Павловопосадские платки: история и традиции

Павловопосадские платки: история и традиции

Павловопосадские платки - это особый вид русского народного искусства, который был создан в городе Павловский Посад в Московской области. Эти платки были известны своей красотой и уникальным дизайном, который был разработан местными мастерами. История и традиции Павловопосадских платков являются важным элементом русской культуры и искусства.

История Павловопосадских платков

История Павловопосадских платков началась в XVIII веке, когда в городе Павловский Посад была построена первая мануфактура по производству шёлка. Вскоре мануфактура стала производить также и платки, которые были украшены вышивкой и орнаментом. В начале XIX века Павловопосадские платки стали очень популярными и были известны далеко за пределами города.

Традиции Павловопосадских платков

Павловопосадские платки были не только украшением, но и частью русской культуры и традиций. Они использовались для украшения одежды, как подарки на свадьбу и другие праздники. Вышивка на платках была очень сложной и требовала много времени и терпения. Мастера использовали различные техники вышивки, такие как крестовая, гладь и другие.

Современные Павловопосадские платки

Сегодня Павловопосадские платки являются популярным сувениром и очень ценятся коллекционерами. Они продолжают быть важным элементом русской культуры и искусства. В городе Павловский Посад есть музей Павловопосадских платков, где можно узнать больше о истории и традициях этого уникального искусства.

Список литературы

  • История Павловопосадских платков. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.02.2023).
  • Павловопосадские платки. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.02.2023).
  • Музей Павловопосадских платков. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.02.2023).

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое платье из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Платье из павловопосадских платков с кожаными - это женское платье, изготовленное из павловопосадских платков и кожи. Павловопосадские платки - это разноцветные, декорированные узорчатыми рисунками платки, которые производятся в городе Павлов Посад Московской области. Кожа, которую используют для изготовления такого платья, может быть различной, но чаще всего используется натуральная кожа, так как она имеет хорошие качества в плане прочности и долговечности.

Вопрос 2: Как изготовляется платье из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Изготовление платья из павловопосадских платков с кожаными включает несколько этапов. Сначала изготовляются сами платки, которые делаются из натуральной хлопчатобумажной ткани. Затем на платки наносится узор, который делается вручную или с помощью специальных машин. После этого платки обрабатываются для того, чтобы они были мягкими и не выцветали. Затем изготовляется сама одежда, которая состоит из платка и кожи. Кожа обрабатывается, чтобы она была мягкой и удобной для ношения. В конце концов, платье собирается из всех этих частей.

Вопрос 3: Как выглядит платье из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Платье из павловопосадских платков с кожаными обычно имеет свободный или прямой силуэт, что позволяет носить его в различных ситуациях. Платье может быть различной длины, от короткого до длинного. Платки, которые используются для изготовления платья, обычно имеют яркие цвета и узоры, что делает платье очень выразительным и экстравагантным. Кожа, которая используется для изготовления платья, обычно чёрная или коричневая, что делает платье более сдержанным и элегантным.

Вопрос 4: Как носить платье из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Платье из павловопосадских платков с кожаными можно носить в различных ситуациях, в зависимости от длины и стиля. Если платье короткое, то оно можно носить на дне рождения или на вечеринке. Если платье длинное, то оно можно носить на свадьбу или на торжественные мероприятия. Платье из павловопосадских платков с кожаными можно носить с обувью на высоком каблуке или на платформе, чтобы сделать фигуру выше и стройнее. Также можно носить платье с различными аксессуарами, такими как колье, браслеты или серьги.

Вопрос 5: Как ухаживать за платьем из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Уход за платьем из павловопосадских платков с кожаными зависит от материала, из которого сделано платье. Платки, которые используются для изготовления платья, обычно хлопчатобумажные, поэтому их можно стирать в стиральной машине на умеренной программе. Кожу, которую используют для изготовления платья, нужно обрабатывать специальными средствами для кожи, чтобы она не высыхала и не теряла своей эластичности. Также нужно избегать прямых солнечных лучей и высоких температур, чтобы кожа не потемнела и не высохла.

