеб" был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны. Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное. Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало. На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Здесь, делая анализ рассказа "Теплый хлеб", подчеркнем, что однако есть один человек, который выделяется на фоне всех - это Филька. Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня. Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, а бьет его по губам. Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне - наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть. В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.
Как темы изобилия и нехватки связаны с хлебом в этих историях
Мазина О.А. 1
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Калуги
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый золотистый ". Теплый хлеб в моем понимании - это хлеб, который приносит в дом тепло, добро и мир. У хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнения с хлебом. Хлеб — продукт мало того, что очень древний, но к тому же ещё и чрезвычайно популярный. В настоящее время бытует много противоречивых мнений о хлебе, утрачивается исторически сложившееся отношение к хлебу. При этом специфическое отношение к нему как к причине ожирения и разных проблем со здоровьем сложилось совсем недавно, а до этого он во многих странах являлся основой рациона для всех жителей без исключения, и богатых, и бедных. Разумеется, за столь долгую историю в разных точках мира появились многочисленные национальные сорта хлеба, отличающиеся друг от друга очень сильно не только внешне или на вкус, но и по своему влиянию на организм. Хлеб стал символом пропитания, объединив под своим названием все виды еды. Именно с хлебом ассоциируется жизнь, именно про хлеб создано множество поговорок и изречений. Что мы о нём знаем? К сожалению, наше поколение мало кто знает о ценности хлеба. Нередко можно увидеть в школьной столовой остатки недоеденного хлеба. И практически совсем никто не знает о существовании фирменного бренда «калужское тесто». К сожалению, наверно, ни один современный калужанин не сможет похвастаться, что он пробовал такой продукт. Я подумала, если расскажу одноклассникам историю возникновения хлеба, традиции связанные с хлебом, научу, как можно использовать кусочки недоеденного хлеба, то ребята задумаются и пересмотрят свое отношение к хлебу.