Вопрос 6: Где можно купить платье из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Платье из павловопосадских платков с кожаными можно купить в магазинах одежды, которые специализируются на русской национальной одежде. Также можно найти такое платье на интернет-аукционах или в интернет-магазинах, которые продают русскую национальную одежду. При покупке такого платья нужно обратить внимание на качество материалов, из которых сделано платье, и на размеры, чтобы платье было удобным и красивым.

Вопрос 7: Какова цена платья из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Цена платья из павловопосадских платков с кожаными зависит от многих факторов, таких как размер, материал, узор и стиль. В среднем, такое платье может стоить от 5000 до 20000 рублей. Однако, если платье изготовлено из натуральной кожи и имеет сложный узор, то его цена может быть выше. Также стоимость платья может зависеть от места продажи, так как в разных магазинах она может быть разная.

Вопрос 8: Как выбрать правильный размер платья из павловопосадских платков с кожаными

Ответ: Чтобы выбрать правильный размер платья из павловопосадских платков с кожаными, нужно знать свои размеры и сравнить их с размерами, которые указаны на сайте или в каталоге магазина. Если вы покупаете платье в интернете, то нужно обратить внимание на размеровку, которая указана на сайте, чтобы выбрать подходящий размер. Если вы покупаете платье в магазине, то можно попросить продавца помочь вам выбрать подходящий размер. Также можно попробовать надеть платье и посмотреть, как оно сидит на вас, чтобы быть уверенным в правильном выборе.

Что такое павловопосадские платки

Павловопосадские платки — удивительное явление русской культуры со своей историей и богатыми традициями. Россыпь дивных цветов навевает ассоциации с роскошным садом или летним лугом. Можно увидеть и необычные фигурки, похожие на причудливо изогнутые капли. Некоторые линии тоньше волоса — их вряд ли возможно разглядеть невооружённым глазом. Однако в результате композиция получается на редкость утончённой, с тщательно проработанными нюансами.

Сотканная легенда

Начало было положено в 1795 году, когда крестьянин Иван Лабзин основал мануфактуру по производству шалей в селе Павлово (ныне город Павловский Посад Московской области). Продолжили дело Яков Лабзин (правнук основателя) и Василий Грязнов. При них начался выпуск шерстяных шалей и платков с набивным рисунком. Первые образцы появились в 60-х годах XIX столетия. Красивые изделия была оценены даже при дворе, Яков Лабзин получил звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны.

После революции предприятие было национализировано, оно стало известно как Старо-Павловская фабрика. Интересно, что в тот период шла нешуточная борьба между старым и новым искусством, что коснулось и народных промыслов. Были попытки выпуска платков с рисунками на революционные и другие злободневные тогда темы. Однако победа осталась за традиционными узорами и цветами.

В 1937 году продукция была с успехом представлена на Всемирной выставке в Париже. Во время войны произошёл некоторый спад производства, однако затем промысел продолжил активно развиваться. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью. В 1965 году фабрика была переименована в Московское производственное платочное объединение, а с 1994 года предприятие носит название ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Создание чудес

Традиционные павловопосадские платки — шерстяные и полушерстяные. Выпускаются также шёлковые изделия. Ткань ткётся и обрабатывается особым образом, у мастеров есть немало секретов. Бережно сохраняются традиции производства, при этом идёт освоение новых технологий. Изготовление платков и нанесение на них рисунков — сложный, многоэтапный процесс. Чтобы изделие появилось на свет, требуется проделать около ста операций.

Художники создают эскизы будущих платков, тщательно подбираются краски. Нити подвергаются особой обработке, чтобы они стали прочнее, а шерстяная ткань в итоге получилась тонкой и нежной. После того как полотно соткано, оно отбеливается, что делает его более восприимчивым к краске. После нанесения рисунков ткань должна особым образом дозреть, чтобы цвета стали ярче. Затем полотнище разглаживается и нарезается на отдельные платки.

До 1970-х годов рисунок наносился при помощи деревянных резных форм. Затем для этих целей стали использоваться шёлковые и капроновые сетчатые шаблоны. Это позволило сделать изображения красочнее, а очертания рисунков более изящными. К самым дорогим платкам добавляется бахрома — её вяжут вручную, что требует большого мастерства.

Зримая музыка

Узнаваемые орнаментальные мотивы — так называемые «огурцы» (пейсли), от которых веет восточной экзотикой. Каплеобразные элементы с загнутым кончиком смотрятся очень изысканно и колоритно. Такой узор нередко называют «турецким», он по сей день пользуется любовью модниц. Есть несколько версий его происхождения. Вероятнее всего, его прототипами стали узоры с персидских или индийских тканей.

Цветы — главные «герои» многих композиций. Среди них есть особенно популярные. Редкий платок обходится без розы — королевы цветов. Аксессуары с белыми лилиями нередко становятся элементами свадебного наряда. И, конечно, не обходится без ромашек — символа русской природы. Очень часто можно увидеть георгины. Интересно, что они могут быть любых расцветок, даже таких, каких нет в природе.

Весь платок смотрится как красочный букет. При этом композиции всегда строятся симметрично. Им присущ особый ритм, даже музыкальность — как будто народные напевы оживают и становятся зримыми. Платок похож на настоящую картину — им можно любоваться долго и долго. Дивные гирлянды тянутся из прошлого в настоящее и будущее. История павловопосадских платков продолжается, поэтому можно ожидать, что в неё будет вписано ещё немало ярких страниц.

Что такое павловопосадские платки. Павловопосадские платки: как они появились и в чём их особенности?Что такое павловопосадские платки. Павловопосадские платки: как они появились и в чём их особенности?Что такое павловопосадские платки. Павловопосадские платки: как они появились и в чём их особенности?

Где и когда были созданы павловопосадские платки

Никто из «фальшивоплаточников» не производит платки на шерсти, чаще всего поддельные платки печатают на некачественных, искусственных тканях. Также мошенники не выпускают платки на больших размерах — им это невыгодно. Самый простой способ не нарваться на подделку — купить платок либо в магазине «Павловопосадские платки» официальных дилеров мануфактуры, либо на официальном сайте www.platki.ru Но даже если вам приглянулся платок, то нужно пройтись по списку. Для начала нужно изучить размерный ряд павловопосадских шерстяных платков — 72х72 см, 89х89, 110х110, 125х125, 146х146, 148х148. Никаких других размеров на фабрике не выпускают, например, 100х100 см — уже подделка.

Павловопосадские платки: история и традиции 03Второй видимый признак подделки — бахрома. Ее делают на бахромной машине, которая была специально создана для Павловопосадской фабрики. Больше в мире таких нет. Она приметывает нити через определенный шаг. На поддельных платках бахрома либо пришита вручную, и тогда расстояние между нитями будет разным и изделие будет выглядеть неаккуратным, либо и вовсе на кайму платка пристрачивается готовая бахрома на бейке.Стоит внимательно рассмотреть рисунок. Никогда у Павловопосадских платков вы не увидите контрастных переходов между цветами.

Павловопосадские платки: история и традиции 04Павловопосадские платки: история и традиции 05А у фальшивок можно найти совершенно невообразимые сочетания. Кроме того, иногда будет видна кривая и грубая печать, где рисунок будет наезжать друг на друга. Также стоит обратить внимание на этикетку к платку — на настоящем всегда будет указана фамилия художника этого рисунка. Отличительным знаком Павловопосадского платка является товарный знак мануфактуры — роза в ромбе. Он напечатан на каждом без исключения платке, в уголке и выдержан в цветовой гамме. Есть и радикальный способ проверки. Поджечь ниточку из платка, шерсть оплавится и будет пахнуть паленым пером, а от синтетики будет идти химический запах.

Какие материалы используются для изготовления павловопосадских платков

Как можно декорировать павловопосадский платок?

Павловопосадский платок - это довольно яркий и красивый аксессуар. Однако можно сделать его ещё более эффектным. При этом очень важно соблюдать исконно русскую стилистику изделия (не использовать современные элементы: шипы, металлические клёпки и так далее). В противном случае платок может утратить свой первоначальный шик.

Как с помощью павловопосадского платка создать современный и оригинальный образ?

Павловопосадские платки на протяжении полутора веков считаются одним из эффектнейших аксессуаров. С помощью этих традиционно русских изделий сегодня можно создать яркий образ, который не останется без внимания окружающих.

Как подобрать платок на голову?

Платок является популярной деталью женского гардероба. С помощью правильно подобранного аксессуара можно создавать стильные и неповторимые образы, подчеркнуть красоту его обладательницы. Разнообразие женских платков позволяет выбрать подходящий вариант для любой погоды. Он будет согревать вас в зимние морозы, а летом защищать голову от палящих солнечных лучей. А как выбрать подходящий платок - рассказываем ниже.

Можно ли носить платок с брюками?

Платок считается особым аксессуаром, который можно подобрать под любой стиль одежды: от ковбойского и милитари до утонченного романтичного гламура. Современная мода предлагает разнообразные варианты ношения платков, что помогает создать порой очень неожиданный образ. Ниже рассматривается, как сочетать платки с брюками разных фасонов.

Какие виды изделий можно сделать из павловопосадских платков

    ольга вереск писал(а):

    Julia S. писал(а):Вот, собственно, и вопрос. Разбирали сегодня шкафы, нашлаСм. сообщение boulangerie . На нем есть маленькие дырочки. Носить точно никто не будет, но выбросить не подниматся рука, хотя набрали три огромных мешка на выброс. А платочек- никак. Вот думаю, что можно сделать. Руки растут из нужного места, но фантазии не хватает. Пока придумала только брошку-розочку. Может быть есть какие-нибудь идеи? Подскажите, пожалуйста.

    Единственное- шить на швейной машине я не умею и ее у меня нет.

    Julia S. я покупала как -то лоскуты Посадских платков и мне попались тоненькие полосочки,ну долго голову я не ломала.Купила пластиковый браслет и аккуратненько его обмотала тонким отрезком платка чтобы не было видно тех мест где он осыпается ,то есть среза.так обматывала браслет пока весь не обмотала ,а кончик аккуратно подвернула внутри браслета и пришила.получилось симпатично.Это первый вариантеще купила деревянные бусины,тонкую полоску платка сшила в длину,вывернула налицо и опуская по одной бусине,делала после нее узелок ,затем снова бусину ,потом снова узелок.Так постепенно получились у меня бусы.Это второй вариант.что можно сделать из маленьких обрезков платка,Брошь тоже симпатично смотрится,собираете на нить .в серединку пришиваете интересные камни и вуаля,брошь готова.Я то же делала такие браслеты из остатков палантина к изделию из палантина. Мне очень нравится- все в дело. И выглядит замечательно.

    Как отличить настоящие павловопосадские платки от подделок

    Особенно эффектно такие аксессуары смотрятся в сочетании с мехом. Длинная шуба и сапожки на каблуках больше подойдут высоким и худощавым девушкам, которые могут повязать платок на голову и дополнить комплект небольшой изящной сумочкой.

    Чем объемней мех на шубе, тем меньше должен быть платок.

    • Невысокие девушки, которые не хотят напоминать окружающим боярыню Морозову, в сочетании с платком должны отдать предпочтение легким полушубкам из коротковорсового меха: норки, стриженного кролика, козы и т. п. К такой шубе нужно правильно подобрать обувь. К узким джинсам можно надеть угги или ботинки на плоской подошве, отороченные мехом. Платье или юбку следует дополнить ботильонами или высокими сапожками из гладкой кожи.
    • Шуба или дубленка в сочетании с павловопосадским платком подойдет тем, кто хочет выглядеть стильно, элегантно и женственно даже в морозы.
    • С пальто павловопосадский платок тоже способен создать гармоничный ансамбль, причем верхняя одежда может иметь приталенный силуэт или выглядеть на несколько размеров больше, что особенно может понравиться юным девушкам, следящим за веяниями моды. Сам платок можно повязать на голову или оригинально обмотать вокруг шеи, венчая все интересным узлом.
    • Павловопосадский платок может добавить образу нежности, женственности, если его сочетать с пальто в английском стиле, приталенным или с поясом. В этом случае ткань должна быть однотонной или со слабовыраженным рисунком: елочкой, клеткой или полоской. Обувь и сумку лучше подбирать сдержанных, элегантных фасонов.
    • В качестве стильного и необычного аксессуара русский платок рекомендован юным особам, предпочитающим смелый и экстравагантный стиль — отчасти спортивный, отчасти винтажный. Они могут позволить себе надеть вместе с павловопосадским платком джинсы, просторную футболку и куртку-бомбер или пальто oversize любой длины. Дополнят образ яркие, в тон аксессуару, кеды, спортивная сумка или кожаный рюкзак.

    Как правильно ухаживать за платьем из павловопосадских платков с кожаными

    Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.

    Позднее платки с «турецким» узором также входили в ассортимент Павловопосадской платочной фабрики, хотя их выпускали значительно меньше, чем платков с цветочным орнаментом. Линия оформления шалей и платков цветочными мотивами получает большое развитие в 1870-х годах. Изображение цветов можно встретить и на тканых шелковых и набивных ситцевых платках , произведенных в 1-ой половине XIXвека на других российских фабриках, но, пожалуй. в лабзинских шалях впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно.

    Павловопосадские платки: история и традиции 06

    Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, жостовские подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.

    Рисунки шалей 1870-х — 1880-х годов очень разнообразны и говорят о высоком профессионализме художников фабрики. Композиции платков тех лет решались пышно, торжественно, или, напротив, легко и изящно. В их декоре, наряду с цветочными, использовались орнаментальные мотивы стилей предшествующих эпох: стилизованные ветви, завитки, условно решенные вазоны, фестончатые ленты в сложных разворотах. В изображении цветов предпочтение отдавалось садовым, в первую очередь, розам и георгинам.

    Павловопосадские платки: история и традиции 07

    В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.

    Для того, чтобы сделать ассортимент платков более разнообразным, закупали рисунки для них у московских художников и так называемые «образцовые платки» других мануфактур. Для использования своими рисовальщиками приобретали также репродуцированные изображения различных цветов, выполненные французскими и немецкими художниками. Конец XIX — начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Особой популярностью в эти годы пользовались шали двух типов. К первому относятся шали из тонкой полупрозрачной шерсти с шелковыми просновками или без них. Узор таких шалей набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.

    Какие цвета и узоры можно найти на павловопосадских платках

    Речь пойдёт не о музее павловопосадского платка.

    Традиционный павловопосадский платок — красота неимоверная, но экспозиция Музея истории русского платка и шали значительно шире и разнообразнее, потому и ещё интереснее. Это единственный в России музей, посвященный русскому платку. Он был открыт 14 марта 2002 в известном текстильном центре Московской области городе Павловском Посаде. Инициатором и создателем музея стал житель города, собиратель русской старины, член Клуба коллекционеров изобразительного искусства при ГМИИ им. А. С. Пушкина Владимир Федорович Шишенин. В основу фондов музея положена его уникальная коллекция платков и шалей 18–20 веков, впоследствии подаренная городу. Собранная по крупицам коллекция позволяет увидеть лучшие образцы известных мануфактур шести губерний России: Московской, Калужской, Владимирской, Костромской, Нижегородской и Вологодской. Каждый экспонат музея — это не только красивый и редкий предмет, но и богатый научный материал по текстильной промышленности и декоративно-прикладному искусству.

    Экскурсия длилась всего 45 минут, но мы узнали, а главное, увидели многое, на что раньше не обращали внимания: ну платок — он и в Африке платок, многое видели, в том числе и в живописи. Однако ни одна картина с изображением русского платка не даёт полного представления об особенностях узоров платков и мастерстве вышивальщиц, ткачей и набойщиков.

    В первом зале представлены традиционные платки с вышивкой. Полный восторг!